- неореализм
- НЕОРЕАЛИ́ЗМ -а; м.1. Современное философское направление, связанное с возрождением и развитием идей реализма (1 зн.). // Направление в изобразительном искусстве (главным образом США) 50 - 60-х гг. 20 в., пропагандировавшее возврат к реалистическим традициям, а на практике - к натурализму.2. Направление в киноискусстве и литературе, зародившееся после второй мировой войны в Италии и отстаивавшее идеи социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства.◁ Неореалисти́ческий (см.).* * *неореализм
I
направление в философии XX в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, W. Р. Montague, Э. Холт, Е. Holt, Э. Сполдинг, Е. Spaulding, У. Марвин, W. Marwin, У. Питкин, W. Pitkin). Выдвинул положение о непосредственной «данности» познаваемой вещи в сознании. Основа космологии неореализма — теория эмерджентной эволюции. В 1930-х гг. утратил влияние.
II
направление в итальянском кино и литературе середины 40-х — середины 50-х гг. XX в. Фильмы, основанные на документальных фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест — фильм «Рим — открытый город» (1945, режиссёр Р. Росселлини). Главные представители в киноискусстве — Ч. Дзаваттини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, П. Джерми; в литературе — В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппо. Неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии Италии, кино других стран.* * *НЕОРЕАЛИЗМНЕОРЕАЛИ́ЗМ,
1) направление в итальянском кино и литературе середины 1940-х — середины 1950-х. Фильмы, основанные на документальных фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест — фильм «Рим — открытый город» (1945, режиссер Р. Росселлини). Главные представители в киноискусстве — Ч. Дзаваттини (см. ДЗАВАТТИНИ Чезаре), Л. Висконти (см. ВИСКОНТИ Лукино), В. Де Сика (см. ДЕ СИКА Витторио), Дж. Де Сантис (см. ДЕ САНТИС Джузеппе), П. Джерми (см. ДЖЕРМИ Пьетро); в литературе — В. Пратолини (см. ПРАТОЛИНИ Васко), К. Леви (см. ЛЕВИ Карло), Э. Де Филиппо (см. ДЕ ФИЛИППО Эдуардо) . Неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии Италии, кино других стран.
2) В изобразительном искусстве зарубежных стран конца 1940-х—1950-х гг. Художники этого круга (напр., Б. Таслицкий, А. Фужерон (см. ФУЖЕРОН Андре) во Франции) программно противопоставляли свое искусство авангардизму, создавая образы народной жизни и социальной борьбы. Их деятельность обычно была тесно связана с культурной политикой компартий. Позднее они (подобно Р. Гуттузо (см. ГУТТУЗО Ренато), крупнейшему мастеру такого рода) значительно расширили диапазон своих стилистических поисков.
Энциклопедический словарь. 2009.