Роден Огюст это:

Роден Огюст
Роде́н Огюст
(Rodin) (1840—1917), французский скульптор. Смелость пластических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским обобщениям («Бронзовый век», 1876; «Граждане Кале», 1884—88; работы для «Врат ада», с 1880, в том числе, «Мыслитель»).
* * *
РОДЕН Огюст
РОДЕ́Н (Rodin) Огюст (1840—1917), французский скульптор. Смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) ) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским обобщениям («Бронзовый век», 1876; «Граждане Кале», 1884—88; работы для «Врат ада», с 1880, в т. ч. «Мыслитель»).
* * *
РОДЕ́Н (Rodin) Огюст (12 ноября 1840, Париж — 17 ноября 1917, Медон), французский скульптор, график.
Родился в семье скромного служащего, где и не помышляли об искусстве. Преодолев сопротивление отца, поступил в Школу математики и рисунка (1854—57), которая готовила мастеров художественного ремесла. В Школе преподавал прекрасный педагог Лекок де Буободран, приучавший будущих художников рисовать по памяти. Ровесник импрессионистов Роден посещает их выставки и вступает с ними в дружеские отношения. После трех неудачных попыток поступить в Школу изящных искусств начинает зарабатывать на жизнь декоративной скульптурой.
В 1864 представляет в Салон «Маску человека со сломанным носом» (бронза; большинство работ Родена хранится в Музее Родена в Париже, их местонахождение далее не указывается), появление которой знаменовало новую эпоху в пластике. Скульптор вылепил старого, некрасивого человека с изувеченным носом, лицо которого можно читать как книгу, столь выразительны его черты, столь изменчива поверхность при каждом новом повороте, при разном освещении, кажется, будто лицо меняется на глазах. «Маска» была отвергнута, слишком необычными были образ и форма: вся в буграх, впадинах, бороздах. Роден надолго замолчал. Проходят годы тяжелой поденной работы для других (в Брюсселе, для известного скульптора Каррье-Беллеза), изредка он дает в Салон один-два портрета.
В 1875 Роден едет в Италию через Реймс — впечатления от встречи с искусством готики (см. ГОТИКА), Донателло (см. ДОНАТЕЛЛО), Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти) вдохнули в него энергию. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876—77, бронза). Воссоздать «чудо жизни» — в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму; при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов (см. КЛАССИЦИЗМ) . Родену это удалось. И хотя «Бронзовый век» вначале был встречен неодобрительно, у него нашлись заступники, и статую приобрело государство.
Роден был восхищен средневековой скульптурой, увиденной им в соборах Шартра, Амьена, Реймса и др. В «Иоанне Крестителе» (1880, бронза) он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть. Фигура Крестителя пронизана внутренним движением, он не просто идет, он шествует, исполненный сознания важности своей миссии. Следуя методу Рюда (см. РЮД Франсуа), Роден совмещает в одной фигуре разновременные моменты движения, что придает неподвижной статуе особую динамику.
Известность Родена растет, он получает важные государственные заказы: в 1880 — оформить двери для Музея декоративного искусства. Тема, выбранная Роденом, — «Врата Ада» — навеяна прежде всего «Божественной комедией» Данте, отчасти — поэзией Бодлера. Поле гигантского рельефа заполнено лавиной тел, низвергающихся в бездну. Музей, для которого предназначались «Врата», построен не был, но Роден трудился над ними до конца жизни. В процессе работы отдельные группы приобретали самостоятельное значение: «Мыслитель» (1880, бронза); «Тень» (1880, бронза); «Три тени» (1880, бронза); «Адам» (1880, бронза); «Ева» (1881, бронза, повтор мрамор); «Прекрасная Омьер» (1885, бронза); «Данаида» (1885, мрамор, повтор бронза);
«Поцелуй» (1886, бронза, повтор мрамор) и другие. Роден мечтал о создании монументов, которые бы стояли на площадях и улицах городов.
Таким стал памятник «Граждане Кале», (1884—95, бронза, Кале) — одно из самых значительных творений монументальной пластики 19 столетия. Памятник посвящен конкретному эпизоду Столетней войны, имевшему место во время осады Кале в 1347 и представляет шествие на казнь шестерых заложников, добровольно согласившихся принять смерть, чтобы спасти жизнь сограждан. Со времен готики во Франции не создавалось ничего равного по скорбной красоте, трагизму, пластической мощи. Фигуры, жесты рук, движение торсов, силуэты — все проникновенно передает чувства обреченных, при этом каждый человек переживает грядущую гибель по-разному: здесь и отчаяние, и сомнение, и покорность, и мудрое приятие, и непреклонность, и терзающий душу страх. Этот монумент, кроме как в Кале, можно увидеть перед зданием Парламента в Лондоне (повторение в натуральную величину), отдельные фигуры воздвигнуты в городах разных стран мира.
Другой монумент Родена — «Памятник Бальзаку» (1892—98) — вызвал в свое время скандал и был отвергнут (осуществлен в Париже лишь в 1939). Скульптор попытался передать здесь с помощью пластики саму стихию творчества — зарождение замысла, муки созидания, непрестанное движение мысли, сомнения, раздумья и т. д. Это породило необычную, пульсирующую форму: все словно движется, меняется на глазах подобно лаве, извергающейся из жерла вулкана; фигура Бальзака (см. БАЛЬЗАК Оноре де) вздымается к небу, подобно причудливому обелиску. Портрет вообще занимает особое место в творчестве Родена. Он умел увидеть и передать не только самое существенное и характерное в человеке, но и психологическое состояние его в данный момент, настроение, эмоции. Таковы портреты Ж. П. Лорана (1881), А. Легро (1881), Ж. Далу (1883), О. Мирбо (1889), Камиллы Клодель (1885), Фальгиера (1887), А. Рошфора (1887).
Великий ваятель, открывший новые возможности пластики, один из самых блестящих рисовальщиков 19 века, Роден оказал огромное влияние на последующее развитие скульптуры.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Роден Огюст" в других словарях:

  • Роден Огюст — (Rodin) Роден (Rodin) Рене Франсуа Огюст (1840 1917) Французский скульптор. Учился в Париже в Школе декоративных искусств. Афоризмы, цитаты • Когда я смотрю на два обнявшиеся тела, мне интересны не мужчина и женщина сами по себе, а та новая,… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Роден, Огюст — Запрос «Роден» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Франсуа Огюст Рене Роден François Auguste René Rodin …   Википедия

  • Роден, Огюст — Огюст Роден. Мыслитель . Дворец Почетного Легиона, Сан Франциско, США. РОДЕН (Rodin) Огюст (1840 1917), французский скульптор. Смелость исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы сочетал с драматизмом замысла,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • РОДЕН Огюст — (Rodin, Auguste) (1840 1917), французский скульптор. Родился в Париже 12 ноября 1840. С 1854 учился в Школе рисования и математики, а затем у Антуана Бари. После того как Роден получил отказ в праве выставить свою первую работу, Человек со… …   Энциклопедия Кольера

  • Роден Огюст — (Rodin) знаменитый французский скульптор, ученик Баржа и Каррье Беллеза. Род. в 1840 г. в Париже. Большинство французск. художественных критиков называет его Микеланджело настоящего времени и в его работах находит гениальную оригинальность… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Роден, Огюст — (Rodin) (1870 1917) знаменитый французский скульптор. Творчество Родена, по его собственному признанию, колебалось между гармонией античной скульптуры со спокойным совершенством ее форм и суровым величием Микель Анджело, исполненным страстной… …   Исторический справочник русского марксиста

  • Роден, Франсуа Огюст Рене — Огюст Роден Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François Auguste René Rodin) (12 ноября 1840 17 ноября 1917) знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился в Париже. Учился в парижской Школе… …   Википедия

  • Огюст Роден — Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François Auguste René Rodin) (12 ноября 1840 17 ноября 1917) знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился в Париже. Учился в парижской Школе рисования и… …   Википедия

  • Роден Рене Франсуа Огюст — Огюст Роден Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François Auguste René Rodin) (12 ноября 1840 17 ноября 1917) знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился в Париже. Учился в парижской Школе… …   Википедия

  • Роден Франсуа Огюст Рене — Огюст Роден Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François Auguste René Rodin) (12 ноября 1840 17 ноября 1917) знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился в Париже. Учился в парижской Школе… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Роден Огюст» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»