Кьеркегор Сёрен это:

Кьеркегор Сёрен
Кье́ркегор Сёрен
Киркегор (Kierkegaard) (1813—1855), датский философ, богослов, писатель. Противопоставил «объективизму» диалектики Г. В. Ф. Гегеля субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, проходящей, по Кьеркегору, три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и религиозную. Полемизируя с официальной теологией, защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу. Оказал влияние на развитие датской литературы, в XX в. — на экзистенциализм и диалектическую теологию. Основные сочинения: «Или — или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Философские крохи» (1844), «Стадии жизненного пути» (1845).
* * *
КЬЕРКЕГОР Серен
КЬЕ́РКЕГОР (Киркегор) (Kierkegaard) Серен (1813—55), датский теолог, философ, писатель. Противопоставил «объективизму» диалектики Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, проходящей, по Кьеркегору, три стадии на пути к богу: эстетическую, этическую и религиозную. Полемизируя с официальной теологией, защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу. Оказал влияние на развитие датской литературы, в 20 в. — на экзистенциализм (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) и диалектическую теологию (см. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ) . Основные сочинения: «Или — или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Философские крохи» (1844), «Стадии жизненного пути» (1845).
* * *
КЬЕ́РКЕГОР (Киркегор, Керкегор) (Kierkegaard) Серен (полное имя Серен Обюе) (5 мая 1813, Копенгаген — 11 ноября 1855, там же), датский философ, писатель, теолог, предшественник современного экзистенциализма (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), чье доминирующее настроение — нет никакого другого мира, помимо мира человеческой субъективности, бытие вменено человеку как его собственное бытие (экзистенция) — унаследовано от подчеркнуто личного характера философствования Кьеркегора.
Ранние годы
В детстве Кьеркегор находился всецело под влиянием отца, воспитывавшего своих детей в духе сурового лютеранства и передавшего сыну ощущение ответственности за совершенное им в детстве святотатство. Отец, Михаэль Педерсен Кьеркегор, собственным трудом нажил состояние. Во время бомбардировки Копенгагена британскими войсками в 1807 его дома были разрушены, он был объявлен банкротом за год до рождения Серена. Однако в дальнейшем он поправил свои дела и оставил своим наследникам приличный доход.
В 1830 Кьеркегор начал изучать теологию, философию и психологию в Копенгагенском университете, но сдал кандидатский экзамен по теологии только в 1840. Затем, обручившись с Региной Ольсен, Кьеркегор готовился принять пасторский сан, одновременно работал над магистерской диссертацией, озаглавленной «О понятии иронии, с постоянной ссылкой на Сократа» (1841). В ней Кьеркегор рассматривает сократовскую иронию как критический метод, расчистивший путь для философии Платона (см. ПЛАТОН (философ)) и Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ); вслед за Гегелем (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) он осуждает иронию немецких романтиков, в частности, Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм) и Тика (см. ТИК Людвиг), приведшую к «совершенно неправомочной экзальтации субъективности». Однако при этом Кьеркегор упрекает Гегеля за высокомерное невнимание к той особенности иронии, которая наиболее соответствует его системе, — к позитивной силе негатива, к серьезности, с которой ирония воспринимает Ничто.
В том же 1841 внутренний конфликт, вызванный осознанием невозможности семейной жизни из-за обнаружившихся нервных заболеваний, но главным образом открывшаяся перед Кьеркегором судьба одинокого писателя привели к разрыву с невестой.
«Или—Или»
Осмысление этого события подтолкнуло Кьеркегора к усиленной литературной деятельности: в книге «Или—Или» (опубликованной в 1843 под псевдонимом Виктор Эремита, т. е. Одинокий Победитель, или Победоносный Отшельник) выдвигается необходимость выбора одного из двух типов существования («эстетического» и «этического») и, соответственно, жизненной позиции; причем важна не суть решения, но «действительность самого акта выбора», т. к. и позиция «эстетика» охвачена всеобщностью этического закона и подчинена требованиям долга и ответственности за свой выбор. Выражение мысли о безусловности морального обязательства художественными средствами (продуманная композиция произведения, многоголосие персонажей, богатство стиля) не случайно: тем самым Кьеркегор, подчеркивая важность собственно «эстетического» измерения человеческого существования, исследовал возможности словесного сообщения экзистенциального события (эстетического, этического и религиозного переживания).
«Страх и трепет»
Фундаментальное открытие и убеждение Кьеркегора в том, что «жизнь всякого человека замыслена религиозно», потребовало осмысления основы и границ «этического существования»; в книге «Страх и трепет» (1843, псевдоним Йоханнес де Силенцио), диалектически-лирическом переложении ветхозаветного сюжета о жертвоприношении Авраама (см. АВРААМ), Кьеркегор сосредоточивается на вопросе «возможно ли телеологическое отстранение этического», и в связи с этим — «существует ли абсолютный долг перед Богом». Парадокс веры в том, что отдельный человек, следующий «абсолютному» долгу, вступает в новое, парадоксальное отношение к этосу (см. ЭТОС), к «нравственному закону», так как, всегда пребывая внутри этического, все же стоит в абсолютном (ср. лат. «absolvo» — «отделяю»), особом отношении ко всеобщему. При этом парадокс, заостренный в деянии Авраама, — «отдельный человек определяет свое отношение ко всеобщему через свое отношение к абсолюту, а не свое отношение к абсолюту через свое отношение ко всеобщему» — обнажает и противоречие внутри морального веления, или долга, — противоречие между требованиями одновременно поступать и «из чистого [чувства] долга», и «в соответствии с долгом», что, по Кьеркегору, указывает на относительный характер всеобщего законодательства и очерчивает границы распространения последнего. Кьеркегор, описывая путь веры, продумывает цели, стоящие перед отдельным человеком (Den Enkelte), в том числе и способы противостояния власти авторитета или примера — орудий всеобщего (ибо Авраам ни в коей мере не являет собой примера для подражания).
«Повторение». Вера и Любовь
Повесть «Повторение» (псевдоним Константин Констанций), написанная и вышедшая в свет одновременно со «Страхом и трепетом», повторяет проблематику последней, однако в этом произведении в рамках автобиографического сюжета Кьеркегор в лице героя, безымянного молодого человека, захвачен поиском смысла происшедшего с ним события — несчастной любви, которая не может выразить себя в браке и которую герой воспринимает как кару. Движимый страстным желанием знать, в чем состоит его вина, он прибегает к «частному мыслителю» Иову (см. ИОВ (в мифологии)), сумевшему отстоять свою невиновность перед Богом и тем самым заслужившему повторения, т. е. возвращения всех тех богатств, которыми он владел. Герой же приходит к пониманию смысла повторения, который открывается только будучи осознан (повторен) как «внутренняя» проблема (Inderlighed), как способность сказать случившемуся «да» или «нет»: признать свою вину — или же, как Иов, отстаивать свою невиновность; эта способность воспитывается лишь свободой, которой равнозначно обретение веры. Главная идея повести проясняет фразу Дневника Кьеркегора 17 мая 1843: «Если бы у меня была вера, я бы не покинул Регину».
Тему этой дневниковой записи Кьеркегор развил в сочинении ««Виновен?» — «Не виновен?»», созданном тем же летом 1843 и впоследствии включенном в «Стадии на жизненном пути» (вышла в 1845 под псевдонимом Хиларий Бобенэр, т. е. Радостный Переплетчик).
«Понятие ужаса». Экзистенция
В книге «Понятие ужаса» (1844, псевдоним Вигилий Хауфниенсий, т. е. Копенгагенский Страж) в теологическом контексте догмата о первородном грехе Кьеркегор дает психологическое описание ужаса как «места» рождения человеческой экзистенции; Ничто (понимаемое Кьеркегором в соответствии с христианской догматикой как полное отсутствие внебожественного сущего), соответствующее состоянию неведения, невинности, в то же время рождает Ужас (Angest) — единственно возможное настроение человека посреди неведомого мира; невыносимость этого положения подталкивает к «грехопадению», что знаменует рождение «экзистенции». Сугубо психологический анализ грехопадения, проведенный на уровне развития науки психологии того времени, стремление удерживаться от метафизических и теологических спекуляций в сочетании с диалектическим методом позволили Кьеркегору сделать попытку определения экзистенции, исходя из такого переживания, которое одновременно является и аффектом Ничто (Ужас), и указанием на существование, имеющее место в противоположность Ничто. Экзистенция как таковая не поддается определению, однако ее переживания представляют собой качественные определенности, составляющие экзистенцию; так, через первый грех, совершенный Адамом, в человека входит греховность и удерживается в нем, вследствие чего индивидуум становится одновременно и самим собой, и представляет целый род. Однако Кьеркегор не отказывается от постулата о бесконечной природе человеческого духа и диалектически осмысляет человека как синтез антропологической конечности и бесконечности высших целей, духовной природы, противопоставленной ничтожности конечного. Благодаря этому синтезу в самом Ужасе проявляется психологически переживаемая возможность свободы, поскольку такой Ужас, превращающийся в страх греха, тем самым воспитывает силой веры, поскольку обнаруживает конечность своего предмета и, следовательно, убеждает человека в том, что он способен преодолеть грех.
Против Гегеля. Диалектика абсолютного парадокса
Вокруг парадоксальности человеческого разума, рожденного из страсти и восхищения перед непознаваемым, из устремления к неизвестному и предопределенного потерпеть крушение, разбившись о его границы, движется мысль Кьеркегора в «Философских крохах» (1844, псевдоним Йоханнес Климакус). Антигегельянская направленность этого сочинения привела Кьеркегора к утверждению и разработке нового метода мышления, противоположного спекулятивному, — так называемой экзистенциальной, «качественной диалектики абсолютного парадокса», чему посвящено «Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» (1846, псевдоним Йоханнес Климакус). Экзистенция, по Кьеркегору, является главным предметом мысли, потому что этот вопрос наиболее важен для человека — того, кто существует (Den Existerende), ибо в экзистенции заключен его высший и наиболее конкретный интерес. Но попытка мыслить экзистенцию столь же затруднена, сколь и стремление абстрактно понять движение; это вызвано традицией рационалистического умозрения рассуждать «с точки зрения вечности», что, по Кьеркегору, удается исключительно при помощи абстракции. «Можно, пожалуй, с полным правом сказать, что есть вещь, не дающаяся мышлению, и это — экзистенция». Требование преодоления этой трудности, как не раз подчеркивает Кьеркегор, исходит из того, что «жизнь каждого человека замыслена религиозно»; труд продумывания существа и задач экзистенции — единственный способ «освободить место для Бога». Только на пути экзистенциальной диалектики противоречие между временностью человеческого существования и вечностью религиозной истины становится парадоксом, таким образом оно делает невозможным всякое движение назад, к снятию или разрешению конфликта; но на этом пути одновременно и проясняется смысл тезиса, антитезиса и их противостояния. Временность экзистенции проявляется не как ничтожность конечного, снимаемая в вечности абстракции, но, сохраняя свое качество, высвечивает вечность в ее конкретности, как жизнь, укорененную в веках.
Полемика. Огонь на себя
В начале 1846, завершая работу над «Послесловием» и намеренно озаглавив его «заключительное», Кьеркегор намеревался закончить свою литературную и философскую деятельность и стать пастором, т. к. решил, что исчерпал тот богатый полемический материал, который предоставили события его жизни. Но случилось так, что уже в январе ему открылась возможность прямо, не прибегая к псевдонимам, проповедовать то, что в своих литературно-философских произведениях он мог выражать только косвенно. После того, как сотрудник сатирического журнала «Корсар», литератор П. Л. Меллер, непочтительно отозвался о «Стадиях на жизненном пути», Кьеркегор, выступив с ответной критикой в газете «Fodrelandet», сознательно спровоцировал поток злых статей и карикатур на себя на страницах еженедельника. Так продолжалось до июля 1846; осмеиваемый, Кьеркегор приходил к новому пониманию страдания, его очистительной силы. «Я хочу обратить внимание толпы, хочу открыть ей глаза, и если она не поймет меня добром — заставлю насильно <...> Раз толпа примется бить меня, внимание ее поневоле пробудится; еще лучше, если она убьет меня, — тогда внимание ее сосредоточится всецело, а, стало быть, и победа моя будет полною» (Дневник, запись января 1847). В марте 1847 Кьеркегор под своим именем выпустил «Назидательные речи, различные по духу», в том числе и «Евангелие страдания», где провозгласил страдание привилегией: оно формирует человека, приуготовляя его к вечности. В сентябре 1847 вышли в свет «Деяния любви», главный призыв которых — любить Бога и через это понять, что значит любить своего ближнего. В «Христианских речах» (1848) достигает вершины назидательная риторика Кьеркегора.
О христианстве. Конфликт с датской церковью
В то же время Кьеркегор использовал возможности экзистенциально-диалектического воздействия, таящиеся в религиозной проповеди, которые основаны на том, что само христианство как духовный феномен насквозь диалектично и его проблематика только заостряется по мере того, как растут умственные запросы современного человека. В двух последних крупных сочинениях — «Болезнь к смерти» и «Упражнение в христианстве» (1849, 1850, оба под псевдонимом Анти-Климакус) Кьеркегор, применяя диалектику «ради наставления и пробуждения», утверждает христианство-вызов, проявляющийся в «бездонном противоречии любви», которая в отличие от любви к мудрости требует взаимности. Возмущение (Forargelse) против христианства, по Кьеркегору, неизбежно, т. к. возмутителен сам догмат богочеловека, из которого следует требование подражания Христу, что невозможно из-за бесконечного различия между Богом и человеком. Согласно Кьеркегору, возможность возмущения является диалектическим прибежищем всего христианства, т. к. самый тяжкий грех — возмущения и отчаяния — искупается только верой, которая и прокладывает единственный путь «не к смерти, но к славе Божией» (Евангелие от Иоанна. 11:4).
В ожидании ответа на свой суровый вызов Кьеркегор писал новые, еще более наступательные религиозные речи («Полевая лилия и птица небесная», «Три благочестивые речи», 1849, «К самоиспытанию, рекомендовано современностью», 1851, «Судите сами», 1851—52). Но так и не дождавшись от священства и паствы признания в том, что датская государственная церковь не проповедует новозаветное христианство, Кьеркегор предпринял прямую атаку на церковь. После кончины 30 января 1854 главы датской церкви епископа Мюнстера в проповеди его преемника покойный был назван одним из свидетелей истины христианской церкви, что привело в негодование Кьеркегора, для которого «свидетель истины» имело евангельский смысл: мученик веры. С декабря 1854 по май 1855 он опубликовал 21 статью в «Fodrelandet», в том числе и опровержение проповеди нового епископа, а в мае основал собственную газету—листовку «Oieblikket» («Момент»), главным объектом критики которой стала «христианская церковь, упразднившая христианство». Последний, 10-й номер, был подготовлен к печати в октябре 1855, когда Кьеркегор смертельно заболел; спустя месяц он скончался, отказавшись принять последнее причастие.
Посмертная слава
Труды Кьеркегора в совокупности составляют около 14 тыс. страниц, в том числе 5 тыс. страниц, опубликованных Кьеркегором при жизни и примерно соответствующих содержанию «Собрания сочинений», подготовленного в 1901—06 (дополненного в 1920-е гг.) А. Б. Драхманом, Й. Л. Хейбергом и Х. О. Ланге и тогда же переведенного на немецкий язык. В 1910-е гг. его мысль развивали деятели венского литературно-философского авангарда (в частности, Л. Витгенштейн (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг) в эстетических и этических фрагментах своих «Дневников» опирался на тексты Кьеркегора в интерпретации Т. Хекера, считавшего Кьеркегора первым «философом языка»), позднее, в 1920-е гг., молодые теологи — издатели журнала «Zwischen den Zeiten», отвергнувшие постулаты либеральной теологии и оспорившие «естественность» человеческой религиозности (К. Барт (см. БАРТ Карл), Р. Бультман (см. БУЛЬТМАН Рудольф), Э. Бруннер (см. БРУННЕР Эмиль)). В то же время появился «реферат» некоторых текстов Кьеркегора в «Психологии мировоззрений» К. Ясперса (см. ЯСПЕРС Карл), а также «Бытие и время» М. Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин), признавшего Кьеркегора первым мыслителем, который глубоко продумал экзистенцию (правда, как «экзистентную» проблему, т. е. эстетически, этически, религиозно), и работы Г. Марселя (см. МАРСЕЛЬ Габриель Оноре), посвященные поиску пути «внутреннего христианства», — произведения, сыгравшие решающую роль в становлении экзистенциализма.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Кьеркегор Сёрен" в других словарях:

  • Кьеркегор, Сёрен — Сёрен Обю Кьеркегор Søren Aabye Kierkegaard Сёрен Кьеркегор Дата рождения …   Википедия

  • Кьеркегор, Сёрен — Сёрен Кьеркегор. Кьеркегор, Серен КЬЕРКЕГОР (Киркегор) (Kierkegaard) Серен (1813 55), датский теолог, философ, писатель, предшественник экзистенциализма. Вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя, в конце жизни вступил в бурную полемику с… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Кьеркегор Сёрен — Сёрен Обю Киркегор Сёрен Киркегор Дата и место рождения: 5 мая, 1813 (Копенгаген, Дания) Дата и место смерти: 11 ноября …   Википедия

  • Кьеркегор Сёрен — Кьеркегор, Киркегор (Kierkegaard) Сёрен (5.5.1813, Копенгаген, ≈ 11.11.1855, там же), датский теолог, философ идеалист и писатель. Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. После разрыва с невестой в 1841 вёл замкнутую жизнь… …   Большая советская энциклопедия

  • Кьеркегор, Сёрен Обю — Сёрен Обю Кьеркегор Søren Aabye Kierkegård Сёрен Кьеркегор Дата рождения: 5 мая 1813( …   Википедия

  • Кьеркегор, Сёрен Аби — Сёрен Обю Киркегор Сёрен Киркегор Дата и место рождения: 5 мая, 1813 (Копенгаген, Дания) Дата и место смерти: 11 ноября …   Википедия

  • Кьеркегор Сёрен Аби — Сёрен Обю Киркегор Сёрен Киркегор Дата и место рождения: 5 мая, 1813 (Копенгаген, Дания) Дата и место смерти: 11 ноября …   Википедия

  • Кьеркегор Сёрен / Kierkegaard, Soren A. — (1813 1855). Кьеркегор предвосхитил разработку таких проблем, как психология смерти, деперсонализация, и кризис воли. Он раньше других осознал специфический недуг современного общества «бездуховность» …   Психологическая энциклопедия

  • Кьеркегор С. — Сёрен Обю Киркегор Сёрен Киркегор Дата и место рождения: 5 мая, 1813 (Копенгаген, Дания) Дата и место смерти: 11 ноября …   Википедия

  • Кьеркегор С. А. — Сёрен Обю Киркегор Сёрен Киркегор Дата и место рождения: 5 мая, 1813 (Копенгаген, Дания) Дата и место смерти: 11 ноября …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Кьеркегор Сёрен» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»