Мансурова Цецилия Львовна это:

Мансурова Цецилия Львовна
Мансу́рова Цецилия Львовна
(1896—1976), актриса, народный артист СССР (1971). С 1919 в Студии, затем в Театре имени Вахтангова. Роли: Турандот («Принцесса Турандот» К. Гоцци), Шурка («Егор Булычов и другие» М. Горького), Беатриче («Много шума из ничего» У. Шекспира), Филумена («Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо) и др. Присущие Мансуровой эмоциональная заразительность, темперамент, искусство иронической характеристики персонажа, пластическое изящество органически сочетались с психологической глубиной раскрытия характера. Профессор Театрального училища имени Щукина (с 1946).
* * *
МАНСУРОВА Цецилия Львовна
МАНСУ́РОВА Цецилия Львовна (наст. фам. Воллерштейн) [8 (20) марта 1896, Москва — 22 января 1976, там же], российская актриса; народная артистка СССР (1971).
На пути к Мансуровской студии
Получила всестороннее образование и, в частности, музыкальное, что ей очень пригодилось в ее дальнейшей актерской деятельности. Окончила юридический факультет Киевского университета. Однако всю жизнь заниматься юриспруденцией ее не прельщало, всеми ее помыслами владел театр. В 1919 была принята в московскую театральную Мансуровскую студию, которой руководил известный мхатовский режиссер и актер Е. Б. Вахтангов (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович), сразу почувствовавший ее незаурядное дарование. Именно он предложил ей как своей лучшей ученице взять сценический псевдоним Мансурова по названию студии, находящейся в Мансуровском переулке (что между улицами Пречистенкой и Остоженкой).
Неповторимая Турандот
Вслед за студией легендарная «Принцесса Турандот» в постановке Вахтангова стала подлинной школой, заложившей основы блистательного творческого пути замечательной актрисы. Коварная, жестокая, капризная и вместе с тем лукавая, нежная, манкая, Мансурова-Турандот с первой же минуты покоряла зрителей своей необыкновенной женственностью и изысканностью. В ней все было совершенство: голос, манеры, пластика и, главное, искренняя вера в подлинность происходящих на сцене коллизий. Стало совершенно очевидно, что в Вахтанговском театре появилась актриса широкого диапазона, огромной эмоциональной наполненности и психологической искренности.
Ведущая актриса театра
Мансурова, создавая характеры своих героинь, стремилась найти определяющее начало в обрисовке персонажей, отвергая детали. Неуемность ее темперамента, романтический полет фантазии, владение многими тайнами сценической выразительности позволили ей создавать характеры крупные, яркие, сочные. Таковы были ее необузданная в своей любовной страсти Донья Урака («Комедии Мериме», постановка А. Д. Попова (см. ПОПОВ Алексей Дмитриевич), 1924), напористая, хищная, заманчивая в ощущении своей женской привлекательности Зойка («Зойкина квартира» М. А. Булгакова (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич), постановка Попова, 1926), готовая на любые жертвы ради революции романтически возвышенная Жанна Барбье («Интервенция» Л. И. Славина (см. СЛАВИН Лев Исаевич), постановка Р. Н. Симонова (см. СИМОНОВ Рубен Николаевич), 1933). Почти одновременно с образом Жанны Мансурова работала над созданием образа Шурки («Егор Булычев и др.» М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим), постановка Б. Е. Захавы (см. ЗАХАВА Борис Евгениевич), 1932). Горьковская драматургия предъявила к актрисе требования поиска иных форм выразительности, большей конкретности и жизненной достоверности, лепки более емкого, многопланового образа. С этим образом романтическая экспрессивность, бывшая ранее основной краской в создании характеров, уступила место не лишенной романтического полета, но более сдержанной манере исполнения. Образ приобретал глубину.
Творческие вершины
Но все эти роли были лишь ступенями к тем творческим вершинам, которые Мансурова достигла в 1940—1950-е гг. Правда, на этом пути был уже образ, предвосхитивший этот взлет, образ, заставивший заговорить о Мансуровой как о крупном явлении отечественной сцены. Москва была покорена восхитительной, божественной Беатриче («Много шума из ничего», постановка И. М. Рапопорта, 1936), в которой клокотал вулканический темперамент ренессансной сицилианки, покорившей сердце завзятого женоненавистника Бенедикта. Он (его играл Симонов) был сражен ее женской прелестью и мужским складом ума. Этим спектаклем было положено начало знаменитому актерскому дуэту Мансурова—Симонов, который еще не раз с блеском заявлял о себе на вахтанговской сцене.
«Перед заходом солнца»
Не случайно спектакль «Перед заходом солнца» (постановка А. И. Ремизовой) появился на вахтанговской сцене в 1941, в самый канун войны. Семейный конфликт, составляющий сюжетную основу пьесы, отражает, как в капле воды, социальные и политические проблемы бушующего моря немецкой жизни конца 1930-х гг. Сделав упор на политической стороне интриги пьесы (что было естественно в 1941), театр не оставил в стороне психологическую разработку характеров всех персонажей спектакля. Особенно «повезло» двум главным героям.
Главную женскую роль Инке играла Мансурова. Ее героиня, чистая, наивная, восторженная девушка, была воплощением добра и бескорыстия.
Военные годы закономерно обострили внимание художников к героическим темам. На вахтанговской сцене Н. П. Охлопковым (см. ОХЛОПКОВ Николай Павлович) в 1942 был поставлен спектакль «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (см. РОСТАН Эдмон), в котором роль Роксаны была поручена Мансуровой. Вместе со своей героиней она проходила путь от кокетки и причудницы в начале спектакля до прозревшей в своем трагическом заблуждении женщины, способной на подвиг и великую верность.
Филумена Мартурано
Далее, как из рога изобилия, посыпались великолепные творческие удачи: Алиса («Глубокие корни», 1948), Фантина («Отверженные»,1958), Мать Хуана («Седая девушка», 1952), Аркадина («Чайка», 1954), Георгия («Ангела», 1958), Наталья Сергеевна («Русский лес», 1961), Каренина («Живой труп», 1962). Но среди этого разнообразия ролей была одна, которая оставила неизгладимый след в истории Вахтанговского, да и всего отечественного театра. Это была роль Филумены Мартурано в одноименной пьесе Эдуардо де Филиппо (см. ДЕ ФИЛИППО Эдуардо), поставленной Симоновым в 1956. Несмотря на то что после этой работы были у Мансуровой и другие, эта ее роль сохранила в памяти современников ощущение «лебединой песни» актрисы.
Написанная в неореалистическом плане, с большим вниманием к бытовым подробностям, пьеса, казалось бы, сопротивлялась назначению Мансуровой с ее романтической экспансивностью, порывистостью и патетичностью речи. Но Мансурова покорила зрителей своим толкованием роли и своим мастерством, подняв частный, в сущности, сугубо бытовой случай из жизни до уровня социальной драмы. Филумена Мансуровой готова пойти на любые унижения и ухищрения, на любые «мелкие неправды» ради достижения своей главной цели: дети должны быть счастливы. В нечеловеческой одержимости, в напористой страстности, в повышенной аффектации своей героини актриса как бы подводила итог своим творческим исканиям, утверждая право театра быть выше обычных земных будней. Увидев московский спектакль, автор пьесы отдал предпочтение вахтанговскому решению.
Зрители любили Мансурову, ценили ее изысканный талант, ее тонкое мастерство, которым актриса охотно делилась со своими молодыми коллегами по вахтанговскому театру и своими учениками из Высшего театрального училища им. Щукина, где она долгие годы, будучи профессором, преподавала актерское мастерство.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Мансурова Цецилия Львовна" в других словарях:

  • Мансурова, Цецилия Львовна — Цецилия Львовна Мансурова. МАНСУРОВА Цецилия Львовна (1896 1976), актриса, педагог. С 1919 в Студии под руководством Е.Б. Вахтангова (с 1926 Театр имени Вахтангова). Присущие Мансуровой эмоциональность и пластическое изящество, тонкое чувство… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МАНСУРОВА Цецилия Львовна — (1896 1976) российская актриса, народная артистка СССР (1971). С 1919 в Студии, затем в Театре им. Вахтангова. Среди ролей: Турандот ( Принцесса Турандот К. Гоцци), Беатриче ( Много шума из ничего У. Шекспира), Филумена ( Филумена Мартурано Э. Де …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАНСУРОВА Цецилия Львовна — (Первая фамилия Воллерштейн) (08.03.1897 1976, Москва), актриса. Народная артистка СССР. Окончила драматическую студию под руководством Е. Вахтангова. Актриса Театра им. Евг.Вахтангова (Москва). 1958 ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК 1972 МРАМОРНЫЙ ДОМ …   Энциклопедия кино

  • Мансурова, Цецилия Львовна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мансурова. Цецилия Мансурова Имя при рождении …   Википедия

  • Мансурова Цецилия Львовна — Мансурова (настоящая фамилия ‒ Воллерштейн) Цецилия Львовна [родилась 8(20).3. 1897, Москва], советская актриса, народная артистка СССР (1971). Окончила юридический факультет Киевского университета. С 1919 студентка, а затем актриса Московской… …   Большая советская энциклопедия

  • Мансурова Цецилия Львовна — (настоящая фамилия — Воллерштейн) (1896, Москва — 1976, там же), актриса, педагог, народная артистка СССР (1971). Окончила юридический факультет Киевского университета. В 1919 поступила в Студию под руководством («Мансуровская студия»,… …   Москва (энциклопедия)

  • Мансурова Цецилия Львовна — (1897 1976) актриса. Окончила юридич. ф т Киевск. ун та. В 1919 поступила в Студию Е. Б. Вахтангова. Первая роль М. Елена Кармина в самостоят. отрывке из Женитьбы Белугина А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева. М. была первой исполнительницей… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Мансурова, Цецилия Львовна — (Воллерштейн). Род. 8 (20) марта 1896 г., в Москве, ум. 22 января 1976 г., там же. Актриса. Ученица Евг. Вахтангова. Среди ролей: Турандот ("Принцесса Турандот"), Донья Урака ("Комедии Мериме", 1924), Зойка ("Зойкина… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Цецилия Львовна Мансурова-Шереметева — Цецилия Львовна Мансурова (Воллерштейн; 8 (20) марта 1897, Москва  22 января 1976, Москва)  ведущая актриса театра им. Евг. Вахтангова, народная артистка СССР (1971). Содержание 1 Биография 2 Творчество …   Википедия

  • Мансурова — Мансурова, Цецилия Львовна Цецилия Мансурова Имя при рождении: Цецилия Львовна Воллерштейн Дата рождения …   Википедия

Книги

  • Вахтанговские легенды, Галина Коновалова. У книги, которую читатель держит в руках, необычная история. Когда-то актриса Галина Коновалова написала очерк о довоенной жизни Театра им. Евг. Вахтангова (в школу при театре поступила в… Подробнее  Купить за 1013 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»