Рёрих Николай Константинович

Рёрих Николай Константинович
Рёрих Николай Константинович
Рерих (1874—1947), живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Член «Мира искусства». С 20-х гг. жил за рубежом. Композиции, навеянные историей Древней Руси («Гонец», 1897), индийской и тибетской природой и мифологией («Помни», 1945), отличаются напряжённой эмоциональностью, лапидарностью выразительных средств, аллегоризмом замысла. Рёрих рассматривал историю и природу как процесс единой «космической эволюции». В 1924—28 совместно с Ю. Н. Рёрихом и в 1934—35 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центральной и Восточной Азии (книги «Сердце Азии», 1929, «Врата в будущее», 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключён Международный пакт Рёриха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре — «Урусвати» (1929—42; совместно с Ю. Н. Рёрихом). Сборник стихов «Цветы Мории», 1921; книги эссеистского и дневникового характера: «Пути Благословения», 1924, «Твердыня Пламенная», 1932, «Нерушимое», 1936, «Алтай — Гималаи», на русском языке — 1974, и др. В Москве создан Международный центр Рёрихов (1991; преобразован из Советского фонда Рёрихов).
* * *
РЕРИХ Николай Константинович
РЕ́РИХ Николай Константинович [27 сентября (9 октября) 1874, Петербург — 13 декабря 1947, Наггар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, философ-мистик. Один из самых ярких и популярных мастеров русского символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и модерна (см. МОДЕРН) , человек-легенда.
Родился в семье нотариуса. Учился в Академии художеств (1893—1897) у А. И. Куинджи (см. КУИНДЖИ Архип Иванович), а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900—1901). Был членом объединения «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА), занимая пост его председателя в 1910—1918.
На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899—1904 написал большой цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, «искания будущей жизни» (как он пишет в очерке «Иконы», 1910).
Начало пути
В исторических картинах молодого мастера [«Гонец» («Восста род на род»), 1897; «Заморские гости», 1901; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; все — Третьяковская галерея] палитра со временем становится все ярче, эпизоды минувшего претворяются в подобия символических откровений о судьбах мировых культур, являющих свои общие архаические корни. Историческое развитие все чаще предстает как цепь вселенских катаклизмов («Небесный бой», 1912, Русский музей, — где грозная игра тяжелых облаков словно дублирует битву на земле), средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея; «Три радости», 1916, Русский музей).
Свои феерические красочные видения художник плодотворно воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка), «Весна священная» И. Ф. Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович)в Париже), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). В этот период Рерих также активно работает и в монументально-декоративном искусстве, став одним из самых ярких представителей «церковного модерна», обновляющего традиционную византийскую иконографию. Однако наиболее крупные его монументальные работы — росписи церкви св. Духа в Талашкине (см. ТАЛАШКИНО) под Смоленском (1911—14, с композицией «Царица Небесная на берегу Реки Жизни», где мастер соединил христианскую и древнеязыческую природную символику), а также панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве (1915—16) не сохранились.
Литературное творчество
На смену ранним археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов «Цветы Мории» (1921). Он создает свои (по выражению М. Горького) «письмена» об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам — к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах.
Трансгималайская экспедиция
После Октябрьской революции у Рериха устанавливается достаточно сложное и противоречивое отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает революционное насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу — и стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1920 он живет за рубежом. С 1923 начинает из Сиккима свою знаменитую Трансгималайскую экспедицию с целью исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. Постоянно находясь на скрещении геополитических интересов различных государств, Рерих в процессе экспедиции закрепляет свой все более значительный международный авторитет — в роли своего рода мирового посредника. В 1925 он через Синцзян приезжает в Москву и передает советским руководителям «послание махатм», духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России. В 1926—28 через Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким. Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий — как гуманитарных, так и естественнонаучных — Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати — от санскритского слова, означающего «утренняя заря») в долине Кулу (Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Духовным итогом путешествий по Внутренней Азии стали книги «Алтай-Гималаи» (1927), «Сердце Азии» (1929) и «Шамбала» (1930).
Классический художественный стиль Рериха
Но гораздо более известны живописно-художественные итоги этих лет. В конце 1910—20-х гг. закрепляется классический стиль Рериха-художника. Обладая фантастическим трудолюбием, он (работая теперь почти исключительно темперой) пишет сразу несколько картин, которые слагаются в единые циклы, «подчиненные одной сущности», «спаянные в незыблемом соответствии красок и формы» как «ожерелья из самоцветов» (по его собственным словам из притчи «Пламя», 1918). Сквозь сильные, яркие по цвету, как бы «космические» образы величественной природы, древних монастырей и символических монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов и героев) проступают религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы — Будды-Майтрейи как олицетворения грядущего всесовершенного мирового порядка или Гэсэра, воина-освободителя из монгольского эпоса. Горные вершины воспринимаются как монументальная граница Шамбалы, мистического царства справедливости с царями-жрецами. Лишь одним из многих примеров может служить цикл «Майтрейя», который Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский художественный музей).
Все больше сил Рерих — вместе с женой, Е. И. Шапошниковой (см. РЕРИХ Елена Ивановна), создавшей в 1920—30-е гг. учение Агни-Йоги («Огненной йоги»), — отдает теософии (см. ТЕОСОФИЯ), понимаемой не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рериха во многих странах мира увлекает провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди он издает в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933), а мистическое кредо живописно выражает в картинах «Матерь Мира» (1924) и «Мадонна Орифламма» («Владычица Знамени Мира», 1933). Культуроохранительные идеи Рериха, идеи «Мира через Культуру» воплощаются в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, заключенной в Гааге в 1954.
Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков — «Листы дневника» (1934—35) и «Моя жизнь» (1936—47). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры — в т. ч. с Р. Тагором и Дж. Неру — он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений.
Среди верных соратников мастера были его жена Е. И. Шапошникова, а также сыновья, востоковед Ю. Н. Рерих (см. РЕРИХ Юрий Николаевич) и художник С. Н. Рерих (см. РЕРИХ Святослав Николаевич). Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве (с 1992) существует Международный Центр Рерихов. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Рёрих Николай Константинович" в других словарях:

  • Рёрих Николай Константинович — (Рерих) (1874—1947), живописец, писатель, учёный, археолог, мыслитель, общественный деятель. Учился в АХ (1893—97), академик с 1909. Член объединения «Мир искусства», секретарь ОПХ (1901—06). Директор Рисовальной школы ОПХ… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Рёрих Николай Константинович —       (1874 1947), живописец, писатель, учёный, археолог, мыслитель, общественный деятель. Учился в АХ (1893 97), академик с 1909. Член объединения «Мир искусства», секретарь ОПХ (1901 06). Директор Рисовальной школы ОПХ (1906 18). Пейзажист,… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Рёрих, Николай Константинович — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс …   Википедия

  • Рёрих Николай Константинович — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс …   Википедия

  • Рёрих Николай Константинович — Рёрих, Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, ‒ 13.12.1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893‒97) у А. И. Куинджи и… …   Большая советская энциклопедия

  • Николай Константинович Рёрих — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс …   Википедия

  • Рерих, Николай Константинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рерих. Николай Рерих Николай Рерих (1940 …   Википедия

  • Рёрих, Николай — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс …   Википедия

  • Рёрих (Рерих) Николай Константинович — (1874—1947), живописец и театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Член «Мира искусства». С 20 х гг. жил за рубежом. Композиции, навеянные историей Древней Руси («Гонец», 1897), индийской и тибетской природой и мифологией… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЁРИХ (Рерих) Николай Константинович — (Рерих) Николай Константинович (1874–1947), живописец и театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Чл. Мира иск ва . С 20 х гг. жил за рубежом. Композиции, навеянные историей Др. Руси ( Гонец , 1897), инд. и тибетской природой …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»