- Новалис
- Нова́лис(Novalis), настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772—1801), немецкий поэт и философ. Представитель йенского кружка романтиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности и взаимоперехода всех вещей («магический идеализм»). Философские «Фрагменты», «Духовные песни», повесть «Ученики в Саисе» (1800); незаконченный роман «Генрих фон Офтердинген» (опубл. в 1802) — о немецком средневековье. Трагическая надломленность, религиозно-мистические мотивы в лирическом цикле «Гимны к ночи» (1800) и других стихах.* * *НОВАЛИСНОВА́ЛИС (Novalis) (псевд.; наст. имя — Фридрих фон Харденберг, Hardenberg) (2 мая 1772, Обервидерштедт, ок. Мансфельда — 25 марта 1801, Вайсенфельс), немецкий философ, поэт, один из вождей йенского романтизма (см. РОМАНТИЗМ). Изучал право в Йене, Лейпциге, Виттенберге в 1797 — горное дело во Фрейбурге. Некоторое время работал горным инженером на саксонских соляных копях.
«Магический идеализм»
Во фрагменте «Ученики в Саисе», поэтическом цикле «Гимны к ночи», незаконченном романе «Генрих фон Офтердинген», а также в сборниках фрагментов и афоризмов Новалис обрисовал контуры нового философского мировоззрения, ставшего активным ферментом будущего романтизма. Свою философию Новалис называл «магическим идеализмом», подразумевая под этим двуединую задачу одухотворения природы и воплощения в конкретную реальность идеальных потенций человека. Залогом осуществления этой цели Новалис считал «магию» слова и способности поэтического воображения. «Магический идеализм» — программа целостного физического и духовного преображения человека, который должен отказаться от репрессивного отношения абстрактной рациональности к природе и осознать скрытые в индивидуально-чувственном обобщающие силы. Согласно Новалису, просвещенческий рационализм ошибочно подменил задачу творческого культивирования чувства гипертрофией мысли: «Мысль — это только сны ощущения, умершее чувство…» (ср. с учением Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) о пра-феномене). Как мыслитель, реабилитировавший средневековье, и поэт, воспевавший таинственное единство любви и смерти, Новалис был чужд Просвещению (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)). В то же время он своеобразно продолжает просвещенческую трактовку творчества как трудового преображения природы.
Родоначальник символизма
Философия, по Новалису, — это «искусство извлекать мыслью мировую систему из глубин нашего духа». Дух — это «жизнь жизни», возвращающая природе смысл. Природа же — набросок того, чем должен стать наш дух в своем развитии. Для мыслительного стиля Новалиса характерно выстраивание восходящих рядов разноприродных явлений и нахождение соответствий и «перекличек» между элементами внешне несходных рядов. Причем Новалис использует не только аналогию, в рамках которой одно явление объясняется через другое, но и метод связи «несходного с несходным», при котором явления приобретают смысл, вступая в отношения взаимошифрования. Это делает Новалис родоначальником нового символизма. Свою мистическую натурфилософию (в которой ощущается влияние Беме (см. БЕМЕ Якоб)) Новалис тесно увязывает с мистической историософией, в центре которой — учение о «золотом веке», ждущем спасенное поэзией и религией человечество. Сценарий спасения сжато изложен в романе «Генрих фон Офтердинген» (вставная «сказка Клингсора», ч.1, гл.9.). Статья «Христианство, или Европа» (1799), посвященная толкованию роли католицизма и протестантизма в европейской судьбе (и решительно отвергнутая поначалу единомышленниками), стала первым манифестом христианского консерватизма и обозначила конец эпохи Просвещения.
Энциклопедический словарь. 2009.