раскол

раскол
РАСКО́Л -а; м.
1. к Расколо́ть - раска́лывать и Расколо́ться - раска́лываться. Р. мрамора. Р. в партии. Р. русской церкви.
2. Место, по которому что-л. расколото. Широкая поверхность раскола.
3. Религиозно-общественное движение в России, возникшее в середине 17 в., направленное против официальной церкви и закончившееся образованием старообрядчества.
4. Старообрядчество. Уйти из православия в р.
* * *
раско́л
религиозное движение, возникшее в середине XVII в., в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона 1653—1656 (см. Старообрядчество). Протест части духовенства (во главе с протопопом Аввакумом Петровым) нашёл поддержку в среде боярства, белого и чёрного духовенства, посадских людей, стрельцов, крестьянства. Идеи раскола использовались в ходе оппозиционных движений 2-й половины. XVII—XVIII вв. (восстания под предводительством С. Т. Разина, К. Ф. Булавина, Е. И. Пугачёва и др.).
* * *
РАСКОЛ
РАСКО́Л, религиозное и общественное движение, возникшее в России в середине 17 века. Поводом к Расколу послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон (см. НИКОН (патриарх)). За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Стефан Вонифатьев и Ф.М. Ртищев, к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду укрепление связей с восточными автокефальными православными церквами и перспективой объединения под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России, вопрос о котором приобрел актуальность в связи с нарастанием освободительной борьбы украинского народа против польского ига.
При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по греческим образцам и изменил некоторые обряды: двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды. Нововведения были одобрены церковными соборами 1654—1655 годов. В течение 1653—1656 годов на Печатном дворе шел выпуск исправленных и вновь переведенных богослужебных книг.
Реформы Никона затрагивали внешнюю, обрядовую сторону религии, но эти изменения получили в обществе большой резонанс. Недовольство вызывали стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха, и насильственные меры, с помощью которых вводились в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и патриарха выступили члены «Кружка ревнителей благочестия». Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужений и молитв. Они доказывали, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от «древлего благочестия», а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов подверглись преследованиям.
Выступления в защиту «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, привело к возникновению Раскола. К Расколу примкнула часть высшего духовенства (в частности коломенский епископ Павел, вятский епископ Александр), недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии, а также некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку отдельных представителей светской знати. Но большую часть сторонников «старой веры» составляли посадские люди и особенно крестьяне. Усиление крепостнического гнета и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе. Идеализация и защита старины, ненависть к новому, проповедь принятия мученического венца во имя «старой веры» выступали в идеологии Раскола путями к спасению души. В народных массах живой отклик находили проповеди о наступлении «последнего времени», о воцарении в мире Антихриста, что царь, патриарх и все власти подчинились ему и выполняют его волю.
Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666—1667 годов, предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков. Движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами Раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с официальной церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Раскола. Основой идеологии Раскола оставалась проповедь ухода во имя сохранения «старой веры» и спасения души от зла, порожденного Антихристом. В наиболее фанатичных направлениях возникла практика «огненных крещений» (самосожжений). Увлекаемые проповедью посадские люди и крестьяне бежали в леса Поволжья и Севера, на южные окраины государства, в Сибирь, за границу; основывали там раскольничьи общины. Это был уход не только от новых церковных обрядов, но и от повинностей. В 1681 году правительство отмечало умножение «церковных противников», особенно в Сибири. При содействии православной церкви светские власти преследовали старообрядцев. В 1670—1680-е годах в идеологии Раскола видное место занимали обличения пороков общества. Некоторые идеологи Раскола, в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозерском остроге, оправдывали активные антифеодальные выступления, объявляли народные восстания небесным возмездием царской и церковной власти за их действия. Часть сторонников «старой веры» приняла активное участие в восстании под предводительством С.Т. Разина (1670—1671). Соловецкое восстание (1668—1676), возникшее как движение в защиту «старой веры», переросло в крупное выступление против царской власти. Значительной была роль сторонников «старой веры» в Московском восстании (1682).
В конце 17 — начале 18 веков произошел спад раскольничьего движения. Этому способствовала политика Петра I, который ослабил преследования староверов, но установил для них повышенное налоговое обложение. С 18 века в идеологии Раскола исчезают обличения социальных пороков, усиливаются консервативные стороны. Провозглашение Е.И. Пугачевым лозунга борьбы за «старую веру» способствовало вовлечению масс в Пугачевское восстание. Последователи Раскола — старообрядцы с течением времени разделились на несколько толков и согласий (поповщина, беспоповщина).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "раскол" в других словарях:

  • РАСКОЛ — РАСКОЛ, раскола, муж. 1. только ед. Действие по гл. расколоть в 1 знач. раскалывать (спец.). Раскол льда. 2. Действие по гл. расколоться во 2 знач. раскалываться. «Видя угрозу раскола со стороны меньшевиков, большевики принимают меры обуздания… …   Толковый словарь Ушакова

  • РАСКОЛ — РАСКОЛ, движение, возникшее в середине 17 в., в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона 1653 56 и порвавших с официальной церковью (см.… …   Русская история

  • раскол — См …   Словарь синонимов

  • Раскол — (cleavage) Термин заимствован из геологии. Означает раскол политической системы по этническим или идеологическим признакам. Используется в довольно широком смысле, иногда чтобы указать на расхождения в величинах, например при социальном… …   Политология. Словарь.

  • РАСКОЛ — РАСКОЛ, см. раскалывать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • раскол —     РАСКОЛ, староверство, староверчество, старообрядство, старообрядчество …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • РАСКОЛ — (схизма), церковное разделение. В России наибольшее значение имело отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы Никона 1653 58 (смотри Старообрядчество) …   Современная энциклопедия

  • РАСКОЛ — отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653 56 (см. Старообрядчество). Во 2 й пол. 17 18 вв. был идейным знаменем оппозиционных движений …   Большой Энциклопедический словарь

  • РАСКОЛ — РАСКОЛ, а, муж. 1. см. расколоть, ся. 2. В России с середины 17 в.: религиозно общественное движение, направленное против официальной церкви, возглавлявшейся патриархом Никоном (изменившим по греческим образцам нек рые обряды и тексты… …   Толковый словарь Ожегова

  • РАСКОЛ — «РАСКОЛ», Россия, Экран (Останкино), 1993, цв. Исторический телесериал. Современная версия событий, происшедших на II съезде РСДРП (образование партии большевиков). В ролях: Вадим Романов, Евгений Дворжецкий (см. ДВОРЖЕЦКИЙ Евгений Вацлавович),… …   Энциклопедия кино

  • раскол — растрескиваться трескаться давать трещины расщепляться разрушаться — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы растрескиватьсятрескатьсядавать… …   Справочник технического переводчика


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»