Мухина Вера Игнатьевна

Мухина Вера Игнатьевна
Му́хина Вера Игнатьевна
(1889—1953), скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам («Пламя революции», 1922—23); в 30-х гг. создавала символические произведения («Рабочий и колхозница», 1935—37), в годы Великой Отечественной войны — сурово-правдивые образы воинов («Б. А. Юсупов», 1942). Оформляла выставки и театральные спектакли, проекты одежды и рисунки для тканей, изделий из фарфора и стекла. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).
* * *
МУХИНА Вера Игнатьевна
МУ́ХИНА Вера Игнатьевна (1889—1953), российский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам («Пламя революции», 1922—23), в 30-х гг. — символические (символы нового общественного строя) произведения («Рабочий и колхозница», 1937), в годы Великой Отечественной войны — сурово-правдивые образы воинов («Б. А. Юсупов», 1942). Оформляла выставки и театральные спектакли, проекты одежды и рисунки для тканей, изделий из фарфора и стекла. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).
* * *
МУ́ХИНА Вера Игнатьевна [19 июня (1 июля) 1889, Рига — 6 октября 1953, Москва], российская художница. Выдающийся скульптор, завоевала мировую известность как автор группы «Рабочий и колхозница», которая стала едва ли не самым популярным символом советского государства.
Начало пути
Родилась в купеческой семье. Получила художественное образование в студиях К. Ф. Юона (см. ЮОН Константин Федорович) (1909—11), Н. А. Синициной (1911), И. И. Мешкова (1911—12) в Москве, а также в частных академиях Парижа (Коларосси, «Ла Палет», «Ла Гранд Шомьер») в 1912—14 годы. Особое значение в эти парижские годы имели для нее уроки Э.-А. Бурделя (см. БУРДЕЛЬ Эмиль Антуан). От него она унаследовала любовь к масштабным символическим обобщениям, выраженным в напряженной динамике форм, которые постоянно противоборствуют, не находя покоя. Испытала также воздействие кубизма (см. КУБИЗМ), особо заметное в ее ранних рисунках, театральных эскизах и проектах одежды; они близки по стилю к творчеству ее подруги А. А. Экстер (см. ЭКСТЕР Александра Александровна) (в 1922—23 Мухина совместно с Экстер и Н. П. Ламановой (см. ЛАМАНОВА Надежда Петровна) разрабатывала проекты мод, основанные на экспрессивных комбинациях простейших геометрических форм). В такого рода дизайне стиль модерн (см. МОДЕРН) и кубизм (см. КУБИЗМ) составляют синтез, родственный ар деко (см. АР ДЕКО).
После Октябрьской революции участвовала в реализации плана монументальной пропаганды. Лучшим из проектов такого рода является «Пламя революции» (1922—23, гипс, Музей революции, Москва) с фигурой несущего факел юноши, окруженного вихрем кубистически условных форм. Композиция эта знаменательна и для творческого темперамента Мухиной в целом: в ее лучших работах зачастую «вихрем» выплескивается мощное подсознательное начало, нарушающее строгие рамки официального заказа. Более гармонична и уравновешенна массивно-величавая «Крестьянка» (1927, бронза, Третьяковская галерея). В этот период Мухина впервые проявляет себя и как мастер обобщенно-героического портрета (портрет мужа, архитектора С. А. Замкова (1934—35, мрамор, там же).
«Рабочий и колхозница»

Главным итогом ее монументально-декоративных поисков стала прославленная группа «Рабочий и колхозница» для возведенного по проекту Б. М. Иофана (см. ИОФАН Борис Михайлович) советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1935—37, нержавеющая сталь; ныне установлена перед северным входом Всероссийского выставочного центра в Москве). С одной стороны, группа монументально и мощно агитирует за социализм: фигуры двух молодых энтузиастов представлены в неудержимом, сверхчеловеческом порыве вперед, к светлому будущему. Но глубинный смысл произведения парадоксален и по-своему «саморазрушителен», поскольку в качестве композиционного прототипа Мухина избрала группу античных тираноубийц, Гармодия и Аристогитона. Славословие верховной власти подспудно заключает в себе противостояние ей. Еще откровенней высказывается Мухина о годах сталинского «большого террора» в неосуществленных замыслах — например, в проекте памятника челюскинцам (1938), где главной (причем размещенной в центре Москвы) должна была стать фигура Борея, страшного божества леденящего холода и тьмы.
Среди других известных монументальных работ художницы — декоративная группа «Хлеб» (бронза, 1939, Третьяковская галерея), памятник Максиму Горькому (см. ГОРЬКИЙ Максим) для города Горького (1938—39, бронза, гранит, установлен в 1952; Мухина завершила также с соавторами исполненный И. Д. Шадром (см. ШАДР Иван Дмитриевич) проект памятника Горькому для Москвы (бронза, гранит, 1951). С теми же соавторами (Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой) она создала памятник П. И. Чайковскому (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) для Москвы (бронза, гранит, 1954) и 6-фигурную группу «Требуем мира» (1950, гипс, Русский музей; отмечена Сталинской премией в 1951). Ее мастерство — от достаточно виртуозного «Хлеба» до последней группы — в целом усредняется, подчиняясь казенным стереотипам. Более непосредственно и эмоционально ее талант — помимо эскизов — проявился в некоторых портретах и надгробиях (например, надгробие сына Горького М. А. Пешкова, мрамор, 1935), а большой дар художника-экспериментатора — в опытах создания стеклянной, «полой» пластики, которыми Мухина увлекалась в 1930—50-е гг.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Мухина Вера Игнатьевна" в других словарях:

  • Мухина Вера Игнатьевна — Вера Игнатьевна Мухина Vera Muhina Вера Мухина. Портрет работы художника Михаила Нестерова Дата рождения …   Википедия

  • Мухина, Вера Игнатьевна — Вера Игнатьевна Мухина. МУХИНА Вера Игнатьевна (1889 1953), скульптор. Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщенны по формам (“Пламя революции”, 1922 23), в 30 х гг. символическое (символы нового строя в СССР) произведение… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мухина Вера Игнатьевна — [19.6(1.7).1889, Рига, ≈ 6.10.1953, Москва], советский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Училась в Москве (1909≈12) у К. Ф. Юона и И. И. Машкова, а также в Париже (1912≈14) у Э. А. Бурделя. С 1909 жила… …   Большая советская энциклопедия

  • Мухина Вера Игнатьевна —         (1889 1953), советский скульптор. Народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Училась в Москве (1909 12) у К. Ф. Юона и И. И. Машкова, а также в Париже (1912 14) у Э. А. Бурделя. Преподавала в МВХПУ (1926 27) и… …   Художественная энциклопедия

  • МУХИНА Вера Игнатьевна — (1889 1953) российский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам ( Пламя революции , 1922 23), в 30 х гг. символические (символы нового …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мухина, Вера Игнатьевна — Род. 1889, ум. 1953. Скульптор. Ученица К. Юона, Э. А. Бурделя. Работы: "Пламя революции" (1922 23), "Крестьянка" (1927), группа "Рабочий и колхозница" (1935 37), надгробие М. А. Пешкова (1935), группа… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Мухина, Вера Игнатьевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мухина. Вера Игнатьевна Мухина …   Википедия

  • Мухина Вера Игнатьевна — (1889, Рига  1953, Москва), скульптор, народная художница СССР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Училась в Москве в студии К.Ф. Юона (1909 11). В те же годы познакомилась с художницей Л.С. Поповой, которая не только… …   Москва (энциклопедия)

  • Вера Игнатьевна Мухина — Vera Muhina Вера Мухина. Портрет работы художника Михаила Нестерова Дата рождения …   Википедия

  • Мухина, Вера — Вера Игнатьевна Мухина Vera Muhina Вера Мухина. Портрет работы художника Михаила Нестерова Дата рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»