Мис ван дер Роэ Людвиг это:

Мис ван дер Роэ Людвиг
Мис ван дер Ро́э Людвиг
(Mies van der Rohe) (1886—1969), немецкий и американский архитектор. В 20-х гг. один из лидеров функционализма, в 1930—33 директор «Баухауза». С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания-параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчленённым внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958).
* * *
МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг
МИС ВАН ДЕР РО́Э (Mies van der Rohe) Людвиг (1886—1969), немецкий и американский архитектор. В 20-х гг. один из лидеров функционализма (см. ФУНКЦИОНАЛИЗМ), в 1930—33 директор Баухауза (см. БАУХАУЗ) . С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания — параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958).
* * *
МИС ВАН ДЕР РО́Э (Mies van der Rohe) Людвиг (27 марта 1886, Аахен — 17 августа 1969, Чикаго), немецкий и американский архитектор.
Формирование мастера
С детства был приобщен к строительному делу отцом, каменщиком по профессии. В 1905 переселился в Берлин, где в течение двух лет обучался ремеслу мебельщика у Бруно Пауля, а затем, в 1907—11, работал под руководством выдающегося архитектора Петера Беренса (см. БЕРЕНС Петер) , занимавшегося проектированием производственных зданий и промышленных изделий. От Беренса воспринял тенденцию неоклассицизма (см. НЕОКЛАССИЦИЗМ) и программные установки на рациональный поиск способов эстетической организации современной индустриальной среды. Здесь же произошло знакомство Миса с Вальтером Гропиусом (см. ГРОПИУС Вальтер) и Ле Корбюзье (см. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар).
Его первые самостоятельные проекты выдержаны в неоклассическом стиле (например, дом Креллер в Гааге, 1912). При посещении Гааги начинающий зодчий познакомился с творчеством и идейными воззрениями Х. П. Берлаге (см. БЕРЛАГЕ Хендрик Петрюс), призывавшего к «честности» в архитектуре, то есть к выявлению свойств конструкции и качеств материала. На становление архитектурных принципов Миса оказали воздействие также концепции голландской группы «Стиль» (см. СТИЛЬ (объединение нидерландских архитекторов и художников)) и русского конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) .
Творчество 1920-х годов
По окончании Первой мировой войны Мис ван дер Роэ становится активным пропагандистом эстетики функционализма в качестве сооснователя журнала «G» (сокр. от Gestaltung — формообразование) и участника объединения революционных художников «Группа ноября», где в 1921—25 он возглавлял секцию архитектуры. Хотя лишь немногие из его новаторских проектов 1920-х годов были осуществлены, они сыграли важную роль в развитии архитектурной мысли.
Задумывая тип небоскреба со сплошным остеклением (проекты 1919 и 1920—21 годов), Мис стремился придать простым геометрическим объемам легкость и лучезарность, наполнив их переливами отраженного и поглощенного света. Замысел офисного здания из железобетона (1922) — одна из первых проб сооружения кристаллической формы с опоясывающими его лентами окон. В проектах загородных домов архитектор, продолжая линию Ф. Л. Райта (см. РАЙТ Фрэнк Ллойд), находит способы организации динамичного пространства посредством свободной планировки.
Лишь во второй половине 1920-х годов были воплощены в материале некоторые предложения архитектора. Памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург в Берлине (1926, уничтожен нацистами), с его выразительным движением монументальных массивов, выступающих вперед и уходящих в глубину, вошел в историю как один из лучших образцов мемориальных сооружений. В постройках частных особняков — дом Вульфа в Рубене (1926), дом Германа Ланге в Крефельде (1928), дом Тугендхата в Брно (1930) — Мис достигает классической сбалансированности в асимметричной компоновке призматически четких объемов.
Наиболее значительные достижения Миса ван дер Роэ периода его работы в Германии — жилой дом с изменяемой внутренней планировкой в поселке Вайсенхоф (Штутгарт, 1927) и павильон Германии на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне. В прозрачном выставочном павильоне был последовательно осуществлен принцип сквозного движения пространства, перетекающего через внутренние перегородки и сливающегося с окружающей средой.
В 1930 Мис, по рекомендации Гропиуса, возглавил Баухауз в Дессау. Давление нацистского режима привело к закрытию Баухауза в 1933 и вынудило архитектора к эмиграции в 1937.
В Америке
Обосновавшись в США, Мис ван дер Роэ смог вполне реализовать свой творческий потенциал и достичь мировой известности. Уже в первой крупной работе — комплексе сооружений Иллинойского технологического института (ИТИ, 1942—58) — определилась его основная образно-пластическая тема, отмеченная влиянием живописи Мондриана (см. МОНДРИАН Пит): стеклянные поверхности, расчерченные прямоугольной сеткой металлического каркаса.
Называя свои постройки «конструкциями из кожи и костей», Мис стремился к совершенству формы, выстроенной по отвлеченным законам математической регулярности. Элементы его универсального языка — стальная конструктивная решетка, навесные стены, плоские перекрытия и внутренние панели, создающие эффект непрерывного перетекания пространственных зон. Стандартные балки и плиты использовались им как модули, обеспечивающие точность пропорциональных соотношений.
Среди сооружений ИТИ самое знаменитое — Краун-холл архитектурной школы (1952—56) — двухъярусное здание, нижний этаж которого утоплен в землю, а верхний стеклянный павильон словно взлетает, зависая на двух мощных рамах. Тектоника дома Эдит Фарнсуорт в Фоке- Ривер (Иллинойс, 1946—50) определяется ритмом парящих, будто подвешенных на магнитах горизонтальных плит — террасы, приподнятого над ней пола, перекрытия, лестничных ступеней.
Наибольшую известность принесли архитектору его стеклянные небоскребы. Два многоэтажных жилых корпуса на Лейк Шор Драйв в Чикаго (1957) располагаются под прямым углом друг к другу так, что с любой позиции видны разные комбинации фасада и торца. Четко очерченный блок здания компании Сигрэм в Нью-Йорке (1958) возносится над открытой площадкой, сверкая сиреневыми стеклами и пронзающей их бронзовой сеткой. Кристаллоподобные сооружения, переливающиеся под солнечными лучами, наполненные внутренним свечением по ночам, воплощали идеал Миса, выраженный им в кратком афоризме: «Меньше— значит больше».
Созданные им эталоны «интернационального стиля» широко тиражировались в 1950—60-х годах, но позднее их отвлеченный минимализм был подвергнут критике в архитектурной теории постмодернизма.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Мис ван дер Роэ Людвиг" в других словарях:

  • Мис ван дер Роэ, Людвиг — Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ …   Википедия

  • Мис ван дер Роэ Людвиг —         (Mies van der Rohe) (1886 1969), немецкий архитектор. Профессионального образования не получил. С 1905 работал в Берлине в различных архитектурных мастерских, в том числе у П. Беренса (1908 12). В 1910 х гг. строил в духе неоклассицизма;… …   Художественная энциклопедия

  • Мис ван дер Роэ Людвиг — Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe) Людвиг (27.3.1886, Ахен, ныне в ФРГ, 17.8.1969, Чикаго, США). немецкий архитектор, с 1938 работал в США. В 20 е гг. один из лидеров функционализма; в 50 е гг. выдвинул идею «универсальной архитектурной формы».… …   Большая советская энциклопедия

  • МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг — МИС ВАН ДЕР РОЭ (Mies van der Rohe) Людвиг (1886 1969) немецкий и американский архитектор. В 20 х гг. один из лидеров функционализма, в 1930 33 директор Баухауза . С 1938 в США, где развивал идею совершенной универсальной формы , создал тип… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг — (Mies van der Rohe, Ludwig) (1886 1969), американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников интернационального стиля , для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние… …   Энциклопедия Кольера

  • Мис ван дер Роэ Людвиг — Л. Мис ван дер Роэ. Краун холл (учебный корпус Иллинойсского технологического института) в Чикаго. 1955. Мис ван дер Роэ Людвиг (Mies van der Rohe) (1886—1969), немецкий архитектор. Профессионального образования не получил. С 1905 работал в… …   Художественная энциклопедия

  • Мис Ван Дер Роэ Людвиг —   Л. Мис ван дер Роэ. Учебный корпус Иллинойсского технологического института в Чикаго. 1955. МИС ВАН ДЕР РОЭ (Mies van der Rohe) Людвиг (1886 1969), немецкий и американский архитектор. С 1938 жил в США, где развивал идею совершенной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мис ван дер Роэ — Мис ван дер Роэ, Людвиг Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ Годы жизни Граждан …   Википедия

  • Людвиг Мис ван дер Роэ — Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ Годы жизни Гражданство Германская империя …   Википедия

  • Мис ван дер Роэ — (Mice van der Rohe) Людвиг (1886 1969) Немецкий архитектор, ведущий представитель «интернационального стиля», сложившегося в результате формообразовательных экспериментов авангарда 1920 х годов. Основным его вкладом в архитектурную поэтику явился …   Энциклопедия культурологии

Книги

Другие книги по запросу «Мис ван дер Роэ Людвиг» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»