- Поленов Василий Дмитриевич
- Поле́нов Василий Дмитриевич(1844—1927), живописец, народный художник Республики (1926). Сын Д. В. Поленова, брат Е. Д. Поленовой. Продолжая традиции русского лирического пейзажа, передавал тихую поэзию скромных уголков русский природы, добивался свежести колорита и естественности мотива («Московский дворик», 1878; «Заросший пруд», 1879). Писал также жанровые («Больная», 1886), исторические картины. В композициях на евангельские сюжеты стремился к заострению их современной нравственной проблематики («Христос и грешница», 1886—87). Театральный художник, организатор народного театра. С 1885 заведующий художественно-постановочной частью Московской частной русский оперы С. И. Мамонтова. Автор музыкальных сочинений (опера «Призраки Эллады», 1906; оратория, романсы и др.).* * *ПОЛЕНОВ Василий ДмитриевичПОЛЕ́НОВ Василий Дмитриевич [20 мая (1 июня) 1844, Петербург — 18 июля 1927, Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец. Сын Д. В. Поленова (см. ПОЛЕНОВ Дмитрий Васильевич). Передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Пленэрные пейзажи («Московский дворик», 1878), бытовые («Больная», 1886), исторические картины. В композициях на евангельские сюжеты стремился к заострению их нравственной проблематики («Христос и грешница», 1886—1887). Театральный художник, организатор народного театра. Автор музыкальных сочинений (опера «Призраки Эллады», романсы). В своем творческом пути органично соединил верность традициям реализма 19 века. с чертами символизма и модерна.
Родился в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова (см. ПОЛЕНОВ Дмитрий Васильевич). Учился в Академии художеств (1863—71), брал также частные уроки у П. П. Чистякова (см. ЧИСТЯКОВ Павел Петрович)и И. Н. Крамского (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич). Как пенсионер Академии художеств, посетил в 1872—76 Италию, Францию и Германию. Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 и как художник-корреспондент — в русско-турецкой войне 1877—1878. Путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881—1882, 1899 и 1909), Италии (1883—1884, 1894—1895). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК).
Пленэрная живопись
Ранние картины Поленова (такие, как «Право господина», 1874, Третьяковская галерея) решены в духе салонного романтизма. Но славу ему принесли гораздо более естественные и задушевные образы, где влияние И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович)и А. П. Боголюбова (см. БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович) соединилось с богатым опытом работы на пейзажной натуре. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетаются в этих вещах («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все — там же) с задумчивой лирикой, созвучной «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского толка. С годами Поленов стремится придать своей палитре все большую психологическую выразительность («Больная», 1886, там же); его многочисленные — русские и зарубежные — этюды с натуры полны искренней теплоты чувства.
Но это чувства скорее созерцательные, чем драматически страстные или мистические. Поэтому серия евангельских картин, над которой художник истово работал многие годы («Христос и грешница», 1886—87, Русский музей; «На Тивериадском озере», 1888, «Среди учителей», 1896; обе — в Третьяковской галерее) производит двойственное впечатление. Считая, что от церкви, находящейся в состоянии глубокого упадка, свойство дарить людям «счастье и радость» переходит к искусству («Иначе оно ничего не стоит», — из письма В. М. Васнецову, 1888), Поленов стремится решить нравственную сверхзадачу именно в религиозных образах, — которые, однако, очаровывают отнюдь не своим этическим посланием, а живостью пейзажных и этнографических наблюдений.
Театр и архитектура
Черты модерна, с его стремлением к созданию «сверхпроизведений», синтетически объединяющих разные виды искусства, отчетливей всего проявились в театральных и архитектурных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (опера «Призраки Эллады» на музыку самого художника, 1906 и др.), тесно сближая принципы «живописного театра» с музыкально-драматической фактурой пьесы. С 1910 художник активно содействует самодеятельному театральному творчеству, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 — Дом театрального просвещения имени В. Д. Поленова).
Живой интерес мастера к национальной архитектурной старине проявился уже в этюдах, изображающих Теремной дворец и соборы Московского Кремля (1877). Поленов внес большой вклад в русский стиль (см. РУССКИЙ СТИЛЬ)внутри модерна, создав эскизы церквей, построенных в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), 1881—82) и Бехове под Тарусой (1906). Историческая стилизация под средневековье, характерная для этих храмов, отступает на задний план перед общей комфортностью и пластической выразительностью планировки и объемов в зданиях собственного дома (1891—92) и мастерской (так называемое «Аббатство», 1904) на Оке.
После Октябрьской революции художник жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882—1895) были И. И. Левитан (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич), К. А. (см. КОРОВИН Константин Алексеевич) и С. А. Коровины (см. КОРОВИН Сергей Алексеевич), А. Е. Архипов (см. АРХИПОВ Абрам Ефимович), А. Я. Головин (см. ГОЛОВИН Александр Яковлевич) .
Энциклопедический словарь. 2009.