Нестеров Михаил Васильевич это:

Нестеров Михаил Васильевич
Не́стеров Михаил Васильевич
(1862—1942), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Создал поэтические религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880 — 1910-х гг. («Видение отроку Варфоломею», 1889—1890, «На Руси», 1916); писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей отечественной культуры («И. П. Павлов», 1935; «В. И. Мухина», 1940). Государственная премия СССР (1941).
* * *
НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич
НЕ́СТЕРОВ Михаил Васильевич [19 (31) мая 1862, Уфа — 18 октября 1942, Москва], русский живописец, заслуженный деятель искусств России (1942). Государственная премия СССР (1941).
Выдающийся представитель русского символизма (см. СИМВОЛИЗМ)и модерна (см. МОДЕРН) , ведущий мастер религиозной живописи «серебряного века», сумевший органически продолжить характерные линии своего стиля и в советский период. Создал поэтичные религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880—1910-х годов. («Видение отроку Варфоломею», 1889—1890, «На Руси», 1916); писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей отечественной культуры.
«Церковный модерн»
Выходец из купеческой семьи, получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877—1881 и 1884—1886), где его наставниками были В. Г. Перов (см. ПЕРОВ Василий Григорьевич), А. К. Саврасов (см. САВРАСОВ Алексей Кондратьевич), И. М. Прянишников (см. ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович), а также в Академии художеств (1881—1884) у П. П. Чистякова (см. ЧИСТЯКОВО). Был членом Товарищества передвижников (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК) . Жил преимущественно в Москве, а в 1890—1910 — в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Троице-Сергиева лавра, Абрамцево и их окрестности).
Произведениям Нестерова изначально был свойственен национальный романтизм, поэтика исторических перспектив, открывающихся порой за самым простым бытовым или пейзажным мотивом. Если ранние его исторические образы решены еще в духе обстоятельного и многословного бытописания передвижников («Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886, Третьяковская галерея), то входя в творческую зрелость, он все чаще предпочитает концентрировать поэтическое содержание в отдельных фигурах, исполненных драматической силы («За приворотным зельем», 1888, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева; «Пустынник», 1888—1889, Третьяковская галерея).
Религия и природа — эти темы, предопределившие образ ветхого пустынника в одноименной картине, отныне занимают в искусстве мастера центральное место. Его постоянно вдохновляют национальные церковно-художественные древности, но наряду с ними — пример французского символизма (П. Пюви де Шаванн (см. ПЮВИ ДЕ ШАВАНН Пьер)и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж (см. БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ Жюль)). Написанное близ Абрамцево «Видение отроку Варфоломею», то есть будущему Сергию Радонежскому (см. СЕРГИЙ Радонежский) (1889—1890, Третьяковская галерея), производит сенсацию, явившись по сути манифестом символизма в русской религиозной изобразительной традиции; на первый план в картине выходит не догма, а человеческое переживание, причем атмосфера видения, чуда в равной мере воплощена и в фигурах и в окружающем осеннем пейзаже. Слова «нестеровский отрок» и «нестеровский пейзаж» стали с той поры нарицательными.
На рубеже веков художник получает все больше церковных заказов. По его эскизам выполнены росписи Владимирского собора в Киеве (1890—1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем В. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894—1897), росписи церкви храма Александра Невского в Абастумани (1902—1904), храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908—1911). Эти декоративные ансамбли — образцы не только православной эстетической традиции, но и своеобразного «церковного модерна». В образах нарастает лирическое начало, иконность сменяется психологической драмой. Нестеров, по словам В. В. Розанова (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич), «пишет не Христа», а «как человек прибегает к Христу». Причем еще выразительней этот переход от догмы к настроению совершается в станковой живописи.
Портреты эпохи
Исключительную роль в поэтике мастера, наряду с пейзажем с характерными тонкими березками, играет портрет. Лучшие образы такого рода — портреты родных либо знакомых, близких по духовным убеждениям людей («О. М. Нестерова», или так называемая «Амазонка», дочь художника, 1906; «П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков», или «Философы», 1917). Человек у Нестерова зачастую предстает стоящим как бы «на краю», на изломе эпохи; образы впечатляют своим острым, исповедальным психологизмом, которому вторит печальная мелодика природы.
В картинах на религиозную тему художник все чаще стремится запечатлеть как бы «всю Русь», чающую духовного обновления. Монашеская жизнь, аскеза в природной глуши выглядит тем ядром, вокруг которого это обновление должно свершиться («Великий постриг», 1897; «Святая Русь», 1901—1906). Самое большое полотно Нестерова «На Руси» («Душа народа», 1916) наиболее масштабно и по своему историко-социальному диапазону: огромная толпа приходит тут — вслед за юным отроком, как бы новым воплощением Сергия-Варфоломея, — в движение, тяготея к неведомому будущему; причем в массе людей разных сословий видны Достоевский (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), Владимир Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич)и Лев Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич).
Советские годы
Не приняв революцию, разрушившую все базисные для него духовные ценности, Нестеров тем не менее воздерживается от какого-либо протеста и живет исключительно творчеством. Его положение отныне двойственно. С одной стороны, он окружен уважением как ветеран русского искусства, с другой — работает в условиях строгой цензуры. Христианские сюжеты (в которых он часто варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспортные» выставки, даже единственная после революции персональная прижизненная выставка мастера (1935) устраивается как шестидневное мероприятие закрытого типа.
Однако Нестеров все же остается активным участником художественной жизни. Он постоянно представляет на выставках пейзажи и портреты; причем последние не уступают образам «досоветского Нестерова», даже нередко превосходят их своим драматическим напряжением и образной сложностью. Люди искусства и науки (к примеру, «Художники П. Д. и А. Д. Корины», 1930; «Скульптор И. Д. Шадр», 1934; «Хирург С. С. Юдин», 1935; «Скульптор В. И. Мухина», 1940) выглядят на его портретах как своего рода подвижники, герои творческой аскезы (см. АСКЕЗА), которая продолжается и приносит зримые плоды вопреки всему. Таким же подвижником творчества выглядит и сам Нестеров в «Автопортрете» 1928 года. Ритмический изыск композиции и рисунка, экспрессивная звучность цвета, продуманность символических деталей — все это блестяще работает на образ в «Портрете академика И. П. Павлова» (1935; все в Третьяковской галерее), наиболее известном из произведений этого цикла. В последние свои десятилетия Нестеров много работает над воспоминаниями, которые впервые выходят отдельной книгой (под названием «Давние дни») в год его смерти.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Нестеров Михаил Васильевич" в других словарях:

  • Нестеров, Михаил Васильевич — Михаил Васильевич Нестеров …   Википедия

  • Нестеров Михаил Васильевич — Михаил Васильевич Нестеров Портрет работы Виктора Васнецова Дата рождения: 31 мая 1862 Место рождения: Уфа Дата смерти: 18 октября 1942 …   Википедия

  • Нестеров Михаил Васильевич —         (31 мая 1862 18 октября 1942) русский и советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).         Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью.… …   Художественная энциклопедия

  • Нестеров Михаил Васильевич — живописец. Родился в 1862 г. в Уфе, в интеллигентной купеческой семье, интересовавшейся искусством. В московском училище живописи и зодчества его руководителем был Перов . За картину До Государя челобитчики получил звание классного художника.… …   Биографический словарь

  • Нестеров Михаил Васильевич — [19(31).5.1862, Уфа, ‒ 18.10.1942, Москва], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877‒81 и 1884‒1886) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова …   Большая советская энциклопедия

  • Нестеров Михаил Васильевич — (1862 1942), рус. сов. художник. В 1893 в изд. дешевой общедоступной б ки А. Д. Ступина (повторенном в 1897) вышла «Песня про...купца Калашникова» с илл. Н., созданными в 1888 (подлинники не сохранились). Изд. полностью оформлено Н.: обложка, 5… …   Лермонтовская энциклопедия

  • НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич — (1862 1942) российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1942). Создал поэтичные религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880 1910 х гг. ( Видение отроку Варфоломею , 1889 90, На Руси , 1916); писал глубокие,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Нестеров, Михаил Васильевич — М.В. Нестеров. Портрет А.Н. Северцова. 1934. Третьяковская галерея. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862 1942), российский живописец. С конца 1880 х гг. в поисках духовно религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветленной и чистой… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Нестеров Михаил Васильевич — (1862, Уфа — 1942, Москва), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Учился в (1877—81 и 1884—86) у , , И.М. Прянишникова, в петербургской Академии художеств (1881—84) у П.П. Чистякова. В 1886—89 и с 1911 жил …   Москва (энциклопедия)

  • Нестеров, Михаил Васильевич — (19(31).05.1860, Уфа 18.10.1942, Москва)    живописец, акад. (1898). Засл. деят. иск в РСФСР. Родился в купеческой семье. Закончил Моск. уч ще живописи, ваяния и зодчества (1886; учителя В.Г.Перов, А.К . Саврасов, И.М.Прянишников, В.Е. Маковский) …   Уральская историческая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Нестеров Михаил Васильевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»