Руссо Теодор

Руссо Теодор
Руссо́ Теодор
(Rousseau) (1812—1867), французский живописец. Глава барбизонской школы. Изображения сельской местности Франции («В лесу Фонтенбло») отличаются плотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету и воздуху.
* * *
РУССО Теодор
РУССО́ Теодор (1812—67), французский живописец. Глава барбизонской школы (см. БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА) . Изображения сельских местностей Франции («В лесу Фонтенбло») отличаются плотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету и воздуху.
* * *
РУССО́ (Rousseau) Пьер Этьен Теодор (15 апреля 1812, Париж — 22 декабря 1867, Барбизон, деп. Сенна и Марна), французский живописец. Крупнейший художник барбизонской школы (см. БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА), мастера которой (Ж. Дюпре (см. ДЮПРЕ Жюль), Н. Диаз де ла Пенья (см. ДИАЗ Нарсис Виржиль) и др.) обратились к национальному пейзажу: писали, работая на натуре, виды скромных уголков Франции.
Начало пути
Художник родился в семье состоятельного портного, ведущей свое происхождение из Юры. В юности его занятия искусством поощрялись родителями, так как в семье со стороны матери были живописцы и скульпторы. Окончательное решение заниматься живописью созрело у Руссо во Франш-Конте, куда он был послан для работы. Суровый пейзаж тех мест, запечатленный в юношеских рисунках, поразил воображение художника, и он решил стать пейзажистом. Сначала Руссо брал уроки у художника По де Сен Мартена в Компьене, затем занимался у Ж. Ремона (ученика Ж. Б. Бертена) и Г. Летьера в парижской школе изящных искусств. Однако обучение у Бертена принципам классического пейзажа его не удовлетворяло, он больше рисовал и писал с натуры у Летьера. В 1828—29 начал самостоятельно работать на натуре, выезжая для написания этюдов в лес Фонтенбло, а также в Компьень и Вербери.
Творческая зрелость
С юношеских лет Руссо мечтал стать «художником своей страны». В поисках простых пейзажных мотивов, отвечающих его настроению, он много путешествовал по Франции. Во время путешествия в Овернь, запечатлел в рисунках и этюдах маслом скалы, долины, берега реки Шамрозе. Об этой увиденной Руссо суровой природе края Ф. Милле (см. МИЛЛЕ Жан Франсуа) отозвался так: «Сила и, прежде всего, сила». Стихийную мощь природы Руссо будет искать в любом пейзаже.
Период 1832—34 годов он проводит в Нормандии, много работает на натуре в селении Мон Сен Мишель («Рынок в Нормандии», 1832; «Вид в окрестностях Гранвилля», 1833; обе в Эрмитаже). Внимание художника в равной степени привлекает и тихая улочка провинциального городка, и вид селения. Жизнь человека и природы он передает с теплотой и человечностью во всей своей неразрывной цельности. Руссо избегает изображения кулис, характерных для классического пейзажа, оставляя пространство первого плана открытым. Благодаря этому вид Гранвилля с изображением обочины дороги обретает перспективную глубину. Все детали пейзажа — хижина с дымящейся трубой, идущие по дороге крестьяне, телега с лошадьми — переданы конкретно, что рождает чувство обжитости этого обыденного тихого уголка провинциальной Франции.
Проведя несколько лет в Париже, в середине 1830-х годов Руссо едет в Фосийе, горную местность Юры. Строгая красота гор, покрытых ледниками и густым сосновым лесом, опоэтизирована им в полотне «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (Музей Месдаг, Гаага). Пейзаж с изображением обыденного сюжета — возвращающегося на осенние пастбища стада — рождает чувство величественной природы этих мест. Мерцающий в лучах заходящего солнца снег ледников на вершинах гор и темнеющий сосновый лес словно находятся в ожидании наступления зимы, которая должна придать большую статику и суровость пейзажу. Это переходное состояние природы художнику удается передать очень точно.
Неудача, постигшая художника в Салоне 1835 года, когда были отвергнуты его работы, исполненные на основании этюдов, привезенных из поездки в Швейцарию (1834), надолго разорвала его отношения с официальными кругами. В течение 30-ти лет его не принимали в Салон. За это время он приобрел, однако, не только врагов, но и друзей, среди которых были известные критики Т. Торе и Г. Глянш и живописец Ари Шефер, предоставивший в распоряжение ютившегося в мансарде Руссо свою мастерскую.
Художник по-прежнему ищет эмоциональной выразительности в изображении природы. Полотно «Аллея каштанов» (1837, Лувр) было написано в год смерти матери художника. Оно стоит несколько особняком в его творчестве. Романтик Э. Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен) высоко оценил эту работу. В простой композиции картины с изображением аллеи деревьев, в темных ветвях и листьях которых играют солнечные блики, присутствует какая-то таинственность, которую ценили романтики.
Позднее творчество
В 1844 Руссо с Ж. Дюпре (см. ДЮПРЕ Жюль) путешествует в Ланды. В пустынной провинции вдоль Бискайского залива он находит особую поэзию в укладе жизни ее обитателей. В картинах «Болото в Ландах» (1844—53, Лувр), «Ферма в Ландах» (1859, частное собрание) и рисунках «Болото», «Ланды с деревней на горизонте» (1844, оба — Музей, Байонна), «Большой дуб в Ландах» (частное собрание) написанные с особой пластической мощью дубы с царственными кронами, болота, высохшая темная почва, убогие крестьянские хижины с соломенными крышами рождают чувство величавого покоя и нетронутости человеком этих мест.
Пристрастный к творчеству своего друга Т. Торе считал его новатором в пейзаже, восторгался его работами, но отмечал, что Руссо нужно было стремиться глубже передавать жизнь не только природы, но и людей, не изолироваться от нее. По предложению Торе Руссо с 1848 года поселяется в деревушке Барбизон. Слова художника: «К черту цивилизованный свет! Да здравствует природа и старая поэзия!» — отражают его настроение того времени.
Мысль Торе о том, что «Руссо разделяет все страсти природы», могла бы стать эпиграфом к этому периоду творчества художника, стремящегося передать более сложные нюансы ее жизни, наблюдая и фиксируя один и тот же вид в разное время дня. В 1848—1852 годы были созданы лучшие произведения художника: «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль, заходящее солнце» (1851, Лувр), «Хижина угольщиков» (1848—1850, частное собрание), «Дубы» (1852, Лувр), «Кюре» («Вечер», Музей искусств, Толидо, США), «Весна» (Лувр). В них переданы разнообразные светоцветовые изменения пейзажа, заставляющие почувствовать воздушную атмосферу, окутывающую всегда пластически весомо написанные растения. «Свет, претворенный в произведении искусства, — это всеобщая жизнь», — писал Руссо. Столь же трепетно он относился и к самим растениям. В абрисах растений чувствуется внутренняя энергия, наделяющая их изображение особой пластической силой.
Интерес к живописи импрессионистов и сближавшие его с ними живописные поиски, послужили причиной обращения к офорту, техника которого позволяла тонко передавать нюансы цвета и света, наблюдаемые на натуре. Мечта Руссо об издании иллюстраций к басням Лафонтена (см. ЛАФОНТЕН Жан де) не осуществилась.
Творчество Руссо в опоре на достижения голландского тонального пейзажа 17 в. отразило поиски европейской живописи на ее предымпрессионистической стадии. Лейтмотивом творчества художника могли бы стать его слова: «Я люблю музыку естественную, ту, которая передает могучее дыхание ветра, шелест листьев, которая наполнена мелодиями, как воздух насыщен светом и солнцем». Посвятив свою жизнь изображению пейзажа Франции, Руссо стал одним из создателей «пейзажа-настроения», оказавшего влияние на последующее развитие реалистической пейзажной живописи. Многие из европейских мастеров последующего времени, обращавшиеся к пейзажу, жили в Барбизоне, стремясь овладеть приемами живописи Руссо и других мастеров этой школы.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Руссо Теодор" в других словарях:

  • Руссо, Теодор — Теодор Руссо Рынок в Ноpмандии . РУССО Теодор (1812 67), французский живописец. Глава барбизонской школы. Изображения сельской местности Франции (“В лесу Фонтенбло”) отличаются плотностью и материальностью тональной живописи, интересом к… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Руссо Теодор —         (Rousseau) (1812 1867), французский живописец и график. Представитель барбизонской школы. Как художник сложился самостоятельно. Испытал влияние Я. ван Рёйсдала, Дж. Констебла, Ж. Мишеля. В работах зрелой поры, исполненных в Барбизоне (где …   Художественная энциклопедия

  • Руссо Теодор — Теодор Руссо (фр. Théodore Rousseau) (15 апреля 1812, Париж 22 декабря 1867, Барбизон) французский художник пейзажист, основатель барбизонской школы, объединившей первых художников, использовавших в творчестве пленэр. Брат менее известного… …   Википедия

  • РУССО Теодор — РУССО, ПЬЕР ЭТЬЕН ТЕОДОР (Rousseau, Pierre Etienne Theodore) (1812 1867), французский живописец и график. Родился 15 апреля 1812 в Париже. Учился у пейзажиста Шарля Ремона, затем у Гийон Летьера. Руссо был связан с художниками романтиками 1830 х… …   Энциклопедия Кольера

  • Руссо Теодор — Руссо (Rousseau) Теодор (15.4.1812, Париж, ‒ 22.12.1867, Барбизон, департамент Сена и Марна), французский живописец и график, ведущий мастер барбизонской школы. Как художник формировался в основном самостоятельно. Испытал влияние Я. ван Рёйсдала …   Большая советская энциклопедия

  • Руссо, Теодор — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Руссо. Бюст Руссо в Париже Теодор Руссо (фр. Théodore Rousseau) (15 апреля 1812, Париж  22 декабря 1867, Барбизон)  …   Википедия

  • Руссо, Теодор — (Rousseau, Theodore) 1812, Париж 1867, Барбизон. Французский живописец и график. Пейзажист барбизонской школы (от названия деревни Барбизон недалеко от Парижа). Происходил из состоятельной семьи, которая поощряла его художественные наклонности.… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Руссо\ Теодор — (15.04.1812 1867), французский живописец. Глава барбизонской школы. Изображения сельских местностей Франции («В лесу Фонтенбло») отличаются плотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету и воздуху …   Биографический словарь Франции

  • РУССО (Rousseau) Жан Жак — (1712 78) французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях Рассуждение о начале и основаниях неравенства... (1755), Об общественном договоре… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Руссо — Руссо  французская, итальянская и румынская фамилия. Известные носители: Руссо, Аарон (1943 2007)  американский бизнесмен, кинопродюсер, кинорежиссёр и политический деятель. Руссо, Авраам (род. 1969)  российский эстрадный певец.… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»