Распутин Валентин Григорьевич это:

Распутин Валентин Григорьевич
Распу́тин Валентин Григорьевич
(р. 1937), русский писатель, публицист; Герой Социалистического Труда (1987). Представитель «деревенской прозы». В центре повестей «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976) — кризисные ситуации (похороны матери, дезертирство и самоубийство, исчезновение «малой родины»), трагические судьбы на фоне «уходящей» деревенской Руси. Образы праведниц-крестьянок, хранительниц национально-духовной общинной традиции, резко противопоставлены типам утративших корни полуселян-полугорожан; цивилизация демонически вторгается в божественно-прекрасную природу — символ патриархальной целостности мира. В повести «Пожар» (1985) с болью изображено торжество «бескорневых» героев. В публицистических статьях периода перестройки, воспринятой Распутиным как «диктат победившего бесстыдства», социальный идеал патриотически-православного государства противопоставлен «нравственному плюрализму» («Россия: дни и времена», 1993). Серия современных рассказов о разорённом и духовно пробуждающемся народе (в том числе «Нежданно-негаданно», «В больнице», оба 1997). Государственная премия СССР (1977, 1987).
* * *
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РАСПУ́ТИН Валентин Григорьевич (р. 15 марта 1937, поселок Усть-Уда Иркутской области), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1987), лауреат Государственной премии СССР (1977, 1978), лауреат премии А. И. Солженицына (см. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич). Драматизм и острота этических проблем, поиски опоры в мире народной крестьянской нравственности в повестях и рассказах о современной сельской жизни: «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Век живи — век люби» (1982), «Пожар» (1985), публицистических статей. Один из самых ярких представителей «деревенской прозы». В 1989—1991 годах — народный депутат СССР.
Окончил историко-филологический факультет Иркутского университета (1959), в течение ряда лет — до того, как стать профессиональным писателем, — работал журналистом в Сибири. В молодости дружил с А. В. Вампиловым (см. ВАМПИЛОВ Александр Валентинович). Жил в Москве и в Иркутске. Творчество Распутина во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов «Я забыл спросить у Лешки» (1961), за которым последовали другие: «Край возле самого неба» (1966), «Человек с того света» (1967). Основное место действия его произведений — Приангарье: сибирские деревни и поселки. Повесть «Деньги для Марии» (1967), конфликт которой основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий современной жизни, принесла Распутину широкую известность. Следующая повесть «Последний срок» (1970) ознаменовала начало, самого продуктивного этапа творчества Распутина (1970-е гг.). К нему также относятся сборник рассказов «Вверх и вниз по течению» (1972), повести «Живи и помни» (1975) и «Прощание с Матерой» (1976) — вершина творчества писателя. Из произведений Распутина, созданных в последующие, во многом кризисные для писателя и, как ему представляется, для всей русской литературы годы, выделяется повесть «Пожар» (1985), воспроизводящая целый ряд мотивов повестей 1970-х гг., окрашенных в апокалиптические тона.
Распутин 1970-х гг. изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У. Фолкнером (см. ФОЛКНЕР Уильям) и Г. Гарсиа Маркесом (см. ГАРСИА МАРКЕС Габриель). Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси «земля» — «небо» — как система восходящих окружностей: от «житейской круговерти» до «вечного круговорота жизни» и круговращения небесных светил. В своем творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.
Главная героиня повести «Последний срок» — умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность к вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо ее детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил ее уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны).
«Последний срок» — элегический пролог трагедии, которую запечатлевает Распутин в повести «Живи и помни» (1974): старуха Анна и ее непутевые дети все же собираются в ее «последний срок» под общей отцовской крышей, а вот дезертировавший из армии Андрей Гуськов (события, описываемые в «Живи и помни», относятся к концу Великой Отечественной войны) целиком отрезан от мира. Символ его безысходного одиночества и нравственного одичания — волчья нора на острове посреди Ангары, где он скрывается от людей и властей. Его жене Настене, тайком от людей навещающей мужа, всякий раз приходится переплывать реку — преодолевая водную преграду, которая во всех мифах отделяет мир живых от мира мертвых. Настена — подлинно трагическая героиня, оказывающаяся в положении невозможного выбора между любовью к мужу, (Андрей и Настена — венчанные в церкви муж и жена) и необходимостью жизни в миру, среди людей, ни в одном из которых она не может найти ни сочувствия, ни поддержки. Поселковая жизнь, окружающая героиню повести — уже не тот цельный гармоничный замкнутый в своих границах крестьянский космос, символом которого в «Последнем сроке» предстает изба Анны. Самоубийство Настены, уносящей с собой в глубокие воды еще одну народившуюся жизнь: ребенка Андрея, которого страстно желала и зачала с ним в его волчьем логове, становится трагическим искуплением вины Андрея, но не может вернуть ему человеческого облика.
Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матерой» (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести — история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, — символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни — крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев — Павел — навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настене он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это — погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.
Девять лет спустя в повести «Пожар» (1985) Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира — на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, — уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти «простоту смысла жизни». Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира. Отсюда — эстетическая двойственность стиля «Пожара», в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с символико-аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками «кочевого» быта леспромхоза.
Эти же публицистические интонации становятся все более ощутимы в прозе Распутина второй половины 1980-х — 1990-х гг. Аляповато-лубочное изображение в рассказах «Видение», «Вечером», «Нежданно-негаданно», «Новая профессия» (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. Вместе с тем, в лучших из них, таких как «Нежданно-негаданно» (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Распутин Валентин Григорьевич" в других словарях:

  • Распутин Валентин Григорьевич — Валентин Григорьевич Распутин Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург …   Википедия

  • РАСПУТИН Валентин Григорьевич — (р. 1937) русский писатель, Герой Социалистического Труда (1987). Драматизм и острота этических проблем, поиски опоры в мире народной крестьянской нравственности в повестях и рассказах о современной сельской жизни: Деньги для Марии (1967),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Распутин, Валентин Григорьевич — Писатель, сопредседатель Русского национального собора (РНС), бывший член Политсовета Фронта национального спасения, член Президиума Координационного совета общероссийского общественного движения "Народно патриотический союз России";… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Распутин, Валентин Григорьевич — РАСПУТИН Валентин Григорьевич (родился в 1937), русский писатель. Драматизм и острота этических проблем, поиски опоры в мире народной крестьянской нравственности в повестях и рассказах о современной сельской жизни: “Деньги для Марии” (1967),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Распутин, Валентин Григорьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Распутин. Валентин Григорьевич Распутин …   Википедия

  • РАСПУТИН Валентин Григорьевич — (р. 1937), русский советский писатель. Пов. «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974; Гос. пр. СССР, 1977), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985). Рассказы: сб. «Край возле самого неба», «Костровые новых… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Валентин Григорьевич Распутин — Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург …   Википедия

  • Распутин, Валентин — Валентин Григорьевич Распутин Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург …   Википедия

  • Валентин Григорьевич Распутин — Российский писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в поселке Усть Уда Иркутской области. Вскоре родители переехали в деревню Аталанка, которая… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Валентин Распутин — Валентин Григорьевич Распутин Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Распутин Валентин Григорьевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»