Родченко Александр Михайлович

Родченко Александр Михайлович
Ро́дченко Александр Михайлович
(1891—1956), дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Член объединения ЛЕФ, один из ведущих мастеров отечественного конструктивизма и производственного искусства; создавал проекты оформления общественных интерьеров (оборудование рабочего клуба, 1925). Один из зачинателей фоторекламы и фотомонтажа, который использовал для оформления книг и журналов («Про это» В. В. Маяковского, 1923). В фотоработах сочетал документальность с острой выразительностью светотеневых контрастов и динамичных ракурсов.
* * *
РОДЧЕНКО Александр Михайлович
РО́ДЧЕНКО Александр Михайлович (1891—1956), российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Член объединения Левого фронта искусства (ЛЕФ (см. ЛЕФ)), представитель конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) и производственного искусства, оформитель книги, один из зачинателей рекламы в СССР, фотомонтажа.
* * *
РО́ДЧЕНКО Александр Михайлович [23 ноября (5 декабря) 1891, Петербург — 3 декабря 1956, Москва], российский живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида искусства — дизайна.
Живописец и график
Родченко учился в Казанской художественной школе (1911—1914) у Н. И. Фешина, затем поступил в Строгановское училище в Москве. К этому времени относилось его сближение с деятелями русского авангарда, такими, как В. Е. Татлин (см. ТАТЛИН Владимир Евграфович), К. С. Малевич (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович), Л. С. Попова (см. ПОПОВА Любовь Сергеевна) и другими. С 1916 началась совместная жизнь Родченко и художницы В. Ф. Степановой (см. СТЕПАНОВА Варвара Федоровна) , его верной соратницы до конца дней. В 1916 художник был призван в армию, работал в санитарном поезде. Начиная с выставки «Магазин», организованной в 1916 Татлиным, экспонировал свои работы на многих выставках. В 1917 один из организаторов профессионального союза художников-живописцев, где был избран секретарем «молодой федерации». Вместе с Г. Б. Якуловым (см. ЯКУЛОВ Георгий Богданович) , Татлиным и другими работал над оформлением кафе «Питтореск» в Москве (1917). С 1918 по 1921 служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро, был членом художественной коллегии.
В конце 1919 вступил в общество «Живскульптарх» (Комиссия по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов Рабиса. В 1920—30 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина (в 1928 факультеты были объединены в один — Дерметфак). С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук (см. ИНХУК)), где сменил в 1921 В. В. Кандинского (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич) на посту председателя. В 1930 был одним из организаторов фотогруппы «Октябрь».
Живопись и графика главенствовали у Родченко на первом этапе его художественной биографии; к 1913 относятся ранние работы символико-стилизаторского толка, к 1915 — графические произведения, выполненные при помощи циркуля, линейки и трафарета. Беспредметные картины Родченко родились под влиянием супрематических идей Малевича (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович) , но очень скоро он осознал свою индивидуальность, указавшую ему путь, диаметрально противоположный метафизической абстрагированности супрематизма (см. СУПРЕМАТИЗМ).
Период конструктивизма
В 1918—21 художником были сделаны серии объемных конструкций, основанные на принципе использования стандартных элементов; на второй выставке Обмоху (Общества молодых художников, 1921) была представлена серия из свободно висящих пространственных конструкций, состоящих из врезанных друг в друга плоскостей различной конфигурации (это были сборно-разборные вещи, легко поддающиеся демонтажу и складированию). В первые послереволюционные годы были осуществлены также серии картин и рисунков, развивавших аналитические идеи Родченко о взаимоотношениях цвета, линии и конструкции (циклы «Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей», «Концентрация цвета и форм», «Линии», «Линизм», цикл рисунков «Композиция и конструкция»). Выставленные в 1921 на групповой выставке «5 х 5» картины Родченко из серии «Гладкие доски» — «Чистый красный цвет», «Чистый желтый цвет» и «Чистый синий цвет» — ознаменовали конец для художника станковой живописи и начало конструктивизма. Конечной целью графических и живописных экспериментов Родченко был переход к конструированию реальных вещей: создание новых предметов превратилось для него в самую существенную художественную задачу. Родченко и Степанова были среди родоначальников конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ), откристаллизовавшегося в самостоятельное направление в русском авангарде (см. АВАНГАРДИЗМ) . Еще в 1919 Родченко представил на конкурс три варианта киоска, где стремился выявить художественные возможности новой функционально-конструктивной основы сооружения (в частности, он одним из первых увидел в оголенном каркасе новаторскую архитектурную форму); затем был черед проектов Дома Советов (1920), общественного здания принципиально нового типа.
Производственное и агитационное искусство
С начала 1920-х гг. внимание мастера переключилось на проблемы производственного и агитационного искусства. Родченко приступил к работе в полиграфии; вместе со Степановой он сформировал новый стиль, став классиком конструктивистского оформления книг, журналов, печатной продукции. Им были созданы образцы типографских шрифтов и иллюстрации для ряда издательств, а также для журналов «Кино-фот», «Огонек», Смена», «Книга и Революция», «Пионер», «Современная архитектура» и др.; с 1923 был оформителем журнала «ЛЕФ», в 1927—28 — «Нового ЛЕФ"а»; в 1933—41 работал совместно со Степановой над оформлением журнала «СССР на стройке».
Фотомонтаж стал одним из важнейших художественных средств периода полиграфического конструктивизма Родченко — шедевром мастера может быть признано издание поэмы Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович) «Про это» (1923), оформленное фотомонтажами. Тогда же началось сотрудничество художника и поэта в области советской рекламы (плакаты, вывески, упаковка, значки, марки и т. д.). Стиль конструктивистского оформления Родченко наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 1920-х гг.
Вскоре доминирующее место в его творчестве заняла фотография; начало этому было положено в 1924 исполнением ряда портретов (В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. М. Довженко, портрета матери и др.). Мастер портрета, репортажной съемки, жанровых снимков, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало появление терминов «перспектива Родченко» и «ложная перспектива Родченко».
В 1925 Родченко участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль: искусство книги, искусство улицы, театр и ансамбль мебели (проект оборудования Рабочего клуба).
Первый опыт сценографии относится к 1920, когда художник спроектировал оформление пьесы А. М. Гана «Мы» (постановка не осуществлена); в 1928—32 исполнил эскизы театральных декораций и костюмов для московских театров, в том числе для постановки пьесы Маяковского «Клоп» в театре им. Вс. Мейерхольда (1929).
Возвращение к живописи, фотографии
В 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию (травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951; восстановлен в 1954). В середине 1930-х гг. возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х гг. и на протяжении 1940-х гг. создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий («10 лет Узбекистана», 1934; «Первая Конная», 1935—37; «Красная Армия», 1938; «Советская авиация», 1939, и др.).
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован вместе с семьей в городе Очер, затем в Пермь; возвратился в Москву в 1942, работал над проектом художественного оформления выставок. В 1943—45 был главным художником московского Дома техники. В конце 1940-х гг. проектировал серию монографических плакатов о В. В. Маяковском, в 1955—56 создал эскизы оформления поэмы Маяковского «Хорошо!» совместно со Степановой.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Родченко Александр Михайлович" в других словарях:

  • Родченко Александр Михайлович — Родченко, Александр Михайлович Александр Родченко в 1923 году Дата рождения: 23 ноября 1891 Место рождения: Петербург Дата смерти: 3 декабря …   Википедия

  • Родченко Александр Михайлович — [23.11(5.12).1891, Петербург, ‒ 3.12.1956, Москва], советский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Учился в Казанской художественной школе (1910‒14). В конце 10 х гг. выступил с абстрактными композициями; вскоре оставил …   Большая советская энциклопедия

  • Родченко Александр Михайлович —         (1891 1956), советский художественный конструктор, график, мастер фотоискусства. Учился в Казанской художественной школе (1910 14). Преподавал в московском Вхутемасе Вхутеине (1920 30). Разделял теоретические установки конструктивизма,… …   Художественная энциклопедия

  • Родченко, Александр Михайлович — Род. 1891, ум. 1956. Живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф. Стоял у истоков конструктивизма и дизайна как самостоятельного вида искусства. Ученик Н. И. Фешина. Был близок с яркими представителями нового российского искусства В.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • РОДЧЕНКО Александр Михайлович — (1891 1956) российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Член объединения Левого фронта искусства (ЛЕФ), представитель конструктивизма и производственного искусства, оформитель книги, один из зачинателей рекламы в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Родченко, Александр Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Родченко. Родченко, Александр Михайлович Александр Родченко в 1925 году Дата рождения: 5 декабря 1891( …   Википедия

  • Родченко, Александр — Михайлович Александр Родченко в 1923 году Дата рождения: 23 ноября 1891 Место рождения: Петербург Дата смерти: 3 декабря …   Википедия

  • Родченко А. — Родченко, Александр Михайлович Александр Родченко в 1923 году Дата рождения: 23 ноября 1891 Место рождения: Петербург Дата смерти: 3 декабря …   Википедия

  • Родченко А. М. — Родченко, Александр Михайлович Александр Родченко в 1923 году Дата рождения: 23 ноября 1891 Место рождения: Петербург Дата смерти: 3 декабря …   Википедия

  • Родченко — фамилия. Известные носители: Родченко, Александр Михайлович (1891 1956) советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма. Родченко, Валентин Филиппович (род. 1939) советский… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»