- рыцарство
- РЫ́ЦАРСТВО -а; ср.1. В Западной Европе в средние века: военно-землевладельческое сословие; рыцари (1 зн.).2. Звание рыцаря.3. Самоотверженность, великодушие, благородство в поступках. Проявить рыцарство. Времена рыцарства прошли.* * *ры́царствопривилегированный социальный слой в странах Западной и Центральной Европы в средние века; в широком смысле — все светские феодалы, в узком — только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строились на основе вассалитета. Главной обязанностью вассала-рыцаря было несение за свой счёт военной службы в войске своего сеньора. Рыцарь должен был приобрести боевого коня, дорогое тяжёлое вооружение (меч, щит, латы), он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. Расцвет рыцарства — в XII—XIV вв. В XV—XVI вв. с возникновением постоянных армий и распространением огнестрельного оружия военная роль рыцарства сходит на нет; рыцарство преобразуется в сословие дворянства.* * *РЫЦАРСТВОРЫ́ЦАРСТВО, привилегированный социальный слой (см. СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ) в странах Зап. и Центр. Европы в средние века (см. СРЕДНИЕ ВЕКА): в широком смысле — все светские феодалы (см. ФЕОДАЛ), в узком — только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строились на основе вассалитета. Главной обязанностью вассала (см. ВАССАЛ)-рыцаря было несение за свой счет военной службы в войске своего сеньора (см. СЕНЬОР). Рыцарь должен был приобрести боевого коня, дорогое тяжелое вооружение (меч, щит, латы), он получал особое рыцарское воспитание (см. РЫЦАРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ), участвовал в турнирах (см. ТУРНИР (рыцарский)).
Расцвет рыцарства — 12—14 вв. В 15—16 вв. с возникновением постоянных армий и распространением огнестрельного оружия (см. ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ) военная роль рыцарства сходит на нет; рыцарство преобразуется в сословие дворянства.
* * *
РЫ́ЦАРСТВО, привилегированная часть средневекового общества, держатели феодальной земли, состоявшие на конной воинской службе у своего феодала или короля. Во Франции рыцари назывались шевалье (см. ШЕВАЛЬЕ), в Испании — кабальерос (см. КАБАЛЬЕРО), в Германии — риттеры.
Средневековое рыцарство сформировалось в Европе в 9—10 вв. на основе военных отрядов раннефеодальной эпохи. К кон. 11 в. сложился рыцарский этический кодекс (см. КОДЕКС (в праве)), основывавшийся на обязательном служении Церкви, защите сирот и неимущих, воинской доблести. Покровителем рыцарства считался св. архангел Михаил (см. МИХАИЛ Архангел) — предводитель ангельского воинства, окружающего Престол Господа.
Первоначально рыцарство, будучи военной повинностью вассалов, не давало никаких прав на сословное преимущество, но уже в 13 в. превратилось в замкнутую наследственную группу, а с 14 в. принадлежность к рыцарству означала принадлежность к знати. В 13 в. выделился особый род рыцарства, основанный на добровольном поступлении на службу к феодалу за материальное вознаграждение, а иногда и с бескорыстным стремлением приобрести славу и почести. В эпоху Крестовых походов (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ) слой рыцарей, служивших за жалование, но на самых почетных условиях, стал в Европе довольно многочисленным.
Каждый рыцарь имел право посвятить любого человека в рыцарство ударом меча плашмя по плечу, но обряд посвящения — аколаду — старались проводить с большой торжественностью и по установленному ритуалу. Накануне готовящийся к посвящению должен был выкупаться, надеть белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, один из старейших рыцарей опоясывал его мечом, что и составляло главную часть церемонии. После этого посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку, или шее, щеке с наставлением: «Будь храбр» — единственный удар в жизни, который рыцарь мог не возвращать. Затем следовала демонстрация силы и ловкости рыцаря.
Впоследствии обряд происходил в праздничные дни — на Пасху (см. ПАСХА христианская), Рождество (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО), Троицын день — и ему предшествовали строгий пост (см. ПОСТ (в религии)), всенародная исповедь и ночное бдение в церкви при полном вооружении. На следующее утро происходило омовение и облачение в новые одежды, поверх которых надевалась епанча с гербом. В церкви у алтаря посвящаемый произносил молитвы и давал обет, а священник благословлял меч будущего рыцаря. После ответов на установленные вопросы о целях вступления в рыцарство, посвященный получал из рук дам или старших рыцарей свое вооружение.
Окончательно рыцарское посвящение вступало в силу после удара мечом плашмя по плечу, сопровождавшегося словами посвящающего: «Во имя Божие, Святого Михаила и Святого Георгия делаю тебя рыцарем. Будь благочестив, смел и благороден». Пройдя обряд посвящения, рыцарь становился чьим-либо вассалом, для чего проходил оммаж (см. ОММАЖ) и в результате инфеодации (наделения землей) вступал во владение фьефом (см. ФЬЕФ) (инфеодация)
Возвышению рыцарского звания способствовало образование духовных рыцарских орденов (см. ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА) в эпоху Крестовых походов. Первые ордена были основаны в Палестине и в Испании в 11—12 вв. В число наиболее известных и влиятельных орденов входили иоанниты (см. ИОАННИТЫ), тамплиеры (см. ТАМПЛИЕРЫ), Тевтонский орден (см. ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН) и орден Алькантары (см. АЛЬКАНТАРА) в Испании. Кроме религиозных орденов в 14—15 вв. возникло немало других, имевших светский характер. Среди наиболее известных — орден Подвязки (см. ПОДВЯЗКИ ОРДЕН), орден Золотого Руна (см. ЗОЛОТОГО РУНА ОРДЕН), Ависский орден (см. АВИССКИЙ ОРДЕН), орден св. Стефана (1561 г., Тоскана).
Вступление в орден предусматривало принятие четырех обетов: бедности, послушания, безбрачия, личного совершенства. Рыцарь не мог сражаться с более слабым противником, немощным или стариком, а убийство безоружного покрывало рыцаря несмываемым позором. В эпоху позднего Средневековья обеты утратили прежний серьезный характер, превратившись в красивую форму игры и даже насмешки: например, обеты принимать пищу стоя или не давать корм коню по субботам. В 14—15 вв. начался закат рыцарской идеологии (см. ИДЕОЛОГИЯ) и самого рыцарства, связанный с изменениями в методах ведения войны, снижением роли конницы и изобретением пороха. Однако в течение многих столетий рыцарство оставалось высоким жизненным идеалом средневекового общества и служило моральным эталоном средневековой аристократии.
Энциклопедический словарь. 2009.