пастораль

пастораль
ПАСТОРА́ЛЬ -и; ж. [франц. pastorale] Жанр в европейской литературе и искусстве 14 - 18 вв., характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы; произведение этого жанра.
* * *
пастора́ль
(франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский), 1) жанровая разновидность новоевропейской литературы XIV—XVIII вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия). 2) Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни. 3) Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.
* * *
ПАСТОРАЛЬ
ПАСТОРА́ЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17—18 вв. наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).
Истоки жанра
Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита (см. ФЕОКРИТ)), но называли ее по-разному — буколика (см. БУКОЛИКА), идиллия (см. ИДИЛЛИЯ), эклога (см. ЭКЛОГА (в литературе)). В своих истоках (у Феокрита) пастораль — словесная имитация античного мима (см. МИМ) — «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнивание. Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха Дафниса (см. ДАФНИС). У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане — как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов. Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией. С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров (см. САТИРЫ)», главное занятие которых — любовь, пение и игра на пастушеской свирели. Отсюда — сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового», и сатиры, парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского, иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасторали, и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности.
Мир пасторали
Пастораль определяется лежащим в ее основе целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру антипасторальному. Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: городсельская местность (роща, загородная вилла, деревенская усадьба), искусственнаяестественная жизнь, цивилизацияприрода, толпауединение, волнениепокой, тяжелый трудсозерцательная праздность, ненавистьлюбовь, враждадружба, отчуждениесочувствие, сложность простота, хаос гармония.
Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, — так называемое «приятное место» (locus amoenus) — окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние — вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами (см. СИЛЬВАН), храмами, возведенными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами — составляют пасторальный декорум. Пасторальный мир — это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия (см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)).
На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же исторического времени — времени природному (его идеальное воплощение — знойный летний полдень), а также — прекрасному «остановленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности». Вневременность пасторали генетически связана с ее происхождением от мима, изначальной сориентированностью на лирику и сценический диалог.
Эволюция пасторали
По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в ней усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального романа», а в литературе 17 в. — героической идиллии. Пасторальный метажанр в целом демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические и лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия и трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога, пасторальные ода, сонет, элегия и т. д.)., как правило, преодолевают как межродовые, так и межжанровые границы.
Столь же динамичен и протеистичен герой жанра — пастух, который изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от духовно-утонченного участника философского диспута до «мужлана-деревенщины». В литературе Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) и барокко (см. БАРОККО) пастухов начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Пахари-земледельцы «проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения — на этапе опрощения и натурализации пасторального жанра. У Вергилия пастухи и земледельцы принципиально разведены по разным жанрам — буколикам и «георгикам» — дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не созерцательно-медитативную, и, тем более, философскую, а жизненно-практическую направленность.
Образ «пастуха» в христианской (особенно западной) традиции нередко отождествлялся с Христом — «добрым пастырем» (в частности, у Луиса Понсе де Леон, «пастух» — одно из имен Христа). Сакрализация образа пастуха происходила и на почве рождественских действ. Линия развития христианизированной пасторали в Средние века подпитывалась фольклорной традицией (песни, связанные с весенно-летними обрядами), а также такими жанрами куртуазной лирики, как пастурель, альба, блазон.
Пастораль в эпоху Возрождения
Обращение писателей-гуманистов к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали во всех ее разновидностях. Тому доказательство: эклоги Петрарки (см. ПЕТРАРКА Франческо) (между 1346 — 1348 гг.); пасторальная аллегория Дж. Боккаччо (см. БОККАЧЧО Джованни) «Амето» (ок.1341—42), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские нимфы» (ок.1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро (см. САННАДЗАРО Якопо). На пастораль Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых «пасторальных романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами»): португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор (см. МОНТЕМАЙОР Хорхе де), написавший первый пасторальный роман — «Диану» (1559?), его продолжатели Хиль Поло (см. ПОЛО Гаспар Хиль), Сервантес (см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де), Лопе де Вега (см. ВЕГА Лопе де), Ф. Сидни (см. СИДНИ Филип), О. д"Юрфе (см. ЮРФЕ Оноре д`). Пасторальный роман — существеннейший этап формирования романа Нового времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания» во многом благодаря наличию в нем пасторального плана.
Пастораль барокко
Пасторальные мотивы и образы занимают большое место в петраркистской поэтической традиции позднего Возрождения и раннего барокко (см. БАРОККО) (эклоги Гарсиласо де ла Вега (см. ВЕГА Гарсиласо де ла) и Камоэнса (см. КАМОЭНС Луиш ди), пасторальные романсы и сонеты Гонгоры (см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де), К. Маро (см. МАРО Клеман), А. Барклая, поэмы Т. Тассо (см. ТАССО Торквато) («Аминта», 1573), Э. Спенсера (см. СПЕНСЕР) («Календарь пастуха», 1579), Гонгоры (см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де) («Фабула о Полифеме и Галатее», 1612; «Одиночества», 1613). В границах барочно-классицистического стилевого синтеза 17 в. создаются пасторальные поэмы «Спасенный Моисей. Героическая идиллия» (1653) Сент-Амана (см. СЕНТ-АМАН), стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия «Лисидас» Д. Мильтона (см. МИЛТОН Джон).
Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сцене (с учетом изначально сценичной, мимической природы пасторали. Пасторальные комедии писали Шекспир (см. ШЕКСПИР Уильям), Лопе де Вега (см. ВЕГА Лопе де), Кальдерон (см. КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро) и другие испанские драматурги «золотого века (см. ЗОЛОТОЙ ВЕК (в испанской литературе))». В ряду маньеристических пасторалей выделяются пастральная «трагикомедия» Б. Гварини (см. ГВАРИНИ Баттиста) «Верный пастух» (1590), «Галатея» (1584) Дж. Лили (см. ЛИЛИ Джон), пасторальная «маска» Дж. Флетчера (см. ФЛЕТЧЕР Джон) «Верная пастушка» (1608—1609).
Пастораль в век Просвещения
Пастораль эпохи Просвещения тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам». Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого века», трактуемого как социальная утопия. Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия — «поэма о сельской усадьбе» (в Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа (см. ПОП Александр), 1614; «Времена года» Дж. Томпсона, 1726—1730; «Сады» Ж. Делиля, 1782). Существенное место в истории западноевропейской пасторали Просвещения занимает пасторалистика И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг).
В русской литературе 18 века, проходящей этап ускоренного развития, пасторальные темы и жанры играют важнейшую роль (барочно-классицистические «идиллические» оды М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич), эклоги и песни А. П. Сумарокова (см. СУМАРОКОВ Александр Петрович), поэзия М. М. Хераскова (см. ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич), сентиментальные буколики М. Муравьева, И. И. Дмитриева (см. ДМИТРИЕВ Иван Иванович)).
Пастораль в 19—20 вв.
В 19 в. пасторальная топика сохраняется преимущественно в опере и в балете. Функциональной заменой пасторали в литературе этого времени становится тема «детства», романтическая идеализация жизни архаических народов (американских индейцев и др.). Однако в романе 19 в., в том числе — и особенно — в романе реалистическом, сориентированном на жанровую полифонию, остается место и для иронически и даже патетически трактованных пасторальных тем и эпизодов (мир поместья Лариных в «Евгении Онегине», «Сон Илюши» в «Обломове», «мир» в «Войне и мире», «золотой век» у Достоевского).
Возрождение интереса к классической пасторали наблюдается в искусстве начала 20 в. (пастораль у художников-«мирискусников (см. МИР ИСКУССТВА)», в поэзии и прозе Андрея Белого (см. БЕЛЫЙ Андрей)). По канонам пасторального жанра создаются многие образцы советского искусства социалистического реализма (см. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ) (фильм «Кубанские казаки». Но к пасторали часто обращались и русские писатели совсем иных мировоззренческих и эстетических ориентаций (Б. Пастернак (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович), Б. Окуджава (см. ОКУДЖАВА Булат Шалвович), А. Битов (см. БИТОВ Андрей Георгиевич)).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "пастораль" в других словарях:

  • Пастораль — ПАСТОРАЛЬ. Термин «пастораль» (от латинского pastoralis «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В узком смысле под П. понимается определенная конкретно… …   Литературная энциклопедия

  • пастораль — и, ж. pastorale f., нем. Pastoral <лат. pastoralis пастушеский. Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской или пастушеской жизни. БАС 1. После сего <обеда> играли на большом театре в замке Италианскую… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПАСТОРАЛЬ — (фр. pastorale, от лат. pastoralis пастушеский.). Музыкальное сочинение, изображающее прелести природы или пастушеской жизни, характера идиллического. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАСТОРАЛЬ 1)… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Пастораль — (Velikiy Les,Украина) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Лесная 7д, Velikiy Le …   Каталог отелей

  • Пастораль — I. Пастораль или пастушеская поэзия так наз. особый видпоэзии, где в качестве героев выступают пастухи и пастушки. Древнейшимобразчиком П. считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в IIIв. до Р. Хр. Пасторальная тенденция, т. е,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПАСТОРАЛЬ — «ПАСТОРАЛЬ», СССР, Грузия фильм, 1976, ч/б, 100 мин. Художественный киноочерк. Сюжет фильма чрезвычайно прост: приезд музыкантов из города в деревню, отдых, репетиции, знакомство с местными жителями и отъезд единственные опорные столбы… …   Энциклопедия кино

  • пастораль — идиллия Словарь русских синонимов. пастораль сущ., кол во синонимов: 1 • идиллия (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ПАСТОРАЛЬ — (французское pastorale, от латинского pastoralis пастушеский), 1) условное обозначение литературных жанров 14 18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанных с идиллическим мировосприятием (смотри также Буколика, Идиллия). 2) Опера, балет,… …   Современная энциклопедия

  • ПАСТОРАЛЬ — (франц. pastorale от лат. pastoralis пастушеский), 1) жанровая разновидность новоевропейской литературы 14 18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия).2) Опера, пантомима или… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАСТОРАЛЬ — ПАСТОРАЛЬ, пасторали, жен. (от лат. pastoralis пастушеский). 1. Произведение (преим. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (ист. лит.). 2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАСТОРАЛЬ — ПАСТОРАЛЬ, и, жен. В европейском искусстве 1418 вв.: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. | прил. пасторальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»