логос

логос
ЛО́ГОС -а; м. [от греч. logos - понятие; мысль, разум] Филос.
1. В древнегреческой философии: всеобщая закономерность.
2. В идеалистической философии: духовное первоначало, мировой разум, абсолютная божественная идея (осуществляющаяся в миру).
3. В христианстве: слово (как ипостась Святой Троицы).
* * *
ло́гос
(греч. lógos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме — эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлён со 2-м лицом Троицы.
* * *
ЛОГОС
ЛО́ГОС (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский) : логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме (см. СТОИЦИЗМ) — эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы (см. ТРОИЦА (догмат христианства)).
* * *
ЛО́ГОС (греч. logoV — речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера), понятие античной философии и христианского богословия, обозначающее разумный принцип, управляющий миром, и Бога-Сына как Посредника между Богом-Отцом и миром.
Логос в античной философии
Как философское понятие логос появляется у Гераклита (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский), хотя толкование его остается в высшей степени спорным. Но анализ контекстов и сопоставление с другими обобщающими понятиями раннегреческой философии (с Разумом, Законом, Числом, Бытием (см. БЫТИЕ (в философии)), Апейроном (см. АПЕЙРОН), Стихией) позволяют увидеть в логосе концентрированное выражение таких функций досократовского правящего начала (архэ), как власть (одновременно безличная и божественная), меры и закона, сохранение единства и порядка во взаимопревращении стихий, вовлечение человека в процесс преображения хаоса в космос.
Однако в дальнейшей истории античной философии вплоть до стоиков логос не отягощен никакой метафизической нагрузкой. Зато фиксируется его значение как рассуждения, аргумента, дискурсивного познания. В составе диалектического метода Платона (см. ПЛАТОН (философ)) (см. Rep.534b; Soph.253d-e; Politic.262b-e) логос осуществляет роль инструмента различения и определения видов через дихотомическое рассечение рода. Для Платона характерно также сопоставление логоса и мифа как двух способов выражения истины. Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ) чаще всегда употребляет термин логос в смысле «определения» или «разумности вообще». Иногда имеется в виду разумность моральная (м. Eth.Nich.II,1103b;VI,1144b); иногда — математическая пропорция (Met.991b); иногда — силлогизм (см. СИЛЛОГИЗМ) (Anal.pr.124b18) или доказательство (Met.990b12—18). (см. СТОИЦИЗМ)
Стоицизм (см. СТОИЦИЗМ), опираясь на Гераклита, восстанавливает онтологический смысл логоса, который понимается как мировая разумно-творческая эфирно-огненная субстанция, Зевс и судьба. Характерна принципиальная неразличенность в стоическом огненном логосе смыслового принципа и вещественного субстрата. В той мере, в какой логос пронизывает каждую часть природы своей организующей силой, он описывается стоиками как множество смысловых семян, прорастающих в мире. В логике стоики различают внутренний логос (мышление) и внешний, произнесенный (речь).
Логос в христианском богословии и философии
В эллинистическую эпоху понятие «логос» привлекает внимание религиозной мысли Средиземноморья, стремившейся к синкретическому соединению греческой и восточной традиций. Самым значительным результатом этих экспериментов было учение Филона Александрийского (см. ФИЛОН Александрийский). По Филону, Бог содержит в себе свой внутренний логос как разум и замысел мира, но также излучает логос вовне, творя и одушевляя им мир, что согласуется с образом библейского Бога, который творит мир словом. Кроме того, логос может пониматься Филоном как посредник между «первым Богом»-творцом и «третьим богом» — тварной природой. Поэтому он именуется «вторым богом», «первосвященником», «единородным Сыном Божьим». Учение Филона оказало большое воздействие на христианское богословие и, видимо, отразилось в учении Евангелия от Иоанна (см. ИОАНН Богослов) о логосе.
Евангелие от Иоанна дает учение о логосе как Единородном Сыне Бога-Отца, выраженное словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1). В Апокалипсисе (19:13) имя «Слово Божие» носит Иисус. В отличие от логоса эллинистической философии, который был эманацией абсолюта и превращенной формой его пребывания в низших мирах, логос христианской философии, отождествленный в Евангелии со вторым лицом Троицы (см. ТРОИЦА (догмат христианства)), Иисусом Христом (см. ИИСУС ХРИСТОС), есть, во-первых, прямое присутствие Бога в мире и, во-вторых, нераздельное (хотя и неслиянное) единство с человеческой природой («И Слово стало плотию», Иоан., 1:14). Экзегеза этих текстов — в основе учения патристики (см. ПАТРИСТИКА) о логосе. (см. СХОЛАСТИКА)
Схоластика (см. СХОЛАСТИКА)13 в. (Бонавентура (см. БОНАВЕНТУРА), Фома Аквинский (см. ФОМА АКВИНСКИЙ)) создает теологию Слова как обширный синтез богословских и собственно философских аспектов учения о логосе (см., напр., у Фомы концепцию личностного бытия логоса в S Th,III,2—6); немецкая мистика 13—14 вв. (Майстер Экхарт (см. ЭКХАРТ Иоганн) и др.) выдвигает учение о вечном рождении логоса в душе верующего; раннее лютеранство, акцентирующее роль текста Писания и проповеди, опирается на теологию Слова в своей антикатолической полемике и диалектике веры, знания и свободы. Таким образом, не только богословие, но и христианская философия постоянно обращалась к этому учению, видя в нем возможность согласовать истины умозрения и откровения.
Логос в немецком трансцендентализме
Философия нового времени утрачивает интерес к проблематике логоса, замещенной проблемами логики. Но уже в немецком трансцендентализме с его заинтересованностью проблемами конкретности и историчности духа, инобытия логики, связи личностного и абсолютного, обнаруживается возвращение к философии логоса. Так, у Канта (см. КАНТ Иммануил) находим христологический текст, толкующий логос Иоанна (см. ИОАНН Богослов) в смысле его совместимости с принципом разума и в тесной связи с чисто кантовской проблемой размежевания практического разума и религии («Религия в пределах только разума», раздел «Олицетворенная идея доброго принципа». В кн.: Кант. Трактаты и письма. М., 1980, С. 128—130). Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) не только подчеркивает согласованность своего «наукоучения» с Евангелием от Иоанна, но и противопоставляет христианство Иоанна, «вечную» религию логоса и знания, христианству Павла (см. ПАВЕЛ (апостол)), «исказившему» Откровение (см. «Основные черты современной эпохи»). Для Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) логос тождественен одному из основных элементов его логики, Понятию. Поскольку Понятие в системе Гегеля есть максимальное раскрытие абсолюта как Идеи в себе и для себя, т. е. Идеи, преодолевшей раскол субъективного и объективного и достигшей формы свободы, то вся дальнейшая эволюция Идеи через природное инобытие к конкретности Абсолютного Духа может рассматриваться как сверхэмпирическая история логоса. Шеллинг (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) уделяет особое внимание теме логоса в своей поздней философии, находя в учении Евангелия о логосе подтверждение своей теории мировых эпох, изображающей домировой, внутримировой и послемировой способы существования божественного абсолюта.
Логос в русской религиозной философии
Понятие «логос» входит в активный словарь русской религиозной философии конца 19 — 1-й пол. 20 вв. Тональность темы задает ранний Вл. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич) с характерным для него «александрийским» контекстом евангельского логоса (см. «Чтения о Богочеловечестве» и «Философские начала цельного знания»). К той или иной трактовке логоса часто прибегают философы «всеединства» (Флоренский (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович), Булгаков (см. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич), Франк (см. ФРАНК Семен Людвигович), Карсавин (см. КАРСАВИН Лев Платонович)). Эрн (см. ЭРН Владимир Францевич) во введении к своему сборнику «Борьба за Логос» выдвигает неославянофильскую идеологию логизма («логос — есть лозунг»), противопоставляя эллинско-христианский логос западному рационализму. У раннего Лосева (см. ЛОСЕВ Алексей Федорович) логос является одной из основных системных категорий (см. особенно «Философию имени»).
Логос в философии 20 в.
В философии 20 в. специальное внимание теме логоса уделяют религиозные философы как нетомистской традиции (К. Ранер (см. РАНЕР Карл) с его концепцией человека как «слушателя Слова»), так и протестантской «диалектической теологии» (К. Барт (см. БАРТ Карл)). Значимой оказывается проблема логоса (особенно в аспекте эллинского наследия) для герменевтики (см., напр., Гадамер (см. ГАДАМЕР Ханс Георг) «Истина и метод». Ч.3, разд. 2). Хайдеггер (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) в своих поздних работах неоднократно возвращается к попытке заново истолковать утраченный смысл греческого логоса как «собирающе-раскрывающей» силы. В постструктурализме логос часто отождествляется с рационалистической мифологией Запада. Так, для сформулированного Ж. Деррида (см. ДЕРРИДА Жак) метода деконструкции главной целью выступает «обезвреживание» логоцентризма (практически синонимичного метафизике (см. МЕТАФИЗИКА)).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "логос" в других словарях:

  • ЛОГОС — (греч. logos речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) понятие 1) антич. философии и 2) христианского богословия, обозначающее а) разумный принцип, управляющий миром и б) Бога Сына как Посредника между Богом Отцом и миром. Как филос.… …   Философская энциклопедия

  • ЛОГОС —     ЛОГОС (греч. λόγος речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера), понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначает разумный принцип, управляющий миром, и Бога Сына, второе лицо Троицы.     Как философское… …   Античная философия

  • Логос — (гр. logos сөз, мағына немесе ұғым) грек философиясы мен теологиясында ғарышта (космоста) сөзсіз бар, оны басқарушы және оған форма мен мағына беруші құдаи (құдайлық ) себеп. «Логос» терминімен анықталған ұғым сол сияқты үнді, египет және парсы… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Логос —  Логос  ♦ Logos    В переводе с греческого это слово обозначает одновременно и разум, и слово. Например, у Гераклита читаем: «Не мне, но логосу внимая мудро признать, что все – едино». Апостол Иоанн: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и… …   Философский словарь Спонвиля

  • ЛОГОС — (греч.). Разум слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛОГОС 1) буквально слово; 2) божество. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Логос — (греч. logos слово, мысль, разум, закон) – термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. Одно из основный понятий греческой философии. В христианстве отождествлен со вторым лицом троицы. ............ ☼… …   Энциклопедия культурологии

  • ЛОГОС — (греческое logos), одно из основных понятий древней греческой философии; одновременно слово ( предложение , высказывание , речь ) и смысл ( понятие , суждение , основание ). Введено Гераклитом, толковавшим логос как ритм и соразмерность бытия. В… …   Современная энциклопедия

  • ЛОГОС — (греч. logos) одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно слово ( предложение , высказывание , речь ) и смысл ( понятие , суждение , основание ). Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность …   Большой Энциклопедический словарь

  • логос —         ЛОГОС (греч. logos речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) понятие:1) античной философии и 2) христианского богословия, обозначающее (1) разумный принцип, управляющий миром, и (2) Бога Сына как Посредника между Богом Отцом и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Логос — (греческое logos), одно из основных понятий древней греческой философии; одновременно “слово” (“предложение”, “высказывание”, “речь”) и “смысл” (“понятие”, “суждение”, “основание”). Введено Гераклитом, толковавшим логос как ритм и соразмерность… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • логос — речь, понятие, разум, творец, мысль, основание, демиург, слово, высказывание, предложение, абсолют, смысл, первоогонь, пневма, суждение Словарь русских синонимов. логос сущ., кол во синонимов: 15 • абсолют (7) • …   Словарь синонимов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»