- севрский фарфор
- се́врский фарфо́рхудожественные изделия фарфорового завода в Севре, близ Парижа (основан в 1756). Посуда с яркой, сочной росписью, скульптура (обычно бисквит) из мягкого (с 1780-х гг. из твёрдого) фарфора в стиле рококо, с 1770-х гг. в стиле классицизма (по моделям Э. М. Фальконе и др.). В XX в. Севр остаётся центром производства французского фарфора.* * *СЕВРСКИЙ ФАРФОРСЕ́ВРСКИЙ ФАРФО́Р, художественные изделия фарфорового завода в Севре, близ Парижа. Первоначально фарфоровая мануфактура была основана в 1738 в замке в Венсене и выпускала главным образом изделия из мягкого фарфора. Венсенский фарфор начального периода отличался мастерством отливки разнообразных цветов, покрытых позолотой. С 1745 мануфактуре принадлежало монопольное право в производстве фарфора, туда стремились лучшие художники, дизайнеры-модельеры, ювелиры. Широко известны украшенные позолотой сосуды ювелира К. Дюплесси.
Покровителем Венсенской мануфактуры, а затем и Севрской был Людовик XV. Мадам де Помпадур (см. ПОМПАДУР Жанна) проявляла живейший интерес к делам фабрики, которая стала называться Королевской фарфоровой мануфактурой. С 1756 мануфактура была переведена в Севр. После смерти фаворитки короля в 1764 ее место заняла мадам Дюбарри (см. ДЮБАРРИ Мари Жанна), которая также стала влиятельной патронессой севрского фарфора.
В середине 1750-х годов был освоен выпуск статуэток в стиле рококо (см. РОКОКО) из неглазурованного фарфора — бисквита (см. БИСКВИТ). Фигурки и группы из бисквита, многие из которых создавались по моделям Фальконе (см. ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис), Буазо и др. скульпторов, отличались совершенством линий и необыкновенной пластичностью материала. Огромного прогресса севрские мастера достигли в получении химическим путем специальных фоновых красителей нежных тонов: небесно-голубого, желтого, зеленого, бирюзового.
Классический розовый фарфор получил название «роз Помпадур». Не заполненные красителем пространства изделий расписывались цветами, птицами с яркими оперением, щедро покрывались позолотой.
С 1760-х годов Королевская фарфоровая мануфактура становится бесспорным лидером в производстве роскошного фарфора, превосходя лучшие мейсенские (см. МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР) образцы. Проводятся ежегодные выставки.
К работе в Севре был привлечен талантливый художник и скульптор Франсуа Буше (см. БУШЕ Франсуа (живописец)), который создавал детские фигурки из бисквита.
Севрские гончары, начав с 1768 выпускать твердый фарфор, разработали новые фоновые цвета: синий, черепаховый, коричневый, черный. Стилевые предпочтения стали отдаваться классицизму (см. КЛАССИЦИЗМ).
После Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) Севрский завод перешел в государственную собственность, производство начало хиреть, но с приходом А. Броньяра (см. БРОНЬЯР), который стал с 1800 директором фабрики, оживилось. Он разработал оригинальные красители, имитирующие роспись масляными красками. В правление Наполеона создавались специально для императора огромные вазы, столовые сервизы с изображением сцен его военных побед в стиле ампир (см. АМПИР). Позднее были выпущены серии тарелок с индустриальными изображениями, включая цеха самой севрской фабрики, эти работы считаются шедеврами керамической росписи.
В 20 веке в создании изделий Севрского завода участвуют многие видные французские художники, в том числе Ж. Люрса (см. ЛЮРСА Жан).
Энциклопедический словарь. 2009.