Палладио Андреа это:

Палладио Андреа
Палла́дио Андреа
(Palladio), настоящая фамилия ди Пьетро (di Pietro) (1508—1580), итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы, 1551—67), церковные здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592). Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой. Творчество Палладио и его трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570) способствовали становлению и развитию палладианства.
* * *
ПАЛЛАДИО Андреа
ПАЛЛА́ДИО (Palladio) (наст. фам. ди Пьетро, di Pietro) Андреа (1508—80), итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы, 1551—67), церковного здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592). Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой. Творчество Палладио и его трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570) способствовали развитию палладианства (см. ПАЛЛАДИАНСТВО). * * *
ПАЛЛА́ДИО (Palladio) Андреа (наст. имя Андреа ди Пьетро делла Гондола, di Pietro della Gondola) (30 ноября 1508, Виченца — 19 августа 1580, там же), итальянский архитектор, теоретик архитектуры. Крупнейший мастер эпохи Высокого и Позднего Возрождения в Северной Италии.
Сын каменщика. Работал в Падуе в мастерской резчиков по камню. В 1524 переселился в Виченцу, где сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино. Под его руководством начал изучать архитектуру (принял участие в постройке его виллы Криколи) и получил разностороннее гуманистическое образование. Изучая античные памятники, выезжал в Верону (1538—1540), Рим (1541—1548; 1550—1554) и другие города. С 1558 работал в Венеции.
Базилика в Виченце
Первой серьезной работой Палладио была так называемая Базилика в Виченце (1546—1549), перестроенная из Палаццо делла Раджоне 13 в. (городская ратуша, расположенная на центральной площади города). «Базиликой» эту постройку назвал сам архитектор, в задачу которого входило придать зданию новый облик. Окружив ядро ратуши с большим центральным залом (52 х 21 м) галереями в виде двухъярусной ордерной аркады (и соединив таким образом элементы лоджии (см. ЛОДЖИЯ) и архитектуры итальянского палаццо (см. ПАЛАЦЦО)), Палладио придал ей торжественный характер монументального общественного сооружения. Мотив трехпролетной арки повторяется во всех четырех фасадах. Широкая полуциркульная арка покоится на малых сдвоенных (парных) колоннах у арочного основания и обрамлена с двух сторон большими колоннами дорического ордера в первом этаже и ионического — во втором. Мотив соотношения верхнего и нижнего ордеров, а также широкий разлет арок повторяются в обоих этажах и придают базилике римскую монументальность. В этой постройке формируется одна из основных особенностей творческого метода Палладио — он создает новую систему пропорций ордеров и на ее основе придает особую конструктивную роль стене, которая словно пронизана ордером, придающим ей пластическую объемность и тектоническую ясность.
Дворцовые постройки
Зодчий создал новый тип дворца, развив идею атриумно-перистильного дома Витрувия (см. ВИТРУВИЙ), в котором пространство развито по глубинной оси. Сложившемуся в 15 в. строгому и замкнутому пространству флорентийского палаццо с четким плоскостным решением фасада Палладио придал более динамичное композиционное решение. Ранние дворцы в Виченце (палаццо Тьене, 155О-1551; Изеппо да Порто, 1552; Вальмарано, 1566) еще связаны с типом флорентийского палаццо 15 в. Ордерное решение фасадов плоскостное, а центральные, симметричные входу неперистильные дворы обстроены монументальным аркадами, в разнообразных решениях которых уже можно предугадать свободное и новаторское отношение к использованию ордерных элементов, которое будет присуще зрелым работам мастера. Индивидуально и самостоятельно в конструктивном решении палаццо Кьерикати, начатое в 1550. После Базилики это одно из самых монументальных сооружений Виченцы. В нем соединены черты небольшого дворца и общественного сооружения, применен тот же прием соединения элементов лоджии и палаццо. Два яруса больших дорических колонн в первом этаже и ионических во втором окружают в виде галерей анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже, выходящем стеной на фасад. Благодаря глубоким лоджиям в первом и втором этажах стена фасада приобретает объемность и рациональную тектонику, в которой ощущается предвосхищение принципов классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).
Виллы
Созданные Палладио сельские резиденции — виллы — были приспособлены для ведения сельского хозяйства и отвечали потребностям аристократии области Венето (Венеции), вкладывавшей денежные капиталы в земельные угодья. Виллы Палладио чрезвычайно разнообразны в композиционном решении — от роскошных (Бадоэр во Фратта Полезина, 1565; Корнаро в Пьомбино, 1564; Фоскари в Мальконтента, 1560-е годы; Барбаро в Мазер, близ Виченцы, 1560—1570-е годы) до более скромных (Эмо в Фанцоло; Дзено в Чессальто, Сарачено в Финале, Пойяна в Пойяна, Маджоре, все 1560-е годы).
В ориентации самого здания виллы, являющегося главным композиционным ядром по отношению к наиболее красивым местам окружающего ландшафта, всегда присутствует тонкий расчет. Постройка разворачивается фронтально к дороге, воде или долине. Фасад зданий дополнен портиком и окружен глубокими лоджиями, связь с садом осуществлена при помощи широких лестниц и пандусов. Композиция ансамбля строго симметрична — от парадного сада и подъездов через главный портик или аркаду, предшествующую парадным залам, к лоджии или портику противоположной стороны дома, выходящей во второй сад. Служебные постройки часто в виде боковых флигелей, в которых тоже используются элементы ордера, примыкают к центральному объему здания, составляя с ним единое целое в конструктивном и декоративном решениях. Подлинным шедевром Палладио является вилла Ротонда в Виченце (начата в 1561, достроена В. Скамоцци). Это первая центрическая купольная постройка светского назначения. Здание выстроено в пропорциях золотого сечения (см. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ) по типу бельведера (см. БЕЛЬВЕДЕР) с круглым, перекрытым куполом залом со световым фонарем и расположенными вокруг него по сторонам фасадов легкими ионическими шестиколонными портиками с лестницами. Выстроенная на холме изящная вилла доминирует в окружающем пространстве. Хозяйственные помещения заглублены в холм по сторонам главного подъездного пути. Композиционные приемы Палладио были восприняты европейской архитектурой и определили характер загородных резиденций неопалладианского типа в 17 и 18 столетиях.
Культовые постройки
Принципиально новое решение было присуще и трем культовым постройкам в Венеции — церквам Сан-Франческо делла Винья (проект Фасада 1562), Сан-Джорджо Маджоре на острове того же названия (проект 1565, завершена В. Скамоцци к 1610), Иль Реденторе (1576—1592) на острове Джудекка. Палладио трактует фасад, как бы налагая более узкий четырехколонный высокий портик, соответствующий центральному нефу базилики, на более широкий и низкий портик, охватывающий габариты боковых нефов. Подобное совмещение на фасаде как бы двух объемных портиков, разнообразное использование большого и малого ордеров четко выражает тектоническую структуру церквей, графический рисунок портиков четко читается с отдаленного расстояния. Пространство интерьеров имеет развитие за алтарем в виде длинного сводчатого хора, отделенного от алтарного пролета колоннадой: прямой и двухъярусной (Сан Джорджо Маджоре) или полукруглой (Иль Реденторе), напоминающей театральную кулису. Светский характер интерьерам церквей Палладио придает классическое спокойствие отделки из белого мрамора, сдержанность скульптурного и живописного декора.
Поздние общественные постройки
Строительство Лоджии дель Капитанио (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто. Здание имеет триумфальный характер, композиционно напоминая римскую триумфальную арку, в скульптурном рельефе боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи. Плоскость стены здесь утверждается иными средствами, чем в Базилике. Два этажа объединены мощными полуколоннами коринфского (см. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР) ордера. Арки первого этажа, прямоугольные окна второго и маленькие квадратные третьего (аттикового (см. АТТИК)) разделены на фасаде горизонтальными линиями балконов. Сильно вынесенный карниз дополняет подчеркнутые горизонтальные членения стены, которые совершенно погашаются колоссальным ордером лоджии. Благодаря экспрессивному сочетанию вертикальных и горизонтальных членений пластическое решение фасада обретает почти барочную напряженность.
Подлинным шедевром Палладио явился театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580—1585, окончен В. Скамоцци).
Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Небольшой высокий амфитеатр, вмещающий 100 тысяч человек, с каменными скамьями-ступенями обнесен сверху колоннадой, увенчанной скульптурными статуями. Амфитеатр примыкает к сцене, приподнятой над полом зала и обнесенной стенами с трех сторон. Но в отличие от античного театра пространство сцены развито в глубину, сцена имеет постоянную богатую архитектурную декорацию (колоннады двух ордеров, пилястры, ниши, сандрики (см. САНДРИК), скульптурный декор из стукко (см. СТУККО)), зрительный зал и сцена перекрыты общим плоским потолком. Сквозь центральный проем в виде арки и четыре боковых проема, сделанных в заднике оптически-иллюзорной сцены, видны расходящиеся улицы города (или сходящиеся в искусственно усиленной перспективе). Элементы иллюзорной барочной перспективы, включенные в композиционное решение сцены, явились оригинальным нововведением зодчего, предвосхитив решения архитекторов и сценографов барокко (см. БАРОККО).
В предельно ясных и лаконичных композициях построек Палладио проявилось творческое отношение выдающегося зодчего к античности. В них воплотился гармонический сплав рационального и эмоционального начал. Архитектуре и литературному наследию Палладио («Римские древности», 1554; комментарии с рисунками к Витрувию, изданные Д. Барбаро, 1556; «Четыре книги об архитектуре», 1570 и др.) суждено было сыграть исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в 17 и 18 столетиях и вызвать к жизни направление в архитектуре классицизма — палладианство (см. ПАЛЛАДИАНСТВО).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Палладио Андреа" в других словарях:

  • Палладио, Андреа — Андреа Палладио Andrea Palladio наст. Andrea di Pietro …   Википедия

  • Палладио Андреа — Андреа Палладио Andrea Palladio наст. Andrea di Pietro della Gondola Годы жизни Дата рождения 30 ноября 1508(15081130) …   Википедия

  • Палладио Андреа —         (Palladio; собственно ди Пьетро, di Pietro) (1508 1580), итальянский архитектор. Под руководством гуманиста Дж. Дж. Триссино получил архитектурное и всестороннее гуманистическое образование. Для обмера античных памятников ездил в Верону,… …   Художественная энциклопедия

  • Палладио, Андреа — Андреа Палладио. Вилла Капpа ( Ротонда ) близ Виченцы. ПАЛЛАДИО (Palladio) (настоящая фамилия ди Пьетро) Андреа (1508 80), итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разработал типы… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Палладио Андреа — Палладио (Palladio; собственно ди Пьетро, di Pietro) Андреа [30.11.1508, Падуя (?), 19.8.1580, Виченца], итальянский архитектор. Сын каменщика. С 1524 занимался резьбой по камню в Виченце. Сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, участвуя в… …   Большая советская энциклопедия

  • ПАЛЛАДИО Андреа — (Palladio, Andrea) (1508 1580), выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения (преимущественно в римском варианте) могут… …   Энциклопедия Кольера

  • Палладио Андреа — (Palladio, 1508 80) знаменитый итал. архитектор последней поры эпохи Возрождения. В своих постройках отличался гениальной трактовкой архитектурных форм древнеримского зодчества и искусством соблюдать гармонию в распределении частей сооружения.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Палладио — Палладио, Андреа Андреа Палладио Andrea Palladio наст. Andrea di Pietro Годы жизни …   Википедия

  • Палладио А. — Андреа Палладио Andrea Palladio наст. Andrea di Pietro della Gondola Годы жизни Дата рождения 30 ноября 1508(15081130) …   Википедия

  • Палладио — (Андреа Palladio, 1508 80) знаменитый итал. архитекторпоследней поры эпохи Возрождения. В своих постройках отличалсягениальной трактовкой архитектурных форм древнеримского зодчества иискусством соблюдать гармонию в распределении частей сооружения …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Палладио Андреа» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»