Кукрыниксы

Кукрыниксы
Кукрыни́ксы
псевдоним по первым слогам фамилий, творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903—1991), Крылов Порфирий Никитич (1902—1990), Соколов Николай Александрович (1903—2000). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда (Куприянов — 1973, Крылов — 1972, Соколов — 1973). Острогротескные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—57), политические плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина (1939), А. П. Чехова (1940—46), М. Горького (1933, 1948—49), картины («Старые хозяева», 1936—37; «Конец», 1947—48). Работали методом коллективного творчества (индивидуально — над портретами и пейзажами). Государственная премия СССР (1942, 1947, 1949, 1950, 1951, 1975), Ленинская премия (1965).
* * *
КУКРЫНИКСЫ
КУКРЫНИ́КСЫ, творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века.
Мастера сатиры
В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), вошли: Михаил Васильевич Куприянов [8(21) октября 1903, Тетюши, ныне в Татарстане — 11 ноября 1991, Москва], Порфирий Никитич Крылов [9 (22) августа 1902, дер. Щелкуново, Тульская обл. — 15 мая 1990, Москва] и Николай Александрович Соколов [8 (21) июля 1903, Москва — 15 апрель 2000, Москва]. Сдружившись во время учебы во Вхутемасе (см. ВХУТЕМАС) (1921—29), они с той поры постоянно работали втроем.
С 1927 активно печатались в прессе (газеты «Правда» и «Комсомольская правда», журнал «Крокодил»). В 1930-е большую популярность среди творческой интеллигенции завоевали их иронические шаржи на известных деятелей культуры; чаще всего графические, иногда эти шаржи исполнялись в виде скульптур, а затем переводились в керамику. В графике Кукрыниксы предпочитали рисунок тушью и (для плакатных композиций) гуашь; позднее часто обращались к смешанной технике. Их графические серии («Старая Москва», 1931—34; «Транспорт», 1933—34; «О дряни», 1959—60; и др.) впечатляют свои неистощимым остроумием, составляя сатирическую летопись периодов индустриализации и послевоенной «оттепели».
В плакатах военных лет их графическая манера стала более броской и лаконичной. Целый ряд их плакатов-карикатур этого времени («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941; и др.) завоевал мировую славу.
Живопись и книжная графика
Еще до войны обращались к станковой живописи (серия «Старые хозяева», 1936—37), но широкой известности добились в этой сфере лишь в 1940-е гг. Придерживались принципов соц-реалистической «тематической картины», героической («Таня», 1942—47; и др.) или решенной в духе зловещего гротеска («Бегство фашистов из Новгорода», 1944—46, «Конец», 1947—48, оригинал не сохранился; повторение 1961—64). Лучше всего удавались им картины второго рода, органически и весьма самобытно соединяющие живопись с карикатурой. Недаром «Конец» с Гитлером и его подручными в берлинском бункере, обреченно прислушивающимися к канонадам и взрывам последнего штурма, по-праву считается самым значительным их живописным опытом.
Внесли значительный вклад и в искусство книги. Здесь тоже, как в графике и живописи, проявилось их острое чувство гротеска, принимающее порой ирреально-экспрессионистский характер (замечательные рисунки тушью к «12 стульям» И. Ильфа и Е. Петрова,1933 и 1967; к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя 1937, «Сказкам» и «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937—39).
Но в иллюстрациях к «Жизни Клима Самгина» М. Горького (1933) наметился иной подход: работая черной акварелью, которая после войны стала их излюбленной книжно-иллюстративной техникой, они стремились в данном случае к углубленно-драматической образности. Эта линия продолжилась в более поздних книжных циклах (к «Фоме Гордееву» М. Горького 1948—49 и др.), самым удачным из которых стала серия лирических рисунков к «Даме с собачкой» А. П. Чехова (1945—46).
За свои карикатуры, плакаты, картины и книжные иллюстрации были удостоены пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Ленинской (1965) премий, Государственной премии СССР (1975), а также званий Героей Социалистического труда.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Кукрыниксы" в других словарях:

  • Кукрыниксы —         (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Народные художники СССР (1958) …   Художественная энциклопедия

  • Кукрыниксы — Кукрыниксы. Потеряла я колечко... . 1943. КУКРЫНИКСЫ (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив российских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КУКРЫНИКСЫ — (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив российских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (родился в 1903). Злободневные карикатуры на темы …   Современная энциклопедия

  • КУКРЫНИКСЫ — (псевд. по первым слогам фамилий) творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действительные члены АХ СССР (1947), народные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КУКРЫНИКСЫ — (псевдоним по первым слогам фамилий и имени последнего), творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (род. 1903). Народные художники СССР… …   Русская история

  • Кукрыниксы — Куприянов, Крылов, Николай Соколов псевдоним коллектива советских художников карикатуристов СССР …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Кукрыниксы — У этого термина существуют и другие значения, см. Кукрыниксы (значения). «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 (Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией …   Википедия

  • Кукрыниксы — (псевдоним по первым слогам фамилий)         творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне… …   Большая советская энциклопедия

  • КУКРЫНИКСЫ — Творческий коллектив художников, мастеров русской карикатуры XX в. В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), входили: Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов,… …   Лингвострановедческий словарь

  • Кукрыниксы — псевдоним трех художников. Куприянов Мих. Вас. (1903 91), Крылов Порф. Никитич (1902 90), Соколов Ник. Ал др. (1903 2000) нар. художники СССР (1958), действит. чл. АХ СССР (1947). Учились во ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (Москва, 1921 29), начали совм.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Кукрыниксы — КУКРЫНИ́КСЫ, творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действит. члены АХ СССР (1947), нар. художники СССР (1958), Герои Соц.… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»