кубизм

кубизм
КУБИ́ЗМ -а; м. Модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти 20 в., которое выдвигало на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости и изображало предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур.
Куби́стский (см.).
* * *
куби́зм
(франц. cubisme, от cube — куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, J. Gris), в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе П. Сезанна и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907—09) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на «аналитической» стадии (1910—12) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утончённо-музыкальными ритмами; «синтетический» кубизм (1912—14) тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.
* * *
КУБИЗМ
КУБИ́ЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.
Открытие метода
Художники издавна привыкли изучать и пропорционировать объекты своего изображения (в особенности фигуру человека), выравнивая их поверхности в рисунке или эскизе в виде гладких плоскостей и тем самым придавая объемам подобие геометрических тел. Однако лишь в начале 20 в. этот расхожий прием стал сознательно конструируемым методом. Великим предшественником кубизма был П. Сезанн (см. СЕЗАНН Поль), в своем зрелом творчестве стереометрически упрощавший формы таким образом, что их грани намечали совершенно новую пространственную систему, в пределах которой изображение уже не пассивно предстояло зрителю, а как бы «выдвигалось» ему навстречу.
Начинания Сезанна продолжили П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) и Ж. Брак (см. БРАК Жорж), с творчества которых кубизм берет свое прямое начало. Этапную роль сыграли картины «Авиньонские девицы» Пикассо (1907) и «Дома в Эстаке» Брака (1908), именно по отношению к такого рода браковским пейзажам критик Л. Восель и употребил в том же, 1908-м, слова «геометрические схемы и кубы», — слова, из которых, собственно, и народилось название течения. Первая групповая экспозиция кубистов (с участием Ф. Леже (см. ЛЕЖЕ Фернан), Р. Делоне (см. ДЕЛОНЕ Робер), А. Лефоконье, Ж. Метценже и А. Глеза) состоялась в 1911 в отдельном помещении парижского «Салона независимых».
Три этапа
Первоначально сосредоточенное во Франции, развитие кубизма в 1910-е гг. охватило многие страны Европы. Важную роль в его пропаганде сыграла книжка-манифест Глеза и Метценже «О кубизме» (1912). Эволюция направления четко делится на три этапа (впервые обозначенные в 1930-е гг. американским искусствоведом А. Барром).
Для 1-й стадии («аналитического кубизма») характерен сдержанный, даже суровый колорит, основанный на коричневато-охристых, зеленых и синих тонах. Человек и природа здесь действительно геометризуются с подчеркиванием массивной весомости их «выпирающих» на зрителя форм. Значение традиционного сюжета сводится к минимуму, и ведущим жанром становится натюрморт (со сравнительно простыми постановками, воспроизводящими рабочую атмосферу мастерской). Нередко при исследовании данного периода специально выделяется предварительная, «сезаннисткая» (т.е. подражательная по отношению к Сезанну) его глава, собственно же «аналитическим» кубизм предстает в 1910—1912 гг., когда после первых своих, более монументальных, опытов, художники начали дробить изображение на все более мелкие грани.
В 1912—1914 гг. наступает фаза «синтетического кубизма», причем и здесь Пикассо и Брак лидируют. Иллюзорная объемность сходит на нет, образы распластываются и частично заменяются реальными, наклеенными на холст материалами и предметами (так нарождается новая техника «коллажа»). Возрастает значение надписей и текстов, порою символических (так, Пикассо, используя газетные наклейки, специально подбирает заголовки о катастрофах и социальных волнениях, вероятно, подчеркивая тем самым «революционное» значение нового художественного метода). Благодаря коллажам картина отчасти превращается в рельеф, и поэтому кубизм (в творчестве А. Лорана, Р. Дюшан-Вийона, О. Цадкина (см. ЦАДКИН Осип), Ж. Липшица (см. ЛИПШИЦ Жак) и др.) вскоре охватывает и скульптуру.
Во 2-й половине 1910-х гг. наступает период «декоративного кубизма», названного так из-за возросшей пастозности и яркости его красок. Но в эти годы кубизм по сути уже разлагается, порою неразличимо сливаясь с другими течениями (в первую очередь, с футуризмом). Ряд былых кубистов еще раньше вырабатывает свои собственные методы («орфизм (см. ОРФИЗМ)» Делоне, «тубизм» Леже и т. д.). В целом же начальный импульс кубизма оказывается исключительно мощным, подчиняя своему влиянию многие виды искусства, в том числе архитектуру и дизайн (в Чехии в это десятилетие складывается даже особое направление сугубо архитектурного кубизма).
Кубизм в России
Его предчувствия часто находят в живописи М. А. Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) с его «кристаллической» манерой письма. Но подлинным его первооткрывателем явился здесь предприниматель и коллекционер С. И. Щукин (см. ЩУКИН Сергей Иванович), привезший в Москву ранние кубистские опыты Пикассо. В целом же русский кубизм был сугубо переходным явлением, своего рода «школой авангарда» (порою и непосредственно школой, поскольку ряд крупных российских авангардистов, — А. В. Лентулов (см. ЛЕНТУЛОВ Аристарх Васильевич), Л. С. Попова (см. ПОПОВА Любовь Сергеевна), Н. А. Удальцова (см. УДАЛЬЦОВА Надежда Андреевна), — учились в 1911—1913 гг. в парижской Академии «Ла Палетт» у Лефоконье и Метценже).
Большинство мастеров, составивших ядро «Бубнового валета (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ)» (в т. ч. П. П. Кончаловский (см. КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович), А. В. Куприн (см. КУПРИН Александр Васильевич), И. И. Машков (см. МАШКОВ Илья Иванович), Р. Р. Фальк (см. ФАЛЬК Роберт Рафаилович)), не пошло дальше раннего, «сезаннистского» этапа, самобытно и красочно его обогатив. Художники же настроенные более радикально (К. С. Малевич (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович), В. Е. Татлин (см. ТАТЛИН Владимир Евграфович) и др.) быстро перешли к кубофутуризму, честолюбиво выдвигая его в противовес кубизму в качестве более передового и уже свободного от французских влияний метода.
Однако и позднее, в свой витебский период (1919—1922) Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм».

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "кубизм" в других словарях:

  • Кубизм —         (франц. cubisme, от cube куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) первой четверти XX в. Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину Авиньонские девицы (Музей… …   Художественная энциклопедия

  • КУБИЗМ —         одно из первых направлений в искусстве авангарда. Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою программную кубистич. картину “Девицы из Авиньона”, а несколько позже Брак свою “Ню”. Название К. было дано направлению в… …   Энциклопедия культурологии

  • Кубизм — Кубизм. П. Пикассо. Портрет А. Воллара. 1910 г. Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. КУБИЗМ (французское cubisme, от cube куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1 й четверти 20 в. Развивалось …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Кубизм — Направление в живописи, зародившееся во Франции около 1908 года, которое может быть рассматриваемо, как реакция импрессионизму, (см это слово) с его тяготением к световой полноте картины, от чего терялась четкость деталей отдельных предметов, как …   Литературная энциклопедия

  • Кубизм —     КУБИЗМ Направление в живописи, зародившееся во Франции около 1908 года, которое может быть рассматриваемо, как реакция импрессионизму, (см это слово) с его тяготением к световой полноте картины, от чего терялась четкость деталей отдельных… …   Словарь литературных терминов

  • КУБИЗМ — [фр. cubisme] иск. авангардистское (АВАНГАРДИСТСКИЙ) течение в изобразительном искусстве начала XX в.; кубисты разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его простейшим телам шару, конусу, кубу. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КУБИЗМ — (франц. cubisme от cube куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1 й четв. 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты конструирование… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КУБИЗМ — КУБИЗМ, кубизма, мн. нет, муж. (от куб1) (иск.). Направление в живописи (частично и в др. искусствах) в начале 20 века, изображавшее предметы действительности разложенными на простейшие геометрические фигуры, без соблюдения внешнего сходства с… …   Толковый словарь Ушакова

  • КУБИЗМ — КУБИЗМ, а, муж. В изобразительном искусстве начала 20 в.: формалистическое направление, последователи к рого представляли предметный мир в простых геометрических формах (куба, конуса, граней). | прил. кубистический, ая, ое и кубистский, ая, ое.… …   Толковый словарь Ожегова

  • кубизм — а, м. cubisme < cube. Авангардистское формалистическое течение в европейском изобразительном искусстве нач. 20 в.; стремясь выявить геометрическую структуру объема, кубисты разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его простейшим телам …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Кубизм — Пабло Пикассо, Авиньонские девицы, 1907 Кубизм (фр. Cubisme) модернистское …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»