Некрасов Николай Алексеевич

Некрасов Николай Алексеевич
Некра́сов Николай Алексеевич
(1821 — 1877/1878), русский поэт. В 1847—1866 редактор-издатель журнала «Современник»; с 1868 редактор (совместно с М. Е. Салтыковым) журнала «Отечественные записки». В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1864), «Русские женщины» (1871—1872), «Кому на Руси жить хорошо» (1866—1876) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма «Современники», 1875—1876). Трагические мотивы в цикле стихов «Последние песни» (1877). Проза. Критика. Н. А. Некрасов.
* * *
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕКРА́СОВ Николай Алексеевич [22 ноября (10 декабря)1821, село Синьки Подольской губернии — 27 декабря 1877 (8 января) 1878, Петербург], русский поэт.
Родился в семье офицера, происходившего из дворянского рода, мать, в девичестве Закревская, была дочерью богатого посессора Херсонской губернии. В 1824 отец вышел в отставку и перебрался в свое поместье в Грешневе (Ярославская губерния), где стал вести обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. О семье и жизни в Грешневе известно довольно мало, частью из-за противоречивости свидетельств, частью благодаря стараниям самого поэта, всю жизнь создававшего миф о своей биографии. В своих автобиографических записках Некрасов все время говорит о жестокости и деспотизме полуграмотного отца, о покорности и забитости матери, придавая своей биографии трагический оттенок. В 1832 Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5 классов. По настоянию отца, желавшего для сына военной карьеры, отправился в 1838 в Петербург поступать на военную службу, однако на службу не пошел, а вместо этого начал активную подготовку к сдаче вступительных экзаменов в университет. Экзамены Некрасов провалил и записался вольнослушателем на филологический факультет. Отец, разгневанный поступком сына, оставил его без материальной поддержки. Некрасов столкнулся с острой нуждой, зарабатывал репетиторством, переписывал письма для неграмотных отправителей, писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, публиковавшиеся в «Литературном прибавлении к Русскому инвалиду (см. РУССКИЙ ИНВАЛИД)» и в «Литературной газете (см. ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА (1840—49))», фельетоны и водевили, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре.
В 1840 на заработанные литературной поденщиной деньги издал сборник своих стихов, написанных под ощутимым влиянием поэтов-романтиков: В. А. Жуковского (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич), В. Г. Бенедиктова (см. БЕНЕДИКТОВ Владимир Григорьевич) и др. Перед публикацией Некрасов принес рукопись Жуковскому, тот посоветовал начинающему поэту стихов не печатать, однако отменять выход сборника было уже поздно, и книга «Мечты и звуки» с подписью Н. Н. все-таки увидела свет. Реакция на сборник была неоднозначна: многие критики отреагировали положительно и написали хвалебные отклики, некоторые, в том числе В. Г. Белинский (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич), разразились пренебрежительными рецензиями, упрекая молодого поэта в эпигонстве. На поэта приговор Белинского подействовал намного сильнее похвал его сторонников, и в продолжение нескольких лет Некрасов писал только юмористические стихи и активно занимался публицистикой. В начале 1840-х гг. сотрудничал с «Литературной газетой» и «Отечественными записками (см. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ)», где его критические статьи и рецензии пользовались большой популярностью. Там познакомился и близко сошелся с Белинским, оказавшим на Некрасова большое влияние. Белинский же привел начинающего литератора в дом публициста И. И. Панаева (см. ПАНАЕВ Иван Иванович), где Некрасов познакомился с супругой Панаева Авдотьей Яковлевной (см. ПАНАЕВА Авдотья Яковлевна), женщиной незаурядной и талантливой, позднее ставшей его гражданской женой. Их отношения продолжались более 15 лет. В период 1843—1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников («Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга (см. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕТЕРБУРГА)», «1 апреля», «Петербургский сборник (см. ПЕТЕРБУРГСКИЙ СБОРНИК)», в котором появилась первая публикация Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) — повесть «Бедные люди»).
В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов))», собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев (см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич) опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров (см. ГОНЧАРОВ Иван Александрович) — роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние критические статьи, А. И. Герцен (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович) — повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич): «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».
В 1854 по приглашению Некрасова постоянным сотрудником «Современника» стал Н. Г. Чернышевский (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович), а затем — литературный критик Н. А. Добролюбов (см. ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович). Но в 1862 после очередного цензурного ужесточения распоряжением правительства выпуск «Современника» был приостановлен на восемь месяцев, а спустя еще четыре года вышло распоряжение о его запрете. В 1862, после того , как лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве («Рыцарь на час»), тогда же он приобрел усадьбу Карабиха (см. КАРАБИХА), недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа (с 1947 здесь музей-усадьба Некрасова).
В 1868 Некрасов начал арендовать «Отечественные записки» и до самой смерти занимал должность редактора этого журнала совместно с М. Е. Салтыковым (см. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович). «Отечественные записки» завоевали не меньшую популярность, чем «Современник».
Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта, Тургенев, например, написал следующее: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,— жгутся». А вот слова Достоевского: «... Я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!». В стихотворении «Поэт и гражданин», открывавшем сборник, впервые поэт поднял вопрос о соотношении чистого искусства и гражданской поэзии. Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова, приобрела особое звучание в стихотворениях «В дороге» и «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская».
Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была способна на обновление русской жизни, на масштабные исторические действия. В поэмах «Коробейники» (1861) и «Мороз Красный нос» (1864) Некрасов стремился наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать «многоголосицу» народной стихии. Он активно использует фольклорно-эпические формы, вводит в поэму большой пласт разговорной и просторечной лексики. С конца 1860-х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл стихов «О погоде», «Песни о свободном слове», поэтические сатиры «Балет» и «Недавнее время». Начало 1870-х гг. творчество поэта отмечено, с одной стороны, усилением значения гражданской тематики (поэма «Русские женщины», посвященная судьбе декабристов их женам), с другой, — обращением к традиционным образцам русской поэзии.
Еще в 1860-е гг. у Некрасова родился замысел создания «народной книги», в 1866 поэт начал работу над эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866—1876). Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав, связанных между собой единой темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо? В «Прологе» намечена четкая схема путешествия — встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако Некрасов не всегда придерживался этой схемы, его основной задачей было наиболее полное и объемное воссоздание картины русской жизни, выявление всего разнообразия народных характеров, особенностей мышления, мировосприятия русского народа.
В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.
Фигура поэта никогда не воспринималась однозначно ни читателями, ни критикой, это происходило из-за несовпадения лирического героя, поборника строгой морали, защитника униженных и гневного обличителя всех возможных пороков, и реального биографического человека, азартного и удачливого игрока, обладателя практического ума, охотника до выпивки и женского пола. В советское время все эти противоречия были сняты: биографический человек был наделен чертами лирического героя и наречен человеком и гражданином и народным защитнтком. Однако это нисколько не упростило восприятие творчества поэта, такой подход, уделяя внимание исключительно идеологическому пафосу борьбы против угнетателей, начисто игнорировал поэтическую составляющую его текстов. Еще современники упрекали Некрасова в отсутствии подлинной поэтичности: «поэзия тут и не ночевала» (Тургенев). Сторонники чистого искусства отказывали признавать художественную ценность его произведений. Да и вообще о середине 19 в. Было принято говорить как о времени, когда центр литературной и культурной жизни окончательно сместился с поэзии на прозу, это время большого жанра, время больших писателей. Поэзия, как недостижимый образец высшего искусства, казалось, так и осталась прерогативой Пушкина и Лермонтова. Но к середине 19 в. традиционный поэтический язык превратился в канон, в застывшую форму, не способную передать новое содержание. Именно Некрасов взял на себя смелость изменить поэзию, чтобы оживить интерес к ней. Исследователь творчества Некрасова Б. М. Эйхенбаум (см. ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович) отмечал остро проявившуюся необходимость в массовом слушателе, который часто бывает намного важнее «избранного круга» профессионалов и любителей. Именно для такого слушателя писал Некрасов, он намеренно снижал поэтический язык, олитературивал народную речь, отчего она становмлась более яркой и сочной. Но при этом, вопреки расхожему мнению, Некрасов никогда не порывал с русской поэтический традицией, все его творчество – непрерывное взаимодействие с лучшими образцами отечественной поэзии.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Некрасов Николай Алексеевич" в других словарях:

  • Некрасов, Николай Алексеевич — поэт; родился 22 го ноября 1821 года в маленьком еврейском местечке Винницкого уезда Подольской губернии, где в то время квартировал армейский полк, в котором служил его отец Алексей Сергеевич Некрасов. А. С. принадлежал к обедневшей дворянской… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Некрасов Николай Алексеевич — Николай Алексеевич Некрасов Дата рождения: 28 ноября (10 декабря) 1821(18211210) Место рождения: г. Немиров, ныне Винницкая область Дата смерти: 27 декабря 1877 (8 января 1878) …   Википедия

  • Некрасов Николай Алексеевич — (1821 77), рус. поэт, революц. демократ. Преемник традиций А. С. Пушкина и Л. в рус. поэзии. По количеству цитаций и переложений Л. занимает в творчестве Н., особенно молодого, первое место. В юношеском сб. «Мечты и звуки» (1840) близки к Л. по… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Некрасов, Николай Алексеевич — Николай Алексеевич Некрасов. НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821 1877/78), русский поэт. В 1847 66 редактор издатель журнала “Современник”; с 1868 редактор (совместно с М.Е. Салтыковым) журнала “Отечественные записки”. В изображении повседневного… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Некрасов Николай Алексеевич — знаменитый поэт. Происходил из дворянской, некогда богатой семьи. Родился 22 ноября 1821 г. в Винницком уезде, Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова. Человек увлекающийся и страстный, Алексей… …   Биографический словарь

  • Некрасов Николай Алексеевич — [28.11(10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области, ‒ 27.12.1877 (8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный деятель. Детские годы Н. прошли в с. Грешнево (ныне с. Некрасово) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал… …   Большая советская энциклопедия

  • НЕКРАСОВ Николай Алексеевич — (1821 77/78) русский поэт. В 1847 66 редактор издатель журнала Современник ; с 1868 редактор (совместно с М. Е. Салтыковым) журнала Отечественные записки . В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Некрасов Николай Алексеевич —       (1821 1877), поэт. В Петербург приехал в 1838 поступать в университет (в 1839 40 числился вольнослушателем) вопреки желанию отца, лишившего его материальной поддержки. Начальный период жизни в Петербурге отмечен скитаниями по петербургским… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Некрасов, Николай Алексеевич — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Некрасов …   Википедия

  • Некрасов Николай Алексеевич — Дом на Литейном проспекте, где жил и умер Н. А. Некрасов (ныне Мемориальный музей квартира Н. А. Некрасова). Дом на Литейном проспекте, где жил и умер Н. А. Некрасов (ныне Мемориальный музей квартира Н. А. Некрасова). Санкт Петербург. Некрасов… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»