алхимия это:

алхимия
АЛХИ́МИЯ -и; ж. [лат. alchimia из араб.]. В средние века: предшествовавшее научной химии, фармакологии и некоторым другим наукам мистическое учение, направленное на отыскание "философского камня" - чудесного средства для превращения простых металлов в золото, для лечения всех болезней и т.п.
Алхими́ческий, -ая, -ое. А-ие опыты.
* * *
алхи́мия
(позднелат. alchimia), донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (II—IV вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Западной Европе (XII—XIV вв.). Главная цель алхимии — нахождение так называемого «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универсального растворителя и пр. Положительная роль алхимии — в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейственного средства) способов получения практически ценных продуктов (минеральные и растительные краски, стёкла, эмали, металлические сплавы, кислоты, щёлочи, соли), а также в разработке некоторых приёмов лабораторной техники (перегонка, возгонка) и др. Для алхимии характерен синкретизм, включавший экспериментально-магическую деятельность и символический язык. Алхимия оказала значительное влияние на средневековую культуру и способствовала становлению науки нового времени.
* * *
АЛХИМИЯ
АЛХИ́МИЯ (позднелатинское Alchemia, alchimia, alchymia), донаучное направление в химии.
Происхождение алхимии
Название восходит через арабское к греческому Chemeia от cheo — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование— от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.
Связь с химией
Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Распространение алхимии приходится на 4—16 вв., время развития не только «умозрительной» алхимии, но и практической химии. Несомненно, что эти две отрасли знания влияли друг на друга. Недаром знаменитый немецкий химик Либих (см. ЛИБИХ Юстус) писал про алхимию, что она «никогда не была ничем иным, как химией».
В поисках философского камня
Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира. Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь.
Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.
Предания о происхождении
Родиной алхимии считается Древний Египет. Сами алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (см. ГЕРМЕС) (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый».
Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения.
Алхимические школы
Существовали греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии. Римский император Диоклетиан (см. ДИОКЛЕТИАН) повелел в 296 предавать сожжению все египетские рукописи, касающиеся искусства делать золото (речь, вероятно, шла о позолоте и искусстве изготовления поддельных украшений). В 4 веке нашей эры задача превращения металлов в золото исследовалась александрийской школой ученых. Писатель, выступавший под псевдонимом Демокрита, принадлежавший, очевидно, к александрийским ученым, своим сочинением «Физика и мистика» положил начало длинному ряду алхимических руководств. Для того чтобы обеспечить успех, такие труды появлялись под именами известных философов (Платон, Пифагор и т. д.), но, вследствие общей затемненности стиля, они мало доступны пониманию. Крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции.
Авторитеты
Греки были учителями арабов, давших алхимии имя. Запад воспринял алхимию от арабов в 10-м столетии. В период с 10 по 16 век алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке. Например, Альберт Великий (см. АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ), создатель работы «О металлах и минералах», и Роджер Бэкон (см. БЭКОН Роджер), оставивший потомству труды «Могущество алхимии» и «Зеркало алхимии», были также и знаменитейшими алхимиками своего времени. Арнольдо де Вилланова, выдающийся врач, умерший в 1314, издал более 20 алхимических трудов. (см. ЛУЛЛИЙ Раймунд)
Раймунд Луллий (см. ЛУЛЛИЙ Раймунд), известнейший ученый 13 и 14 вв., был автором 500 сочинений алхимического содержания, главное из которых имеет название «Завещание, излагающее в двух книгах всеобщее химическое искусство». (Многие специалисты считают, впрочем, что известный своей набожностью Луллий этих сочинений не писал, и они лишь приписаны ему).
Но уже в начале 16 века Парацельс (см. ПАРАЦЕЛЬС) утверждает, что истинная цель науки – не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств. На этом заканчивается «творческий» период европейской алхимии.
Придворная алхимия
В 15–17 вв. многие коронованные особы ревностно занимались алхимией.
Таков, например, английский король Генрих VI (см. ГЕНРИХ VI (английский король)), в правление которого страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл, игравший в этом случай роль золота, был по всей вероятности медной амальгамой.
Подобным же образом действовал и Карл VII (см. КАРЛ VII) во Франции, вместе с известным мошенником Жаком ле Кер.
Император Рудольф II (см. РУДОЛЬФ II Габсбург)был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская производили опыты: первый — в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга — в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицею государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик И. Бетгер (см. БЕТГЕР Иоганн Фридрих), не сумевший сделать золото, впервые в Европе открыл фарфор.
Одним из последних адептов алхимии был Каэтан, называемый графом Руджиеро, родом неаполитанец, сын крестьянина. Он действовал при мюнхенском, венском и берлинском дворах, пока не окончил своих дней в 1709 в Берлине на виселице, украшенной мишурным золотом.
Но и после распространения уже собственно химии, алхимия вызывала интерес у многих, в частности И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) несколько лет посвятил изучению трудов алхимиков.
Достижения алхимиков
Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения ценных соединений и смесей, таких, как минеральные и растительные краски, стекла, эмали, соли, кислоты, щелочи, сплавы, лекарственные препараты. Они использовали такие приемы лабораторных работ, как перегонка, возгонка, фильтрование. Алхимики изобрели печи для длительного нагревания, перегонные кубы.
Достижения алхимиков Китая и Индии остались неизвестны в Европе. В России алхимия не была распространена вплоть до петровских реформ, но почти все русские алхимики (самый знаменитый из них Я. Брюс (см. БРЮС Яков Вилимович)) иностранного происхождения.

Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "алхимия" в других словарях:

  • АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) феномен средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественно научные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления о человеке и обществе. Главной… …   Философская энциклопедия

  • АЛХИМИЯ — (араб., al kimia, происход. или от слова kemi коптского названия Египта, или от греч. chymos жидкость). Средневековая наука, стремившаяся открыть философский камень, который мог все металлы превратить в золото, служить лекарством от всех болезней …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Алхимия —     АЛХИМИЯ, по арабски Ул Хеми, означает, как указывает это имя, химию природы. Все таки, Ул Хеми или Ал Кимия представляет собою лишь арабизированное слово, взятое от греческого  (хемейя), от сок , живица, выжатая из растения. Д р Уинн Уэсткотт …   Религиозные термины

  • алхимия —         АЛХИМИЯ (позднелат. alchymia; возможно, от греч. chymeia искусство выплавки металлов (chyma жидкость, литье) или от греч. Chemia название Древнего Египта; от древнеегипетского «хаме» черный, страна черной земли; частица «ал » арабского… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АЛХИМИЯ — АЛХИМИЯ, форма химии, которую практиковали в Европе начиная с раннехристианского периода до XVII столетия; согласно преданиям, алхимики занимались поисками философского камня, способного превращать простые металлы в золото, и эликсира бессмертия …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Алхимия — (араб. Al kimia производится или от слова kemi, туземного(коптского) названия Египта, или от греческого cumoV жидкость, сок) так называлась нынешняя химия в средние века, вплоть до XVII столетия.Но с тех пор, как эта последняя получила научную… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Алхимия — (лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Главная цель алхимии – нахождение так называемого «философского камня» для… …   Энциклопедия культурологии

  • АЛХИМИЯ — (от араб, приставки «аль» и слова химия), арабское обозначение слова химия. При развитии научной химии под А. стали подразумевать исключительно искусство превращения металлов с целью получения из «неблагородных» (железо,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • АЛХИМИЯ — (позднелатинское alchimia), явление культуры и донаучный период в развитии химии. Зародившись в глубокой древности, наибольшее распространение получила в Западной Европе 11 14 вв. Главная цель алхимии нахождение философского камня ( панацея ,… …   Современная энциклопедия

  • АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3 4 вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11 14 вв.). Главная цель алхимии нахождение т. н. философского камня для превращения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) 1. Элемент средневековой культуры Западной Европы; 2. Исторический этап в развитии химических знаний (5 16 вв.); 3. Специфическая область исследований по получению золота и серебра из неблагородных металлов. Как элемент… …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «алхимия» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»