Савина Мария Гавриловна это:

Савина Мария Гавриловна
Са́вина Мария Гавриловна
(1854—1915), актриса. С 1869 в провинции, с 1874 в Александринском театре (Санкт-Петербург). В совершенстве владела искусством сжатой, исчерпывающей характеристики персонажа. Игре свойственны простота, психологическая тонкость и изящество. Одна из лучших исполнительниц ролей в пьесах Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского: Марья Антоновна и Анна Андреевна («Ревизор» Гоголя), Верочка и Наталья Петровна («Месяц в деревне» Тургенева), Юлия Тугина («Последняя жертва» Островского) и др. Была в числе организаторов и председателей Русского театрального общества; основала убежище для престарелых артистов (ныне санкт-петербургский Дом ветеранов сцены им. Савиной).
* * *
САВИНА Мария Гавриловна
СА́ВИНА Мария Гавриловна [30 марта (11 апреля) 1854, Каменец-Подольск — 8 (21) сентября1915, Санкт-Петербург], русская драматическая актриса.
Начинающая провинциальная актриса
Дочь провинциальных актеров Г. Н. и М. П. Подраменцовых, выступавших под псевдонимом Стремляновы. Юная актриса также начинала свою карьеру как Стремлянова, но после того как вышла замуж за актера Н. Н. Славича (по театру Савина), навсегда оставила себе после развода (1874) его сценическое имя, под которым и вошла в историю театра.
Впервые выйдя на сцену семилетним ребенком, уже в пятнадцать являлась профессиональной актрисой. В своих мемуарах «Горести и скитания»(1883, изданы в 1927) Савина поведала о своих скитаниях по провинциальным сценам, о встречах с артистами, заменившими ей театральную школу, среди которых наибольшее влияние на нее оказали А. И. Шуберт и П. М. Медведев (см. МЕДВЕДЕВ Петр Михайлович), самый серьезный и культурный антрепренер тех лет. В его труппе, приобретя подлинные профессиональные навыки, она получила известность.
Александринка. Пришедшая слава
В 1874 приехала в Петербург, где дебютировала на сцене Александринского театра (см. АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР), который стал для нее родным до конца жизни. Она сразу же покорила столицу, завоевав любовь публики, и добилась первенства на императорской сцене. В 1882 вступила во второй раз в блестящий брак с Н. Н. Всеволожским, вскоре опять принесший ей горести и разочарования. Лишь встреча с А. Е. Молчановым в 1895, женой которого она стала в 1910, принесла семейный покой и благополучие.
За сорок лет «царствования» на александринской сцене Савина создала целую галерею женских образов. Она выступала в произведениях Тургенева (см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич), Л. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович), сыграла около тридцати ролей в пьесах Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) и множество ролей в пьесах текущего репертуара. В молодости это были роли неопытных и наивных девушек. Кроткие и страдающие или озорные и жизнерадостные — они относились к амплуа инженю, в которую актриса вносила современное звучание: смелость и глубину чувства, энергию и решительность, независимость и оригинальность характера (Верочка — «Месяц в деревне»Тургенева, Варя — «Дикарка»Островского). Взрослея, ее героини становились олицетворением женственности, то взбалмошной и капризной, то властной и победительной (Пушинская — «Тетенька» Н. Николаева /Н.Н.Куликова/, Феня — «Майорша» И. В. Шпажинского). В некоторых из них, холодных и расчетливых, обнаруживались зло и пороки современной жизни, выражался новый дух времени, толкавший женщину на путь авантюризма (Ольга — «Ольга Ранцева» Б. М. Маркевича, Волынцева — «Цепи» А. И. Сумбатова-Южина (см. СУМБАТОВ-ЮЖИН Александр Иванович)). Стареющие героини Савиной последних лет ее творчества, не желая смиряться, судорожно цеплялись за уходящую молодость и утерянную любовь (Наталья Петровна — «Месяц в деревне» Тургенева, Елена — «Симфония» М. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Модест Ильич)).
Неповторимый талант
Талант актрисы поражал современников широтой диапазона. Не зная границ в комедии, она сделала подвластной себе и сферу драмы, найдя и блестяще разработав в ней свои особые приемы будничного драматизма. Принадлежа к художникам аналитического склада, владея виртуозным мастерством, актриса в каждой роли создавала целостный и убедительный женский образ, в котором все было продумано и подчинено достоверности характера (Марья Антоновна — «Ревизор» Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич), Акулина — «Власть тьмы» Л.Н.Толстого). Савина привнесла на сцену знание жизни и ощущение времени, свой собственный опыт, а потому ее работы были проникнуты правдой жизни, подчас резкой и беспощадной. Актерская манера Савиной была яркой и неповторимой: ее роли, оригинально задуманные и правдиво сыгранные, отличались остротой и лаконичностью сценического рисунка, смелостью и выразительностью деталей, филигранной отточенностью формы при огромной внутренней энергии и точной направленности темперамента. Но все объединялось все неотразимым обаянием актрисы, ее женской притягательностью, эмоциональной заразительностью ее художественной личности, которая сквозила во всех ее созданиях и властно подчиняла зрителей. Многие знаменитые современники Савиной, с которыми она встречалась, переписывалась, дружила, работала, ценили в ней, помимо таланта, живой и острый ум, зоркую наблюдательность, не лишенную иронии и насмешки, бьющую через край жизненную энергию, чарующую женственность.
Не только сцена
В 1899 актриса предприняла заграничную гастрольную поездку в Прагу и Берлин с небольшой труппой и репертуаром из пяти пьес, возбудившую там интерес к русскому сценическому искусству. В том же году она получила звание «Заслуженной артистки императорских театров». Хотя девизом Савиной были слова «сцена — моя жизнь», ее неистощимой энергии хватало не только для театра, но и для заботы о ее тружениках. В 1883 она стала секретарем Общества для пособия сценическим деятелям, преобразованного в 1894 в Русское театральное общество, председателем Совета которого Савина оставалась до конца жизни. Ее совместными с Молчановым усилиями и на их средства было создано Убежище для престарелых сценических деятелей (ныне Дом ветеранов сцены, носящий имя Савиной).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Савина Мария Гавриловна" в других словарях:

  • Савина Мария Гавриловна — (1854—1915), актриса. С 1874 в Александрийском театре. Одна из лучших исполнительниц в пьесах А. Н. Островского, И. С. Тургенева. Среди ролей также: Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1881), Акулина («Власть тьмы» Л. Н. Толстого, 1895) …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • САВИНА Мария Гавриловна — (1854 1915) российская актриса. С 1869 в провинции, с 1874 в Александринском театре (Санкт Петербург). Одна из лучших исполнительниц в пьесах Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского. Была в числе организаторов и председателей Русского… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Савина Мария Гавриловна —       (1854 1915), актриса. С 1874 в Александрийском театре. Одна из лучших исполнительниц в пьесах А. Н. Островского, И. С. Тургенева. Среди ролей также: Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1881), Акулина («Власть тьмы» Л. Н. Толстого,… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Савина, Мария Гавриловна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Савина. Марья Гавриловна Савина …   Википедия

  • Савина, Мария Гавриловна — М.Г. Савина в роли Марьи Антоновны. САВИНА Мария Гавриловна (1854 1915), актриса, театральный деятель. На провинциальной сцене с 1869. С 1874 в Александринском театре (Санкт–Петербург). В совершенстве владела искусством сжатой, исчерпывающей… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Савина Мария Гавриловна — Савина (урожденная Подраменцова) Мария Гавриловна [30.3 (11.4).1854, Каменец Подольск, ‒ 8(21).9.1915, Петроград], русская артистка. Из семьи провинциальных актёров. Как профессиональная актриса дебютировала в 1869 в Минске (Полинька ‒ «Доходное… …   Большая советская энциклопедия

  • Савина Мария Гавриловна — (1854 1915) драм. актриса, театр. деятель. Начала выступать на сцене в детском возрасте. С 1869 проф. актриса в провинц. труппах П. М. Медведева, М. В. Лентовского и др. С 1874 и до конца жизни в Александринском т ре, в к ром сыграла огромное кол …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Савина Марья Гавриловна — Савина (Марья Гавриловна) артистка русской драматической труппы Императорских театров, дочь актера Подраменцова (по театру Стремлянова), родилась 30 марта 1854 года в Каменец Подольске, училась в одесской гимназии, в 1869 году дебютировала в… …   Биографический словарь

  • Савина, Марья Гавриловна — Марья Гавриловна Савина Дата рождения: 30 марта (11 апреля) 1854 Место рождения: Каменец Подольский Дата смерти …   Википедия

  • Савина Марья Гавриловна — Марья Гавриловна Савина Дата рождения: 30 марта (11 апреля) 1854 Место рождения: Каменец Подольский Дата смерти …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»