Рунге Филипп Отто

Рунге Филипп Отто
Ру́нге Филипп Отто
(Runge) (1777—1810), немецкий живописец и график, теоретик искусства. Один из основоположников романтизма. Писал портреты, для которых характерно пристальное внимание к натуре в сочетании с подспудной эмоциональностью («Мы втроём», 1805); в аллегорической композиции «Утро» (1808) воплотил мысль о мистической одухотворённости природы.
* * *
РУНГЕ Филипп Отто
РУ́НГЕ (Runge) Филипп Отто (23 июля 1777, Вольгаст, Померания — 2 декабря 1810, Гамбург), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Крупный мастер немецкого романтизма (см. РОМАНТИЗМ).
Ранний период
В 1799—1801 годах учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора, затем в Дрездене (1801—1803). С 1804 работал в Гамбурге. Под влиянием Абильгора, жившего в Италии, сформировался интерес Рунге к античности, классической живописи. В раннем произведении — картине «Триумф любви» (1801, Кунстхалле, Гамбург) — композиция с фигурками путти (см. ПУТТИ) в виде рельефа исполнена в монохромной гамме. Строгое классицистическое построение композиции свидетельствует о влиянии академической традиции, в частности Абильгора.
В 1800 художник знакомится с рисунками Дж. Флаксмена (см. ФЛАКСМЕН Джон) к произведениям Гомера и Эсхила, читает о них статьи А. В. Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм) в журнале «Атенеум» (1799). Влияние линейного рисунка английского художника проявилось в созданных Рунге иллюстрациях к «Илиаде» и на темы «Песен Оссиана», популярных среди европейских мастеров предромантической эпохи. Однако Рунге создает свой стиль рисунка пером и кистью, который строится на тонкой эфемерной линии, но значительную роль в нем играют эффекты света и тени. Рисунки Рунге отразили предромантические настроения в европейском искусстве конца 18 в.
Портреты
На протяжении всей жизни художник обращался к портрету, ставшему излюбленным жанром романтиков. В полотне «Мы втроем» (1805) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все — Кунстхалле, Гамбург) ярко выражена концепция европейского романтического портрета. Рунге изображает себя в моменты различных душевных движений — взволнованности, меланхолии, погруженным в раздумье. Автопортретом является и полотно «Мы втроем», где художник изобразил себя с братом Даниелем и его женой Полиной. Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры. Этот портрет, как и часто встречающиеся у романтиков парные портреты, символизирует братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия, индивидуальность натур. Рунге часто обращается и к форме парного портрета («Мои родители», 1806, Кунстхалле, Гамбург), позволяющему передать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, настроений. Портреты с изображением детей («Дети Хюльзенбек», 1805—1806; «Портрет сына», 1805; оба — Кунстхалле, Гамбург) искренней непосредственностью в воспроизведении натуры предвосхищают работы мастеров раннего реализма — бидермейера (см. БИДЕРМЕЙЕР).
Поздний период
В русле романтических устремлений эпохи и обращение художника к национальной традиции, темам из национальной истории. Для немецких церквей он создает полотна «Отдых на пути в Египет» (1805—1806) и «Христос, шагающий по водам» (1806—1807; оба — Кунстхалле, Гамбург). В плавном абрисе фигур, воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, глубокой духовной сосредоточенности персонажей ощущается влияние мастеров Северного Возрождения (см. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ), изучение произведений Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт).
В поздний период своего творчества Рунге под влиянием учения немецкого мистика Я. Беме (см. БЕМЕ Якоб) увлекается символикой цвета. Его как романтика волнует связь цветовой и музыкальной гармони. Этой проблеме он посвятил трактат «Цветовой круг». Картины из задуманного в 1807 четырехчастного цикла («Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь») должны были демонстрироваться под музыку и чтение стихов. Он предполагал выразить в них волновавшую романтиков идею непрерывного движения в жизни природы и человека, гармонию их сосуществования. В осуществленном Рунге полотне «Утро» (1808, Кунстхалле, Гамбург) голубые, розовые, белые цвета спектра символизируют пробуждение природы. Парящие женские фигуры в окружении путти (см. ПУТТИ) и весенних цветов создают иллюзию танцевальных движений под музыкальное сопровождение. Этой же романтической теме посвящены и многие рисунки художника. Творчество Рунге оказало значительное влияние на мастеров не только немецкого, но и европейского романтизма.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Рунге Филипп Отто" в других словарях:

  • Рунге, Филипп Отто — Филипп Отто Рунге нем.  Philipp Otto Runge …   Википедия

  • Рунге Филипп Отто —         (Runge) (1777 1810), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи. Учился в АХ в Копенгагене (1799 1801) и Дрездене (1801 03). В символико аллегорических композициях Времена дня… …   Художественная энциклопедия

  • Рунге, Филипп Отто — Филипп Отто Рунге. Поpтpет детей Хюльзенбек . РУНГЕ (Runge) Филипп Отто (1777 1810), немецкий живописец и график, теоретик искусства. Представитель раннего романтизма. Острохарактерные портреты (“Мы втроем”, 1805), аллегорические композиции… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Рунге Филипп Отто — Рунге (Runge) Филипп Отто (23.7.1777, Вольгаст, Мекленбург, ‒ 2.12.1810, Гамбург), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской (1799‒1801) и дрезденской (1801‒1803) АХ. Один из основоположников романтизма в немецкой… …   Большая советская энциклопедия

  • РУНГЕ (Runge) Филипп Отто — (1777 1810) немецкий живописец и график, теоретик искусства. Представитель раннего романтизма. Правдивые, острохарактерные портреты ( Мы втроем , 1805), аллегорическая композиция Утро (1808) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Рунге — Фамилия Рунге, Карл (1856 1927)  немецкий математик и физик Рунге, Борис Васильевич (1925 1990)  актёр московского театра Сатиры Рунге, Владимир Фёдорович (род. 1937)  советский и российский дизайнер. Рунге, Фридлиб Фердинанд (1794 …   Википедия

  • Рунге — Филипп Отто (Runge, Philipp Otto) 1777, Ваольгаст, Померания 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799 1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене (1801 1803). С 1804 работал в Гамбурге. В раннем… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Рунге — (runge) Филипп Отто (1777, Вольгаст, Мекленбург – 1810, Гамбург), немецкий живописец, график, поэт и теоретик искусства; представитель романтизма. Получил коммерческое образование, затем учился в копенгагенской (1799–1801) и дрезденской академиях …   Художественная энциклопедия

  • Рунге — (Runge)         Филипп Отто (23.7.1777, Вольгаст, Мекленбург, 2.12.1810, Гамбург), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской (1799 1801) и дрезденской (1801 1803) АХ. Один из основоположников Романтизма в немецкой… …   Большая советская энциклопедия

  • Рунге Ф. О. — РУ́НГЕ (Runge) Филипп Отто (1777–1810), нем. живописец и график, теоретик иск ва. Один из основоположников романтизма. Писал портреты, в к рых пристальное внимание к натуре сочеталось с подспудной эмоциональностью ( Мы втроём , 1805); в… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»