Перов Василий Григорьевич

Перов Василий Григорьевич
Перо́в Василий Григорьевич
(1833/1834 — 1882), российский живописец. Один из организаторов Товарищества передвижников. Жанровые картины «обличительного» направления («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861) часто проникнуты горячим сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866); психологические портреты («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).
* * *
ПЕРОВ Василий Григорьевич
ПЕРО́В Василий Григорьевич [21 декабря 1833 (2 января 1834) или 23 декабря 1833 (4 января 1834), Тобольск — 29 мая (10 июня) 1882, село Кузьминки, ныне Москва], русский живописец, один из организаторов Товарищества передвижников (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК) . Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).
Живописный анекдот
Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846—1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853—1861), в частности у С. К. Зарянко (см. ЗАРЯНКО Сергей Константинович). Жил и работал в Москве, а в 1862—1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). Испытал особое влияние П. А. Федотова (см. ФЕДОТОВ Павел Андреевич), а также журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы (см. ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА). Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба — 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862; все — Третьяковская галерея); мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, там же). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.
Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе — там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и (в «Кабаке...») закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада.
Портретная живопись
Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М. П. Погодин», оба — 1872; все — Третьяковская галерея). Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи Перова, — в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872; оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).
В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880—81, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871—82) были Н. А. Касаткин (см. КАСАТКИН Николай Алексеевич), С. А. Коровин (см. КОРОВИН Сергей Алексеевич), М. В. Нестеров (см. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич), А. П. Рябушкин (см. РЯБУШКИН Андрей Петрович) .

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Перов Василий Григорьевич" в других словарях:

  • Перов, Василий Григорьевич — Василий Григорьевич Перов …   Википедия

  • Перов, Василий Григорьевич — живописец; родился 21 го декабря 1833 г. в Тобольске, умер 29 го мая 1882 г. в деревне Кузьминках, около Москвы. Отец его, барон Григорий Карлович Криденер, бывший губернским прокурором в Тобольске, не мог передать П. даже своего имени, так как… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Перов Василий Григорьевич — Василий Григорьевич Перов автопортрет Василия Перова Дата рождения: 21 декабря 1833 (2 января 1834)(18340102) Место рождения …   Википедия

  • Перов Василий Григорьевич —         (1833/1834 1882), русский живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина (1846 49, с перерывами) и в МУЖВЗ (1853 61; преподавал с 1871). Пенсионер АХ (1862 69, до 1864 в Париже). Член учредитель ТПХВ (см. Передвижники).… …   Художественная энциклопедия

  • Перов Василий Григорьевич — [21.12.1833 (2.1.1834) или 23.12.1833 (4.1.1834), Тобольск, ‒ 29.5(10.6). 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы], русский живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступила (1846‒49; с перерывами) и в Московском училище живописи,… …   Большая советская энциклопедия

  • Перов Василий Григорьевич — Перов (Василий Григорьевич) один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А.В. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме …   Биографический словарь

  • ПЕРОВ Василий Григорьевич — (1833/34 1882) российский живописец. Один из организаторов Товарищества передвижников. Жанровые картины, обличающие нравы крепостнической России ( Сельский крестный ход на Пасхе , 1861), проникнутые горячим сочувствием к народу ( Проводы… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕРОВ Василий Григорьевич ПЕРОВСК — название г. Кзыл Орда в Казахстане в 1853 1925 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Перов Василий Григорьевич — В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского. Перов Василий Григорьевич (1833 или 1834, Тобольск — 1882, село Кузьминки, ныне территория Москвы), живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина (1846—49, с перерывами) и в… …   Москва (энциклопедия)

  • Перов Василий Григорьевич — один из лучших русских живописцев новейшего времени, род. в Тобольске 23 декабря 1833 г. Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»