Мурнау Фридрих Вильгельм это:

Мурнау Фридрих Вильгельм
Му́рнау Фридрих Вильгельм
(Murnau) (1889—1931), немецкий кинорежиссёр. Фильмы отмечены влиянием экспрессионизма: «Носферату — симфония ужаса» (1922, в отечественном прокате — «Вампир Носферату»), «Тартюф» (1926), «Последний человек» (1925, в отечественном прокате — «Человек и ливрея») и др.
* * *
МУРНАУ Фридрих Вильгельм
МУ́РНАУ (Murnau) Фридрих Вильгельм (наст. фам. Плумпе) (28 декабря 1888 — 11 марта 1931), немецкий режиссер театра и кино.
C раннего детства мечтал о театре. Изучал изобразительное искусство и историю литературы в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Был принят в «Немецкий театр» М. Рейнхардта (см. РЕЙНХАРДТ Макс) — сначала актером, затем ассистентом режиссера. В годы Первой мировой войны Мурнау был военным летчиком, затем попал в Швейцарию, где работал для немецкого посольства. По возвращении в 1919 году в Германию, он попробовал свои силы в качестве кинорежиссера и дебютировал фильмом «Мальчик в голубом».
Мировая слава пришла с девятым фильмом «Носферату — симфония ужаса» (1922, в советском прокате «Вампир Носферату»). Всего Мурнау снял 22 фильма, но большая часть ранних картин: «Мальчик в голубом»; «Двуликий Янус» (1920; по мотивам «Доктора Джекилла и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона (см. СТИВЕНСОН Роберт Луис) ) — утеряны. Экранизируя роман Б. Стокера «Гость Дракулы», Мурнау не избежал влияния экспрессионистской стилистики, которая вошла в моду после «Кабинета доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине) и соответствовала атмосфере и сюжету. Однако он отказался от деформации предметного мира, которая поражала зрителей в «Калигари», и поместил действие «Носферату» в привычную, на первый взгляд, обстановку. Ощущение ужаса и сверхъестественности ситуаций внушалось с помощью «внутреннего зрения» главного героя, передавалось зловещими контрастами черного и белого, композицией кадра, неожиданными пластическими деталями и оригинальными техническими приемами (использование кусков негатива, вмонтированных в сцену первой встречи героя с Носферату). Экспрессионизм в этом фильме стал взглядом на действительность, выражением апокалиптического ужаса перед приближением неведомой катастрофы, идущей изнутри, из подсознания человека.
Другим шедевром, закрепившим место Мурнау в мировой киноэлите, стал его «Последний человек» (1924, по сценарию К. Майера; в советском прокате «Человек и ливрея»). Вершина немецкого направления «мещанской драмы (см. МЕЩАНСКАЯ ДРАМА)», эта лента без привычных для немого кино надписей идеально воплощала тезис Майера и его единомышленников о фильме, который выражает в движении внутренний мир переживающего драму человека. Превратив камеру в очевидца и рассказчика этой драмы, Мурнау нашел столь гибкие и разнообразные способы пластического рассказа (движение камеры, подбор актеров и даже типажей в эпизодах, съемки ручной камерой и продуманный монтаж), что этого режиссера считают предшественником О. Уэллса (см. УЭЛЛС Орсон), У. Уайлера (см. УАЙЛЕР Уильям)и М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич), которые ввели в 1930-е годы в обиход глубинную мизансцену. Экранизации «Тартюфа» Мольера и «Фауста» И. В. Гете (оба — 1926) не обладали остротой социальной тематики и эмоциональностью «Последнего человека», но оставались образцом искусства режиссера и актеров.
Переехав в 1927 в Голливуд, Мурнау выпускает там немецкий по мироощущению и экспрессионистский по стилистике «Восход солнца» (1927, сценарий К. Майера по Г. Зудерману, премия «Оскар» за художественные достоинства постановки), который резко выделяется на фоне американской продукции. В 1930 приступает к съемкам совместного с Р. Флаэрти (см. ФЛАЭРТИ Роберт) фильма «Табу», поэтического рассказа об обитателях Таити, и заканчивает его самостоятельно после конфликта со знаменитым документалистом. За неделю до премьеры жизнь Мурнау нелепо оборвалась в автомобильной катастрофе.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Мурнау Фридрих Вильгельм" в других словарях:

  • Мурнау, Фридрих Вильгельм — Фридрих Вильгельм Мурнау Friedrich Wilhelm Murnau Фридрих Вильгель …   Википедия

  • Мурнау Фридрих Вильгельм — Фридрих Вильгельм Мурнау Friedrich Wilhelm Murnau Имя при рождении: Фридрих Вильгельм Плумпе Дата рождения: 28 декабря 1888 …   Википедия

  • МУРНАУ Фридрих Вильгельм — МУРНАУ (Murnau) Фридрих Вильгельм (28. 12. 1888 11. 03. 1931), немецкий режиссер. Настоящая фамилия Плумпе. C раннего детства мечтал о театре. Изучал изобразительное искусство и историю литературы в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Был …   Энциклопедия кино

  • Мурнау Фридрих Вильгельм — Мурнау (Murnau) (псевдоним; настоящая фамилия Плумпе; Plumpe) Фридрих Вильгельм [28.12.1889, Мурнау, близ Билефельда (Вестфалия), ≈ 11.3.1931, Голливуд, Лос Анджелес], немецкий кинорежиссёр. Учился в театральной школе М. Рейнхардта, был… …   Большая советская энциклопедия

  • МУРНАУ Фридрих Вильгельм — (Murnau), настоящая фамилия Плумпе (Plumpe) (28.12.1889—11.3.1931), немецкий режиссёр. Учился в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Работал в Немецком театре М. Рейнхардта, в школе которого обучался актёрскому мастерству. С 1914… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Мурнау, Фридрих Вильгельм — (Murnau, Friedrich Wilhelm) (псевдоним; настоящая фамилия Плюмпе, Plumpe, 28.12. 1888, Билефельд 03.03.1931, Санта Барбара, США)    немецкий кинорежиссер. Сын землевладельца из Северной Рейн Вестфалии. Уже в раннем детстве проявил интерес к… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Мурнау Фридрих Вильгельм — (наст. фам. Плумпе; 1889–1931) – нем. кинорежиссер. Пост. ф.: «Носферату – симфония ужаса» (1922, в сов. прокате «Вампир Носферату»), «Тартюф» (1926), «Последний человек» (1925, в сов. прокате «Человек и ливрея») и др …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Фридрих Вильгельм Мурнау — Friedrich Wilhelm Murnau Имя при рождении: Фридрих Вильгельм Плумпе Дата рождения: 28 декабря 1888 …   Википедия

  • Мурнау, Фридрих — Фридрих Вильгельм Мурнау Friedrich Wilhelm Murnau Имя при рождении: Фридрих Вильгельм Плумпе Дата рождения: 28 декабря 1888 …   Википедия

  • МУРНАУ (Murnau) Фридрих Вильгельм — (1889 1931) немецкий кинорежиссер. Фильмы: Носферату симфония ужаса (1922, в советском прокате Вампир Носферату ), Тартюф (1926), Последний человек (1925, в советском прокате Человек и ливрея ) и др …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»