Пришвин Михаил Михайлович

Пришвин Михаил Михайлович
При́швин Михаил Михайлович
(1873—1954), русский писатель. Философичная лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, русской истории, творчества, народным бытом и фольклором: дневники, очерки, поэма в прозе «Фацелия» («моя песнь песней»; 1940), повести «Журавлиная родина» (1930), «Женьшень» (1933), сказка-быль «Кладовая солнца» (1945), роман-сказка «Осударева дорога» (1957), автобиографический роман «Кащеева цепь» (опубликован в 1960, начат в 1923). В «Дневниках» (т. 1—3, издание 1991—95) запечатлена социально-нравственная трагедия советской эпохи, в том числе раскрестьянивание России в годы коллективизации.
* * *
ПРИШВИН Михаил Михайлович
ПРИ́ШВИН Михаил Михайлович [23 января (4 февраля) 1873, с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губ., ныне в Липецкой обл. — 16 января 1954, Москва], русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию (см. НАТУРФИЛОСОФИЯ) , охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.
Семья. Образование. Деятельность
Пришвин родился в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен (1888) за дерзость учителю В. В. Розанову (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич). «Побег в Америку, исключение из гимназии — два крупнейших события моего детства, определяющие многое в будущем» (дневник 1918). Переехав в г. Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, окончил шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 поступил в Рижский политехникум (химико-агрономическое отделение).
В 1896 участвовал в работе марксистских кружков, в 1897 арестован за революционную деятельность и выслан на родину в г. Елец (1898—1900). В 1900 уехал в Германию, где окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета. Вернувшись в Россию, в 1902—05 работал агрономом в Тульской, а затем в Московской губернии, в г. Луга, в вегетационной лаборатории профессора Д. Н. Прянишникова (см. ПРЯНИШНИКОВ Дмитрий Николаевич) в Петровской сельскохозяйственной академии, служил в Петербурге секретарем у крупного петербургского чиновника В. И. Филипьева, составлял сельскохозяйственные книги: «Картофель в полевой и огородной культуре» и др., затем вплоть до Октябрьской революции корреспондент в газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», «День» и др.
Во время Первой мировой войны отправляется на фронт в качестве санитара и военного корреспондента. После Октябрьской революции совмещал краеведческую работу с работой агронома и учителя: преподавал в бывш. Елецкой гимназии (из которой был исключен в детстве), в школе второй ступени в селе Алексино Дорогобужского района (там же директор), служил инструктором народного образования. Организовал музей усадебного быта в бывш. имении Барышникова, принимал участие в организации музея в г. Дорогобуже.
Начало литературной деятельности
Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906. В путешествиях по русскому Северу (Олонецкая губ., Карелия), куда Пришвин отправился увлекшись фольклором и этнографией, родилась первая книга писателя «В краю непуганных птиц» (издана в 1907) — путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северян. Она принесла ему известность, он удостоен за нее серебряной медали Императорского географического общества и звания действительного его члена. В следующих книгах «За волшебным колобком» (1908), «Черный араб» (1910) и др. также сочеталась научная пытливость с особой натурфилософией и поэзией природы, определивших особое место Пришвина в русской литературе. К 1908 относится его сближение с петербургскими литературными кругами (А. Блоком (см. БЛОК Александр Александрович), Д. Мережковским (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич), А. Ремизовым (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович) и др.). В 1912—14 выходит первое собрание его сочинений в 3-х т., изданию которого способствовал М. Горький (см. ГОРЬКИЙ Максим).
Поэзия сказки
В 1920—30-е Пришвин выпускает книги «Башмаки» (1923), «Родники Берендея» (1925), повесть «Жень-шень» (первоначальное название «Корень жизни», 1933) и т. д., где помимо замечательных описаний природы, глубокого проникновения в ее повседневную жизнь и образов простых людей, живущих с ней в одном ритме, важную роль играет сказка, миф. Народно-поэтические истоки не только обогащают художественную ткань и палитру сочинений Пришвина, но и придают повествованию дыхание вневременной мудрости, превращая отдельные образы в многозначные символы.
Поэтическое мировосприятие, художническая зоркость к мельчайшим подробностям жизни становятся основой многих детских рассказов Пришвина, собранных в книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939) и др. В Кладовой солнца (1945) Пришвин создает сказку о детях, попавших из-за разлада между собой в лапы коварных мшар (лесные сухие болота), но спасенных оставшейся без хозяина охотничьей собакой.
Рассказы Пришвина о животных, в том числе и охотничьи, отличаются естественным, свободным от ложной сентиментальности пониманием их психологии. Бессловесный мир благодаря писателю обретает язык, становится ближе. Эпос, сказка, фольклор, лиризм окрашивают многие произведения Пришвина последних лет — поэму в прозе «Фацелия» (1940), повесть «Корабельная чаща» (1954), роман «Осударева дорога» (изд. 1957).
Творческое поведение
Пришвину принадлежит такое важное понятие, как творческое поведение. Ища уединения в природе, много путешествуя по стране, часто меняя места жительства, он сосредоточенно и целеустремленно думал о более глубокой, органичной связи с миром и людьми. Он хотел творчески выстроить свой внутренний мир не только на отвлеченном разуме или слепом чувстве, но на целостном органичном мировосприятии, соединяющем явления в осознанном и просветленном переживании «родственности».
Именно мировоззренческие, философско-этические искания главного героя Курымушки-Алпатова — в центре автобиографического романа Пришвина «Кащеева цепь», работа над которым начата в 1922 и продолжалась до конца жизни. Конкретные образы здесь также несут в себе второй мифологический, сказочный план (Адам, Марья Моревна и т. д.). Человек, по мысли автора, должен разорвать кащееву цепь зла и смерти, отчужденности и непонимания, освободиться от пут, сковывающих жизнь и сознание. Скучную повседневность нужно превратить в каждодневный праздник жизненной полноты и гармонии, в постоянное творчество. Романтическому неприятию мира писатель противопоставляет мудрое согласие с ним, напряженный жизнеутверждающий труд мысли и чувства, созидание радости.
Дневники
Художественные произведения Пришвина — лишь ответвление главного его труда, дневника, который он вел на протяжении всей жизни. В нем — каждодневный искренний диалог с самим собой, неустанное стремление уточнить свою этическую позицию в мире, глубокие размышления о времени, стране, обществе, писательском труде и т. д.
Поначалу разделявший романтическую веру большей части русской интеллигенции в революцию как духовно-нравственное очищение, как путь к новой человечности, Пришвин быстро осознал гибельность революционного пути. Выученик высокой культуры 19 в., писатель видел жизнь страны советов достаточно трезво, доходя до самых горьких выводов (например, о близости большевизма и фашизма). Он понимал, что над каждым человеком в тоталитарном государстве нависает угроза насилия и произвола. Вокруг смерть косит людей, но живые в этих смертях себе примера не видят и живут, как будто они бессмертные.... Страх расправы не обошел и его. Пришвину также, как и большинству других советских писателей, приходилось идти на унизительные компромиссы, о чем он сокрушался в дневнике: Я похоронил своего личного интеллигента и сделался тем, кто я теперь есть.
Одна из заветных идей Пришвина, красной нитью проходящая через его дневники, — научиться полно жить в настоящем, ценить его, находить для него наиболее совершенные формы, выявлять в окружающем мире его светлые, добрые начала. В стране принудительного коллективизма писатель упрямо отстаивал именно личную жизнь с ее простыми радостями и заботами.
Культуру Пришвин считал важнейшим средством поддержания жизни: Величайшая роскошь, обеспеченная культурой, — это доверие к человеку: среди вполне культурных людей жить можно и взрослому как ребенку. Он утверждает родственное внимание и сочувствие (ключевые пришвинские слова) не только как этические основы жизни, но и как величайшие блага, дарованные человеку.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Пришвин Михаил Михайлович" в других словарях:

  • Пришвин, Михаил Михайлович — Михаил Михайлович Пришвин Дата рождения: 23 января (4 февраля) 1873(1873 02 04) …   Википедия

  • Пришвин Михаил Михайлович — Михаил Михайлович Пришвин Дата рождения: 23 января (4 февраля) 1873 Место рождения: с. Хрущёво Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская империя Дата смерти: 16 января 1954 Место смерти …   Википедия

  • Пришвин Михаил Михайлович — (1873 1954) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Пришвин Михаил Михайлович. Биография • Есть разные мертвые, одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь властно определяют направление нашего современного лучшего. • Мир на земле возможен лишь при …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Пришвин Михаил Михайлович — [23.1(4.2).1873, имение Хрущёво, ныне Елецкий район Липецкой области, 16.1.1954, Москва], русский советский писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Рижском политехникуме (1893 97). За участие в марксистских кружках был арестован. Окончил… …   Большая советская энциклопедия

  • Пришвин, Михаил Михайлович — Михаил Михайлович Пришвин. ПРИШВИН Михаил Михайлович (1873 1954), русский писатель. Философско–лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, истории, с народным бытом и фольклором. Дневники, очерки, поэма в прозе “Фацелия” (1940) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Пришвин Михаил Михайлович — (1873 1954), рус. сов. писатель. Поэзия Л. занимает большое место в духовном мире П.; в своей прозе и дневниках он часто обращается к творчеству и личности Л. В романе «Кащеева цепь» (1928 54) и в миниатюре «Поза» из цикла «Глаза земли» (1946 50) …   Лермонтовская энциклопедия

  • ПРИШВИН Михаил Михайлович — (1873 1954) русский писатель. Философско лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, истории, народным бытом и фольклором. Дневники, очерки, поэма в прозе Фацелия (1940), повесть Жень шень (1933), роман сказка Осударева дорога… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пришвин, Михаил Михайлович — [1873 ] современный писатель. Род. в купеческой семье. В юности участвовал в революционном движении. Получив высшее агрономическое образование в Германии, работал в России в качестве агронома. В 1905 перешел к лит ой деятельности. Первая книга П …   Большая биографическая энциклопедия

  • Пришвин Михаил Михайлович. Биография — Пришвин Михаил Михайлович (1873 1954) Пришвин Михаил Михайлович Биография Русский писатель. Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля (по старому стилю 23 января) 1873 в имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии (Липецкая обл.), в… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Пришвин Михаил Михайлович — М. М. Пришвин. Пришвин Михаил Михайлович (1873, село Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии — 1954, Москва), писатель. Проза Пришвина, отличающаяся своеобразным философско лирическим настроем, связанным преимущественно с темами природы,… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»