- Отан-Лара Клод
- Ота́н-Лара́ Клод(Autant-Lara) (1903—2000), французский кинорежиссёр. Фильмы: «Дьявол во плоти» (1947), «Красное и чёрное» (1954), «Через Париж» (1956), «В случае несчастья» (1958), «Не убий» (1960), «Картошка» (1969), «Глория» (1977) и др.* * *ОТАН-ЛАРА КлодОТА́Н-ЛАРА́ (Autant-Lara) Клод (р. 5 августа 1903 — 6 февраля 2000), французский кинорежиссер.
С 16 лет работал художником по декорациям и костюмам (в фильмах М. Л"Эрбье, Ж. Ренуара (см. РЕНУАР Жан) и других режиссеров «Авангарда»), ассистентом у Р. Клера (см. КЛЕР Рене), Поставил экспериментальный фильм «Развести костер» (1927; по Дж.Лондону). В 1930 в Голливуде занимался созданием французских версий фильмов Б. Китона (см. КИТОН Бастер) и Г. Ллойда (см. ЛЛОЙД Гарольд). В 1933 поставил свой первый игровой фильм — оперетту «Сибулетт». Подлинным открытием режиссера стала снятая в 1942 «Свадьба Шиффон» — остроумная и психологически тонкая картина нравов в провинции в начале века.
В 1946 Отан-Лара оказался в центре скандала, вызванного его экранизацией романа Р. Радиге «Дьявол во плоти» с молодым Ж. Филипом (см. ФИЛИП Жерар) в главной роли. Антивоенный пафос фильма, антипатия автора к миру старшего поколения и его мифам, отличная игра актеров, позволившая передать все нюансы трагической ситуации главного героя, — все это сделало картину событием. Человек левых симпатий, стоявший во главе Союза технических работников французского кино и рьяно отстаивавший независимость национального кинематографа в борьбе с Голливудом, Отан-Лара сталкивался с постоянными цензурными запретами, враждебностью продюсеров и был вынужден снимать коммерческие картины («Займись Амелией», 1949; «Красная таверна»», 1951). Задуманный еще в 1948 антивоенный фильм «Несогласный» был снят только в 1960 под названием «Не убий» в Югославии, а выпущен во Франции лишь через три года. Тем не менее Отан-Лара, каждый раз бросавший вызов армии, церкви или судебной системе, сумел раскрыть свой талант режиссера в таких картинах, как «Красное и черное» (1954; по Стендалю), «Ночная Маргарита» (1955), «Через Париж» (1956).
Умение добиваться точного и достоверного исполнения от актеров, редкое в кино владение драматическим цветом, кинематографичность повествования и уникальная культура изображения сделали Отан-Лара одним из лидеров французского кино 1950-х гг. В 1960-е гг., с приходом режиссеров «Новой волны», он отошел в тень.
Энциклопедический словарь. 2009.