Менцель Адольф фон это:

Менцель Адольф фон
Ме́нцель Адольф фон
(Menzel) (1815—1905), немецкий живописец и график. Точные и выразительные иллюстрации (к «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, 1839—1942); пристальное внимание к натуре, интерес к свету и воздуху выразились в пейзажах, интерьерах, жанровых картинах («Комната с балконом», 1845; «Театр “Жимназ”», 1856).
* * *
МЕНЦЕЛЬ Адольф фон
МЕ́НЦЕЛЬ (Menzel) Адольф фон (1815—1905), немецкий живописец и график. Реалистически точные и выразительные иллюстрации (к «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, 1839—1842); пристальное внимание к натуре, интерес к свету и воздуху выразились в пейзажах, интерьерах, жанровых картинах («Комната с балконом», 1845; «Театр «Жимназ», 1856); напряжение промышленного труда передано в картине «Железопрокатный завод» (1875).
* * *
МЕ́НЦЕЛЬ (Menzel) Адольф фон (8 декабря 1815, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша — 9 февраля 1905, Берлин), немецкий живописец и график. Крупнейший мастер реализма (см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)) 19 в.
Ранний период (1830—1855)
В юности художник не получил специального образования. С 1830 работал в литографской мастерской отца и шесть месяцев посещал класс рисунка в берлинской Академии художеств, но, не удовлетворенный системой преподавания, покинул ее. Начинал как рисовальщик и литограф и лишь в конце 1830-х годов попробовал писать маслом. Написанные легким экспрессивным мазком полотна «Вид на парк принца Альберта» (1846), «Строительная площадка с ветлами» (1846), «Железная дорога Берлин-Потсдам» (1847), «Этюд облаков» (1851, все — Государственный музей, Берлин) по свежести восприятия натуры предвосхищает последующие импрессионистические поиски художника. Ощущение ритма постоянно изменяющегося нового времени рождает движущийся по железнодорожному полотну состав в окружении сопровождающей его световоздушной дымки. Отзвуки раннего немецкого реализма (бидермейера (см. БИДЕРМЕЙЕР)) со свойственным ему поэтическим видением простых вещей и частных событий присущи картине «Комната с балконом» (1845, частное собрание, Берлин). Интерес к воспроизведению интерьерного пространства характерен для полотна «Проповедь в старой монастырской церкви в Берлине» (1847, Картинная галерея, Дрезден). Но не свойственное бидермейеру острое внимание художника к передаче характерного в облике персонажей предвосхищает его поздние многофигурные композиции из народной жизни.
Значительным событием в развитии европейской реалистической живописи явилось полотно «Похороны мартовских жертв» (1848, Кунстхалле, Гамбург), повествующее о современных художнику событиях. Изображение траурной манифестации на похоронах жертв баррикадных боев в дни революции 1848 в Берлине впервые стало темой исторической картины в 19 столетии.
Романтическое увлечение национальным прошлым и реалистическое понимание истории воплощено художником в серии живописных полотен, посвященных правлению Фридриха Великого (Государственный музей, Берлин; Кунстхалле, Гамбург). Увлеченный фигурой просвещенного монарха Менцель с глубоким чувством трактует исторический образ, передавая сцены в интерьере («Концерт в Сан Суси», «Добрый вечер, господа!») или в пейзаже («Ночной бой под Хох Кирхом»), стремясь к точному воспроизведению исторических деталей.
Поздний период (1850—1905)
Значительную роль в дальнейшем творческом развитии художника сыграли его ежегодные путешествия по Рейну и Дунаю (1850-е годы), поездки в Париж (1855, 1867, 1868) и Верону (1880, 1881, 1882). Из поездок он всегда привозил много акварелей, гуашей, пастелей, карандашных рисунков с изображением бытовых сцен, пейзажей, зарисовок характерных типов, которые затем использовал в своих живописных работах.
В 1855 после первой поездки в Париж под впечатлением от посещения театра на Больших бульварах было написано полотно «Театр Жимназ» (Государственный музей, Берлин). Теме театра, позволившей художнику с реалистической образностью передавать разнообразие человеческих характеров, переживаний актеров и зрителей, посвящено полотно «Крестьянский театр в Гастейне» (1859, Кунстхалле, Гамбург), созданное после поездки и работы на натуре в Тироли.
После второго посещения Парижа в 1867 были написаны полотна «Парижские будни» (1869, Художественная галерея, Дюссельдорф), «После полудня в Тюильри» (1869, Картинная галерея, Дрезден), «Воспоминания о Люксембургском саде» (1872, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва). Как и французских импрессионистов, Менцеля привлекает возможность передать будничный, но полный особого обаяния и красочности ритм жизни Парижа и его обитателей, атмосферу его бульваров и парков с прогуливающейся нарядной публикой.
Этапными произведениями французского реализма стали картины Менцеля «Железопрокатный завод» (1875, Государственный музей, Берлин), «Точка ножей в Хофгастейне» (1881, частное собрание, Лондон). Его внимание как живописца привлек труд пролетариев металлургического завода в Верхней Силезии и берлинских каменщиков. Это был факт новой действительности, и в нем он увидел свою красоту и поэзию.
Подлинная панорама народной жизни развернута художником в картине «Процессия в Гастейне» (1880, частное собрание, Германия). С мастерством художника-реалиста переданы в многофигурном полотне социальное разнообразие типов, атмосфера маленького провинциального города. Демократические тенденции творчества Менцеля, его живописные поиски оказали значительное влияние на крупных мастеров немецкой живописи, таких, как В. Лейбль, М. Либерман (см. ЛИБЕРМАН Макс) и др.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Менцель Адольф фон" в других словарях:

  • Менцель Адольф фон —         (Menzel) (1815 1905), немецкий живописец и график. Учился литографии у своего отца и в берлинской АХ (1830). Уже ранние произведения Менцеля иллюстрации к Истории Фридриха Великого Ф. Куглера (ксилография по рисунку Менцеля, 1839 42),… …   Художественная энциклопедия

  • Менцель, Адольф фон — Адольф фон Менцель Имя при рождении: Adolph Menzel …   Википедия

  • Менцель Адольф фон — Адольф фон Менцель Имя при рождении: Adolph Menzel Дата рождения: 8 декабря 1815 Место рождения: Бр …   Википедия

  • Менцель, Адольф фон — Адольф фон Менцель. Посадка английских солдат на коpабли . Иллюстpация к сочинениям Фpидpиха II. Гpавюpа на деpеве Ф. Унцельмана. МЕНЦЕЛЬ (Menzel) Адольф фон (1815 1905), немецкий живописец и график. Реалистические точные иллюстрации (к “Истории… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Менцель Адольф фон — Менцель (Menzel) Адольф фон (8.12.1815, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, ‒ 9.2.1905, Берлин), немецкий живописец и график. Учился литографии у своего отца, в 1830 в АХ в Берлине. В основном самоучка. Посетил Париж (1855, 1867, 1868) и Верону (1880 …   Большая советская энциклопедия

  • Менцель, Адольф — Адольф фон Менцель Имя при рождении: Adolph Menzel Дата рождения: 8 декабря 1815 Место рождения: Бр …   Википедия

  • Менцель (Menzel) Адольф фон — (1815—1905), немецкий живописец и график. Точные и выразительные иллюстрации (к «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, 1839—1842) и исторические картины («Концерт Фридриха II в Сан Суси», 1852); пристальное внимание к натуре, интерес к …   Большой Энциклопедический словарь

  • Адольф фон Менцель — …   Википедия

  • Менцель — (нем. Menzel): Адольф фон Менцель (1815 1905)  немецкий художник. Иван Менцель (1941 2011)  венгерский футболист. Иржи Менцель (род. 1938)  чешский кинорежиссёр. Карл Адольф Менцель  историк. Вольфганг Менцель (1798… …   Википедия

  • МЕНЦЕЛЬ (Menzel) Адольф — фон (1815 1905) немецкий живописец и график. Реалистически точные и выразительные иллюстрации (к Истории Фридриха Великого Ф. Куглера, 1839 42); пристальное внимание к натуре, интерес к свету и воздуху выразились в пейзажах, интерьерах, жанровых… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Менцель Адольф фон» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»