Лесков Николай Семенович это:

Лесков Николай Семенович
Леско́в Николай Семенович
(1831—1895), русский писатель. Антинигилистические романы (в том числе «Некуда», 1864), романы-хроники о русской провинции (о духовенстве — «Соборяне», 1872; о дворянстве — «Захудалый род», 1874); повести и рассказы о праведниках («Очарованный странник», 1873; «Однодум», 1879), о талантливых умельцах («Левша», 1881), русских женщинах («Леди Макбет Мценского уезда», 1865); христианские легенды; сатирические произведения («Смех и Горе», 1871). Всеохватная острополемическая публицистика, литературная критика и мемуары. Критикуя современные социальные отношения, отклоняет всякий «революционаризм» и радикализм «образованной невежественности» в «развязывании узлов» народной жизни. Обнажая шекспировский накал простонародных страстей, живописуя традиционный религиозно-бытовой уклад и пестроцветье русской народной культуры (фольклор, лубок, апокриф, художественное ремесло и др.), осознавая укоренённость христианской веры в России и «великую силу» отечественного «предания» («Запечатлённый ангел», 1873), воссоздаёт реальность по преимуществу в трагическом, идиллическом или парадоксально-анекдотическом преломлении. Жанровое и образное богатство (в том числе документальность, автобиографизм, миф и гротеск) сочетается с разнообразием форм повествовательного сказа.
* * *
ЛЕСКОВ Николай Семенович
ЛЕСКО́В Николай Семенович (1831—95), русский писатель. Антинигилистические романы («Некуда», 1864; «На ножах», 1870—71); романы-хроники о русской провинции (о духовенстве — «Соборяне», 1872; о дворянстве — «Захудалый род», 1874); повести и рассказы о праведниках («Очарованный странник», 1873; «Однодум», 1879), о талантливых умельцах («Левша», 1881); христианские легенды; сатирические произведения («Заячий ремиз», 1891—1894); мемуары и публицистика. Критикуя современные социальные отношения, живописуя традиционный бытовой уклад и оправдывая укорененность христианской веры в России, воссоздает реальность в парадоксальном преломлении (трагическом, идиллическом или анекдотическом) ее разнородных начал. Разнородная жанровость и образность (документальность, автобиографизм, миф и гротеск) воплощается в разнообразные формы сказа (см. СКАЗ) с красочным обилием идиолектов.
* * *
ЛЕСКО́В Николай Семенович [4 (16) февраля 1831, сельцо Горохово Орловского уезда Орловской губернии — 21 февраля (5 марта) 1895, Петербург], русский писатель.
«Род наш ... происходит из духовенства...»
Внук священника, Лесков всегда подчеркивал свою родовую связь с сословием, изображение которого считал своей «специальностью» в литературе. Хотя отец Лескова «не пошел в попы», семинарское воспитание определило его духовный облик. Заседатель Орловской уголовной палаты, «превосходный следователь», получивший дворянство по выслуге и женившийся на девушке из дворянской семьи, в 1839 он вышел в отставку, купил хутор в Кромском уезде и уехал из Орла со всей семьей (из семерых его детей писатель был старшим). В деревне Лесков сошелся с крестьянскими детьми, до «мельчайших подробностей» узнал «простонародный быт». Детские воспоминания дали ему материал для рассказов «Несмертельный Голован» (1879), «Пугало» (1885), «Юдоль» (1892).
«Я ведь вполне самоучка...»
Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников. В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и «бедственное разорение» семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович), Л. Фейербаха (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), Л. Бюхнера (см. БЮХНЕР Людвиг), Г. Бабефа (см. БАБЕФ Гракх) , дружба с иконописцами Киевско-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.
«Закабаление в литературу»
В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни «в самых глухих захолустьях», что давало «обилие впечатлений и запас бытовых сведений», нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете «Современная медицина», в петербургских журналах «Отечественные записки» (см. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ) и «Указатель экономический» (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов.
Успех и скандал
С переездом в Петербург в 1861 началась интенсивная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Вскоре в печати появились и его первые беллетристические опыты — жанровые картинки, путевые заметки, нравоописательные очерки. Лесков вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Об общественной позиции писателя в те годы свидетельствует его полемика с «Современником» (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов)) , наиболее авторитетным журналом левой ориентации. Хотя сам Лесков, видимо, прошел через увлечение социализмом и в его окружение входили литераторы-радикалы, в начале 1860-х гг. он выступал уже как последовательный противник революционных преобразований и этих взглядов придерживался до конца жизни. Оглушительный резонанс приобрела его статья по поводу петербургских пожаров 1862, сопровождавшихся слухами о поджигателях-революционерах. Писатель потребовал от правительства немедленного опровержения или доказательства этих слухов. Радикалы сочли его выступление за донос и открыли кампанию травли писателя, что навсегда оставило болезненный след в его памяти.
Антинигилистические романы
С января 1864 начал печататься роман Лескова «Некуда», окончательно подорвавший репутацию писателя в левых кругах. Современники восприняли роман как клевету на «молодое поколение», хотя, помимо «шальных шавок» нигилизма (см. НИГИЛИЗМ), писатель нарисовал и искренно преданных социализму молодых людей, поставив их в ряду лучших героев романа (в основном — сторонников постепенного реформирования страны). Главная мысль Лескова — бесперспективность революции в России и опасность неоправданных социальных жертв — провоцировала неприятие романа в 1860-е гг. Лесков был объявлен «шпионом», написавшим «Некуда» по заказу III Отделения. Столь бурная реакция объяснялась и откровенной памфлетностью романа: Лесков нарисовал узнаваемые карикатуры на известных литераторов и революционеров. Антинигилистические мотивы, звучавшие и в других его произведениях 1860-х гг., а также роман «На ножах» (1870), где показан внутренний крах революционной мечты и нарисованы «мошенники от нигилизма», усугубили неприязнь к Лескову в кругу радикальной интеллигенции. Его лучшие произведения тех лет — рассказы «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), хроники «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (1874) — прошли почти незамеченными.
Расцвет
Поворотным событием в судьбе Лескова стала хроника «Соборяне» (1872), продемонстрировавшая даже предубежденным читателям масштаб его художественного дарования. За внешне непритязательным рассказом о «житье-бытье обитателей старгородской поповки» проступает обобщенный образ национального бытия и самостоятельная концепция русской жизни. Борьба главного героя хроники священника Туберозова с «вредителями русского развития» (как нигилистами, так и равнодушными администраторами) — внутренняя пружина и смысловой центр повествования. Духовенство, вопреки инерции общественного мнения, трактуется в хронике и как сословие, хранящее традиционные ценности, и как социальная среда, откуда можно ожидать спасения для раздираемой противоречиями пореформенной России. Снискавшие широкий читательский успех рассказ «Запечатленный Ангел» (1872) и повесть «Очарованный странник» (1873) примыкают к «Соборянам» масштабом обобщения: на ограниченном сюжетном пространстве писатель создал художественную модель всей России. Оба произведения выдержаны в сказовой манере (см. Сказ (см. СКАЗ)): автор «прячется» за рассказчика, избегая однозначных оценок. В дальнейшем сказовая форма стала самой продуктивной у Лескова, давшей характерные образцы его стиля («Левша», 1881; «Тупейный художник», 1883 и др.).
«... Христианство есть учение жизненное»
Начиная с 1860-х гг. и до последних дней Лесков много писал о религиозной жизни русского общества. Он входил в мир старообрядцев (см. СТАРООБРЯДЧЕСТВО) и сектантов, личностно принимая пафос поиска истинной веры. К 1880-м гг. в его взглядах обозначился интерес к протестантизму и разрыв с православием («у нас византиизм, а не христианство»), что привело в итоге к проповеди внеконфессионального христианства и сближению с толстовством (см. Толстовцы (см. ТОЛСТОВЦЫ)). Эволюция писателя от рассказа «На краю света» (1875) — художественной апологии национального православия, к очеркам «Мелочи архиерейской жизни» (1878), «Синодальные персоны» (1882), повести «Полунощники» (1891), где писатель выступал язвительным критиком официальной церковности, закономерно привела в 1880-е гг. к его «возвращению» в либеральную прессу и к постепенной реабилитации Лескова в общественном сознании. Вскоре на материале сюжетов, извлеченных из «Пролога» (древнерусского сборника житий и сказаний), Лесков написал серию «легенд» из жизни первохристиан («Повесть о богоугодном дровоколе», 1886; «Скоморох Памфалон», 1887; «Зенон-златокузнец», 1890), превратив их в художественную проповедь «хорошо прочитанного Евангелия». Эти произведения, наряду со множеством поздних повестей и рассказов, пронизанных неприятием «церковной набожности, узкой национальности и государственности», упрочили за Лесковым репутацию писателя широких гуманистических взглядов.
«Лесков — писатель будущего» (Л. Н. Толстой)
До конца дней Лесков оставался художником-экспериментатором. Жанровое новации — новеллы-анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, «рассказы кстати» — предполагали и стилистическое разнообразие. Лесков был блестящим стилизатором, имитировавшим язык 18 в. (цикл рассказов «Заметки неизвестного»,1884), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз», 1894), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза», 1887), умевшим писать и изысканно просто (рассказ «Под Рождество обидели», 1890). По достоинству Лескова-художника оценили только в 20 веке, когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума (см. ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович) о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева (см. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович), опера Д. Д. Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда»), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Лесков Николай Семенович" в других словарях:

  • Лесков, Николай Семенович — выдающийся писатель, в начале своей литературной деятельности известный под псевдонимом М. Стебницкий. Род. 4 февраля 1831 г. в Орловской губернии, в небогатой полудуховной, полудворянской семье. Отец его был сын священника и лишь по службе своей …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лесков Николай Семенович — (1831 95), рус. писатель. По воспоминаниям его сына, Л. был любимым поэтом Лескова; особенно ценил он строки из «Демона»: «Забыть? Забвенья не дал бог, / Да он и не взял бы забвенья». Отзыв писателя о личности и мировоззрении Л. содержится в… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Лесков Николай Семенович — [4(16).2.1831, с. Горохово, ныне Орловской области, 21.2(5.3).1895, Петербург], русский писатель. Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛЕСКОВ Николай Семенович — (1831 95) русский писатель. Антинигилистические романы ( Некуда , 1864; На ножах , 1870 71); романы хроники о русской провинции (о духовенстве Соборяне , 1872; о дворянстве Захудалый род , 1874); повести и рассказы о праведниках ( Очарованный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕСКОВ Николай Семенович — (1831 1895), русский писатель. Родился 16 февраля 1831 в Орловской губернии. Его называли самым национальным из писателей России, однако в его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет… …   Энциклопедия Кольера

  • Лесков, Николай Семенович — …   Википедия

  • Лесков Николай Семенович — …   Википедия

  • Лесков Николай Семенович — …   Словарь литературных типов

  • Лесков Николай Семенович (М. Стебницкий) — Лесков, Николай Семенович выдающийся писатель, в начале своей литературной деятельности известный под псевдонимом М. Стебницкий. Родился 4 февраля 1831 г., умер 21 февраля 1895 г. Отец его, сын священника, по службе своей дворянским заседателем… …   Биографический словарь

  • Лесков, Николай Семёнович — Николай Лесков Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894 год. Имя при рожден …   Википедия

Книги

  • Избранное, Лесков Николай Семенович. Николай Семенович Лесков (1831-1895) широко, объективно отразил в своих произведениях жизнь российского общества его эпохи - эпохи отмены крепостного права, пробуждения деловой активности… Подробнее  Купить за 482 руб
  • Избранное, Лесков Николай Семенович. Николай Семенович Лесков (1831-1895) широко, объективно отразил в своих произведениях жизнь российского общества его эпохи - эпохи отмены крепостного права, пробуждения деловой активности… Подробнее  Купить за 431 грн (только Украина)
  • Очарованный странник. Левша. Соборяне, Лесков, Николай Семенович. Николай Семенович Лесков (1831 - 1895) - "самый русский из русских писателей", "прозеванный русский гений", по словам Игоря Северянина. Один из лучших мастеров русской прозы создал… Подробнее  Купить за 404 руб
Другие книги по запросу «Лесков Николай Семенович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»