манси это:

манси
МА́НСИ неизм.; мн. Народ финно-угорской языковой группы, составляющий коренное население Ханты-Мансийского автономного округа России; представители этого народа.
Ма́нси, неизм.; м. и ж. Манси́йский, -ая, -ое. М. язык. По-манси́йски, нареч. Говорить по-мансийски.
* * *
ма́нси
(устар. — вогулы), народ в Ханты-Мансийском автономном округе (6,6 тыс. человек). Всего в России 8,3 тыс. человек (1995). Язык мансийский. Верующие — православные. Манси.
* * *
МАНСИ
МА́НСИ, народ Российской Федерации, коренное население в Ханты-Мансийского округа (9,8 тыс. чел., 2002) Тюменской области. Манси расселены в бассейне реки Оби (главным образом по левым ее притокам — рекам Конда, Северная Сосьва, а также в районе города Березова); часть манси живет среди русского населения в Свердловской области. Всего в Российской Федерации 11,4 тысяч человек (2002). Говорят на мансийском языке (финно-угорская группа урало-юкагирской семьи языков), многие говорят только на русском языке. Мансийский язык считают родным около 60% манси.
Мансийская письменность существует с 1931 года на основе латинского, а с 1937 года на основе кириллического алфавита, литературный язык развился на основе на сосьвинского диалекта. Выделяются несколько этнографических групп: северная с сосьвинским, верхнелозьвинским и с тавдинским диалектами, восточная с кондинским диалектом и западная с пелымским, вагильским, среднелозьвинским и нижнелозьвинским диалектами. Язык и традиционная культура сохраняются у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) манси.
Как этническая общность манси сложились, вероятно, в первом тысячелетии нашей эры в процессе слияния пришедших с юга угров с древними племенами охотников и рыболовов таежного Зауралья. Манси родственны хантам. С хантами их объединяет общее название — обские угры ( в отличие от венгров — дунайских угров). В письменных источниках они известны с 11 века под именем «югры» (вместе с хантами), а с 14 века — под именем «вогулы». С начала 17 века манси считались православными, но сохраняли различные дохристианские верования (в том числе родовой культ, шаманизм). Основные занятия: рыболовство, охота, частично оленеводство, а также земледелие, скотоводство и пушное звероводство.
Следы слияния культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов в культуре народа сохранились вплоть до 21 века. Некогда манси жили на Урале и его западных склонах, но с появлением в тех местах коми и русских, в 11—14 веках переселились в Зауралье. В 18 веке манси формально были обращены в христианство.
Традиционная культура носит типично таежный облик. Основными занятиями были охота и рыболовство, частично оленеводство. На Оби и в низовьях Северной Сосьвы преобладающим занятием было рыболовство. Жители верховьев рек занимались преимущественно охотой, выезжали на Обь для сезонной рыбной ловли. Охота была пушная и мясная. Пушная охота (белка, соболь) носила товарный характер. На Конде добывали бобров, оленей, лосей, боровую и водоплавающую дичь. Помимо ружей, которые распространились в 18 веке, долгое время использовали луки и стрелы.
Рыбу ловили с помощью различных ловушек, заграждений, сетей. В верховьях Лозьвы, Северной Сосьвы и Ляпина, где летом в горах можно было выпасать оленей, манси занимались оленеводством. Оленей было немного, и их использовали преимущественно в транспортных целях. Поселения манси (пауль) были постоянными (зимние) и временными сезонными (весенние, летние, осенние). Они обычно насчитывали до десяти домов с постройками, располагавшихся по берегу реки. Как правило, селения находились на расстоянии дня пути друг от друга. Основной тип жилища — срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента.
Традиционная женская одежда — платье на кокетке, хлопчатобумажный или суконный халат, зимой сахи — двойная меховая шуба. Одежда была богато орнаментирована бисером, аппликацией, цветным сукном и меховой мозаикой. Большой платок с широкой каймой и бахромой, сложенный неравным треугольником, носили наброшенным на голову и плечи, со свободно свисающими концами на груди. Концом платка женщина закрывала лицо в присутствии мужчин — старших родственников мужа или зятя (обычай избегания). Мужчины носили рубахи, по покрою похожие на женские платья, штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и футляры с охотничьим снаряжением. Глухая с капюшоном верхняя одежда (малица, гусь) шилась из сукна или оленьих шкур.
Обычная пища манси — рыба и мясо. Рыбу ели сырой, вареной, мороженой, вяленой, копченой, сушеной. Из внутренностей рыбы вытапливали жир, который употребляли в чистом виде или смешивали с ягодами. Мясо промысловых животных (преимущественно лося), боровую и водоплавающую дичь вялили и коптили. Домашних оленей забивали в основном по праздникам. Чернику, черную смородину, черемуху, морошку, бруснику и клюкву заготавливали впрок.
Семьи были большими (из нескольких брачных пар) и малыми (из одной пары), брак патрилокальный (жена уходила в семью мужа), сохранялись также явления пережиточной матрилокальности (какое-то время муж мог жить в семье жены). По традиционным религиозным представлениям манси верят в существование у человека нескольких душ: пяти — у мужчин, четырех — у женщин. Душа как жизненная субстанция представляется по-разному: как тень, дыхание, призрак-двойник или дух человека. Сакральное значение чисел пять и четыре (по числу душ) проявлялось во многих обрядах.
Мифологическая картина мира делится на три яруса. На верхнем располагается Торум, олицетворение неба, первопричина добра. На среднем ярусе — Земле — живут люди. Нижний ярус — подземный мир темных и злых сил. Наиболее значительный праздник у манси — медвежий. Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников значителен Урине хотэл эква — Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. В конце мая — начале июня отмечали праздник рыбаков, включавшие соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания. С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую очередь Покров (14 октября). Оленеводы почитали Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.
В мансийском песенном фольклоре выделяются священные и обыденные жанры. Священные песни исполнялись после захода солнца, преимущественно поздней осенью и зимой, их исполнение было приурочено к праздникам и ритуалам. Музыка представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами медвежьего праздника, шаманских ритуалов. Шаманские напевы сопровождались ударами в бубен.
Эпический музыкальный фольклор включает мифологические песни о возникновении мира, богов, людей и героические песни — о подвигах героев, песенные вставки в сказках. Эпические песни могут сопровождаться игрой на цитре, арфе и смычковой лютне. Лирическая музыка представлена песенными импровизациями, танцевальными жанрами и наигрышами.

Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "манси" в других словарях:

  • МАНСИ — 1. нескл., мн., ед. манси, муж. и жен. Народ, относящийся к коренному населению Ханты Мансийского округа. 2. неизм. Относящийся к этому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к местам его проживания, их… …   Толковый словарь Ожегова

  • МАНСИ — (самоназвания манси, вогулы) народность общей численностью 8,5 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (8,3 тыс. чел.). Язык мансийский. Религиозная принадлежность верующих: православные …   Современная энциклопедия

  • манси — вогул, вогулы, народ Словарь русских синонимов. манси сущ., кол во синонимов: 4 • вогул (2) • вогулы …   Словарь синонимов

  • манси —     МАНСИ, вогул     МАНСИЙСКИЙ, вогульский …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Манси — (самоназвания манси, вогулы) народность общей численностью 8,5 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (8,3 тыс. чел.). Язык мансийский. Религиозная принадлежность верующих: православные.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МАНСИ — (устар. вогулы) народ в Ханты Мансийском авт. окр. (6,6 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 8,3 тыс. человек (1989). Язык мансийский. Верующие православные …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАНСИ — (устаревшее вогулы), народ в Российской Федерации (8,3 тыс. человек), в Ханты Мансийском автономном округе (6,6 тыс. человек). Язык мансийский обско угорской ветви финно угорских языков. Верующие православные. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • Манси — У этого термина существуют и другие значения, см. Манси (значения). Манси …   Википедия

  • манси — МАНСИ, нескл., мн (ед манси, нескл., м) и {{stl 8}}Мансийцы{{/stl 8}}, ев, мн (ед мансиец, ийца, м). Народ, относящийся к коренному населению Ханты Мансийского национального округа Тюменской области; люди, принадлежащие к этому народу; яз.… …   Толковый словарь русских существительных

  • Манси — (маньси самоназв., вогулы устаревшее рус. назв.), народ угорской группы ур. яз. семьи. Проживают в Ханты Мансийском авт. окр. Тюменской обл., ч. живет в Свердл. обл. Числ. 8400 чел. (1989). Делятся на четыре этнографические группы: сев., юж.,… …   Уральская историческая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «манси» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»