Пармиджанино Франческо

Пармиджанино Франческо
Пармиджани́но Франческо
(Parmigianino), настоящая фамилия Маццола (Mazzola) (1503—1540), итальянский живописец, представитель маньеризма. Изысканно холодный колорит, утончённый рисунок воплощает идеал холодной и одновременно чувственно-загадочной красоты («Мадонна с длинной шеей», 1534—40).
* * *
ПАРМИДЖАНИНО Франческо
ПАРМИДЖАНИ́НО (Parmigianino) (наст. имя, Джироламо Маццола, Mazzola) (11 января 1503, Парма — 24 сентября 1540, Казальмаджоре, Ломбардия), итальянский художник, один из крупнейших живописцев маньеризма.
Ранние годы
Родился в семье живописца Ф. Маццолы, который и был его главным наставником в искусстве. Позднее получил обычное для той эпохи топонимическое прозвище («уроженец Пармы»). Испытал влияние Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) и Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), но в первую очередь Корреджо (см. КОРРЕДЖО Антонио), именно в этом городе создавшего свои главные произведения.
Данное влияние четко проступает уже в ранних его произведениях («Мистическое обручение Св.Екатерины», ок. 1521; фрески в двух боковых капеллах пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, ок. 1522—23; и др.), соседствуя, однако же, с остроиндивидуальными стилистическими чертами, такими как особая, действительно «манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ)») элегантность поз и удлиненных, грациозных пропорций.
Уже в ранний период проявил себя и как выдающийся портретист, умеющий впечатляюще акцентировать аристократическое благородство своих моделей и окутывать их, благодаря эмблематическим деталям антуража, аурой многозначительной тайны («Галеаццо Санвитале», 1524).
Тревожная грация
В 1524 Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII (см. КЛИМЕНТ VII). Дабы продемонстрировать свое мастерство преподнес папе несколько картин, в том числе знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524), где блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик. В главном его религиозном образе того периода («Видение Св. Иеронима», 1527) закрепилось влечение Пармиджанино к идеалу загадочной, отрешенной от мира красоты.
После погромов, которыми сопровождался захват Рима (см. ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ) войсками Священной Римской империи, в 1527 спешно уехал в Болонью, а оттуда в 1531 возвратился в родной город. В последние десять с небольшим лет своей недолгой жизни исполнил три лучшие свои религиозные картины — «Богоматерь со Св. Маргаритой и др. святыми» (кон. 1520-х), «Богоматерь с розой» (кон. 1520-х – нач.1530-х) и прославленную «Богоматерь с длинной шеей» (1534—40), ставшую его своеобразным творческим завещанием. Все в последней композиции — и «спиралевидная» поза Марии, и божественный Младенец, не то крепко заснувший, не то мертвый, и непонятная колонна позади (предметно акцентирующая неестественно-удлиненную шею Богоматери) — призвано заинтриговать зрителя, оставив его в тревожном беспокойстве.
Загадочного обаяния полна и т. н. «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки; ок.1535—37); ее взгляд, как это всегда бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя. С 1531 работал над росписями пармской церкви Санта-Мария-делла-Стекката, но задержка с их завершением привела в итоге к его заключению в тюрьму (1539). Выпущенный под залог, бежал в Казальмаджоре.
Оставил также значительное графическое наследие — рисунки и офорты (см. ОФОРТ) (Пармиджанино одним из первых итальянских художников освоил эту технику).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Пармиджанино Франческо" в других словарях:

  • Пармиджанино Франческо —         (Parmigianino, собственно Маццола, Mazzola) (1503 1540), итальянский живописец. Один из ведущих представителей итальянского маньеризма. Сложился под влиянием Корреджо. Творчески переосмыслил искусство Микеланджело и Рафаэля. В его… …   Художественная энциклопедия

  • Пармиджанино, Франческо — Франческо Пармиджанино Ф. Пармиджанино. Гравюра из Жизнеописаний Вазари. Издание 1568 г. Имя при рождении: Girolamo Francesco Maria Mazzola Дата рождения: 11 января …   Википедия

  • Пармиджанино Франческо — Франческо Пармиджанино Ф. Пармиджанино. Гравюра из Жизнеописаний Вазари. Издание 1568 г. Имя при рождении: Girolamo Francesco Maria Mazzola Дата рождения: 11 января …   Википедия

  • Пармиджанино Франческо — Пармиджанино (Parmigianino; собственное Маццола, Mazzola) Франческо (11.1.1503, Парма, 24.8. 1540, Касальмаджоре, Ломбардия), итальянский живописец. Сложился под влиянием Корреджо. Уже для ранних произведений П. (фрески в церкви Сан Джованни… …   Большая советская энциклопедия

  • ПАРМИДЖАНИНО Франческо — (Parmigianino) (1503 1540), итальянский живописец. Работал в маньеристическом стиле, который стал своего рода реакцией на упорядоченность и уравновешенность классического искусства Высокого Возрождения. Настоящее имя Пармиджанино Джироламо… …   Энциклопедия Кольера

  • Пармиджанино Франческо — см. Маццуола …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Франческо Маццола — Франческо Пармиджанино Ф. Пармиджанино. Гравюра из Жизнеописаний Вазари. Издание 1568 г. Имя при рождении: Girolamo Francesco Maria Mazzola Дата рождения: 11 января …   Википедия

  • Пармиджанино — Франческо Пармиджанино Ф. Пармиджанино. Гравюра из Жизнеописаний Вазари. Издание 1568 г. Имя при рождении: Girolamo Francesco Maria Mazzola Дата рождения: 11 января …   Википедия

  • Пармиджанино — Франческо (Parmigianino, Francesco), наст. имя Франческо Маццола (Francesco Mazzola) 1503, Парма 1540, Парма. Итальянский живописец и гравер. Один из ведущих представителей маньеризма художественного направления, сформировавшегося в Средней… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • ПАРМИДЖАНИНО (Parmigianino) — (наст. фам. Маццола Mazzola) Франческо (1503 40), итальянский живописец, представитель маньеризма. Изысканно холодный колорит, утонченный рисунок выражают субъективный, отрешенный от жизни идеал загадочной красоты ( Мадонна с длинной шеей , 1534… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»