МиГ

МиГ
МИГ -а; м. Очень короткий промежуток времени; мгновение, момент. Молния на м. осветила местность. Прошёл один м. после взрыва. В один м. перепрыгнуть через ограду (очень быстро, мгновенно). // чего и с опр. О каком-л. определённом времени. М. счастья. М. победы. Радостный м. успеха.
* * *
МиГ
марка самолётов, разработанных под руководством А. И.Микояна и М. И.Гуревича и в ОКБ им. Микояна.
* * *
МИГ
МИГ, марка самолетов, разработанных под руководством А.И. Микояна (см. МИКОЯН Артем Иванович) и М.И. Гуревича (см. ГУРЕВИЧ Михаил Иосифович) в Опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени Микояна (с 1999 —Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»). Свою историю предприятие ведет с 1893, когда в Москве начал действовать завод «Дукс», производивший вначале велосипеды, а затем ручные и моторные дрезин. В начале 1900-х гг. на «Дуксе» начали собирать автомобили, а в 1909 построили первый дирижабль и аэроплан. В дореволюционные годы завод стал крупнейшим самолетостроительным предприятием России, собирал самолеты типа «Фарман», «Ньюпор», «Моран», «Вуазен». В 1914 было выпущено 180 аэропланов, а в 1917 — 492. На самолете «Ньюпор-IV», изготовленном на заводе «Дукс», авиатор П. Н. Нестеров (см. НЕСТЕРОВ Петр Николаевич) в 1913 впервые в мировой практике выполнил «мертвую петлю».
В начале 1920-х гг. на заводе стал налаживаться выпуск самолетов отечественной разработки, в частности, конструкции Н.Н. Поликарпова (см. ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич). Первая отечественная серийная машина — двухместный разведчик Р-1 получил известность после перелета Москва—Пекин—Москва. В 1920-е гг. на базе завода «Дукс» был создан Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ №1), на территории которого позднее было сформировано опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Н.Н. Поликарпова.
В 1927 авиазавод №1 начал производство учебных самолетов У-2 (По-2) конструкции Н.Н. Поликарпова. Одновременно в серийное производство был запущен самолет Р-5, прославившийся при спасении челюскинцев. С заводом сотрудничали конструкторские бюро С.В. Ильюшина (см. ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович), А.С. Яковлева (см. ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич), В.М. Петлякова (см. ПЕТЛЯКОВ Владимир Михайлович). В 1930-е гг. из цехов завода вышли самолеты ЦКБ-26 и ЦКБ-30 (прототипы будущих Ил-2 и Ил-4). В 1939 летчики В.К. Коккинаки (см. КОККИНАКИ Владимир Константинович) и М.Х. Гордиенко на самолете ЦКБ-30 совершили беспосадочный перелет из Москвы в США.
В декабре 1939 на авиазаводе №1 был создан опытно-конструкторский отдел под руководством А.И. Микояна. Одним из ближайших его сподвижников стал М.И. Гуревич. В короткие сроки конструкторами был создан небольшой моноплан МиГ-1 из древесины и фанеры с низкорасположенным крылом. На самолете установили мощный двигатель АМ-35А конструкции А.А. Микулина (см. МИКУЛИН Александр Александрович). Первый полет МиГ-1 совершил в апреле 1940. Благодаря мощному мотору моноплан развил скорость до 628 км/ч. МиГ-1 и его модификация МиГ-3 серийно производились заводом №1 вплоть до октября 1941, когда в связи с угрозой захвата Москвы ГАЗ №1 вместе с входящим в его состав отделом Микояна был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара). Всего было выпущено 3300 истребителей МиГ.
В 1942 конструкторский отдел Микояна стал самостоятельным ОКБ-155 и вернулся в Москву. В это же время на территории ГАЗ №1 был организован авиационный завод №30 (в последующем «Знамя труда», Московское авиационно-производственное объединение и Производственный центр имени П.А. Воронина (см. ВОРОНИН Павел Андреевич) корпорации «МиГ»). В период Великой Отечественной войны на заводе строились самолетов различных типов, включая штурмовики Ил-2. В послевоенные годы завод освоил выпуск пассажирских самолетов Ил-12, Ил-14, Ил-18.
Микоян был одним из первых, кто оценил будущее реактивной авиации. Первым реактивным самолетом в его КБ стал МиГ-9 с двумя турбореактивными двигателями. Особое внимание в конструкторском бюро Микояна уделяли проблеме создания стреловидного крыла, которое значительно увеличивало скорость самолета. Такое крыло было необходимо для обеспечения полетов на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.
В послевоенные годы микояновцам удалось создать удачные образцы реактивных истребителей, которые поступили на вооружение советских военно-воздушных сил. Одним из них был МиГ-15 — оборудованный герметичной кабиной пилота и катапультируемым креслом. Его первый полет состоялся в 1947 году. Максимальная скорость МиГ-15 составила 1050 км/ч, потолок полета — 15 км. Следом появился МиГ-17 — первый отечественный сверхзвуковой самолет. На его базе был создан перехватчик МиГ-17ПФ с радиолокационной системой и форсированным двигателем.
В 1954 появился МиГ-19, оборудованный двумя двигателями. Этот сверхзвуковой боевой самолет со стреловидным крылом, с навигационно-прицельной системой, мог летать днем и ночью в сложных метеорологических условиях. Новым достижением конструкторов стал легкий маневренный истребитель МиГ-21. Он на большой скорости пролетал на довольно низкой высоте, у него была меньшая скорость приземления, меньший угол атаки, более тяжелое вооружение, чем у предшественников. Самолет отличался легкостью и удобством в управлении и обслуживании, обладая при этом хорошими летными качествами.
С 1962 производство истребителей МиГ-21 было освоено на родном для микояновцев авиазаводе в Москве. В 1968 здесь началось серийное производство самолетов с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23, которые в ряде государств (Китай, Польша, Чехия, Индия) производились по лицензии. Позднее был создан всепогодный перехватчик МиГ-25. 6 октября 1977 совершил первый полет легкий истребитель МиГ-29, а с 1982 началось серийное производство этого самолета, главное назначение которого — завоевание превосходства в воздухе. Всего было построено 1500 самолетов этого типа, которые поставлялись в десятки стран мира. За шесть десятилетий разработчиком «МиГов» — ОКБ имени Микояна было создано около 450 проектов боевых самолетов, из которых 170 воплощены в жизнь, а 94 машины производились серийно. Всего на советских и российских авиастроительных заводах было построено 60 тысяч самолетов марки «МиГ», из них 11 тысяч поставлены на экспорт более в чем 40 стран мира. Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» было образовано в конце 1999 года. Это крупнейший авиастроительный холдинг России, объединяющий 14 предприятий различного профиля, в том числе инженерный центр «ОКБ имени Микояна», производственный центр имени Воронина, Луховицкий авиационный производственно-испытательный комплекс, Калязинский машиностроительный завод.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "МиГ" в других словарях:

  • миг — миг, а …   Русский орфографический словарь

  • миг — миг/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • МиГ-29 — МиГ 29 …   Википедия

  • МиГ-15 — МиГ 15 …   Википедия

  • МиГ-21 — ВВС Индии, 2005 год. Тип истребитель …   Википедия

  • МИГ-15 — Назначение: истребитель  Первый полёт: 30 декабря 1947 года  Принят на вооружение …   Википедия

  • Миг-15 — Назначение: истребитель  Первый полёт: 30 декабря 1947 года  Принят на вооружение …   Википедия

  • МиГ-27 — ВВС Индии, 2011 год. Тип ис …   Википедия

  • МиГ-23 — Тип многоцелевой и …   Википедия

  • МиГ-17 — МиГ 17 …   Википедия

  • МиГ-9 — в музее ВВС в Монино, 2011 год. Тип …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»