Левитан Исаак Ильич это:

Левитан Исаак Ильич
Левита́н Исаак Ильич
(1860—1900), российский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворённость образа («Над вечным покоем», 1894). Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.
* * *
ЛЕВИТАН Исаак Ильич
ЛЕВИТА́Н Исаак Ильич (1860—1900), русский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893—94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная (см. ПЛЕНЭР) , тонко нюансированная живопись.
* * *
ЛЕВИТА́Н Исаак Ильич [18 (30) августа 1860, Кибарты, ныне Кибартай (Литва) — 22 июля (4 августа) 1900, Москва], русский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и модерна (см. МОДЕРН).
Сын железнодорожного служащего. В нач. 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873—85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич) и А. К. Саврасов (см. САВРАСОВ Алексей Кондратьевич). В очерке Левитана «По поводу смерти А. К. Саврасова» (1897) сформулировано его собственное творческое кредо, то есть отказ от отношения к пейзажу «как к красивому сочетанию линий и предметов» — с целью изображать «уже не исключительно красивые места», но «те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
Пейзаж настроения»
Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880—83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887—90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур)), а также его собственная личность — чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ), он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.
Россия Левитана
Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885—89). Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга», 1891—95; все — Третьяковская галерея). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам — напр., картине «У омута» (1892, там же), написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с поэмой А. С. Пушкина «Русалка», — особую одухотворенность. Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1893—94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка» (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.
Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна — большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895, там же). В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им — лишь с помощью колорита, без всяких фантазий — подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера («Летний вечер», 1900, там же), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему «стогов сена в лунную ночь», пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900). Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь», 1900, Русский музей) является — наперекор смертельной болезни — едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи.
Левитан и Чехов
Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской «Попрыгунье» (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинниковой), «Чайке» (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника). Художник пишет другу о его пьесе «Чайка» (в 1899): «От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее», — и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое чувство природы.
Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Левитан Исаак Ильич" в других словарях:

  • Левитан Исаак Ильич — [18(30).8.1860, Кибартай, ныне Вилкавишкского района Литовской ССР, ≈ 22.7(4.8).1900, Москва], русский живописец пейзажист. Сын мелкого ж. д. служащего. С начала 1870 х гг. жил в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества… …   Большая советская энциклопедия

  • Левитан, Исаак Ильич — (1861 1900) живописец, один из замечательных русских пейзажистов. Получил образование в московском училище живописи, ваяния и зодчества и, будучи всего 18 ти лет от роду, начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя общее внимание.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Левитан Исаак Ильич — Левитан, Исаак Ильич известный живописец (1861 1900). Родился в Ковенской губернии в еврейской семье. Учился в московском училище живописи и ваяния. Его Симонов монастырь был одной из лучших вещей на ученической выставке 1879 г. Работал Левитан в …   Биографический словарь

  • Левитан Исаак Ильич —         (1860 1900), русский живописец. Пейзажист. Учился в МУЖВЗ (1873 1885) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова; преподавал там же (с 1898). Участник выставок передвижников (с 1884; с 1891 член ТПХВ), мюнхенского Сецессиона (с 1897), журнала Мир …   Художественная энциклопедия

  • ЛЕВИТАН Исаак Ильич — (1860 1900) российский живописец передвижник. Создатель пейзажа настроения , которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ( Март , 1895; Озеро. Русь , 1900) или скорбная одухотворенность образа ( Над вечным покоем , 1893 94),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Левитан, Исаак Ильич — И.И. Левитан Вечерний звон . 1892. Государственная Третьяковская галерея. ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860 1900), российский живописец передвижник. Создатель “пейзажа настроения”, которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность (“Март”,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Левитан, Исаак Ильич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левитан. Исаак Левитан …   Википедия

  • Левитан Исаак Ильич — (1860, Кибарты, ныне Кибартай в Литве, — 1900, Москва), живописец. Учился в (1873—85) у , с 1882 у ; преподавал там же (с 1898). В 1884 и регулярно с 1888 участвовал в выставках передвижников, член с 1891; с 1897 академик Академии… …   Москва (энциклопедия)

  • Левитан Исаак Ильич — Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти …   Википедия

  • Левитан Исаак Ильич — (1861 1900) живописец, один из замечательных русских пейзажистов. Получил образование в московском училище живописи, ваяния и зодчества и, будучи всего 18 лет от роду, начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя общее внимание. Был… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Левитан Исаак Ильич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»