Кторов Анатолий Петрович это:

Кторов Анатолий Петрович
Кто́ров Анатолий Петрович
(1898—1980), актёр, народный артист СССР (1963). На сцене с 1917, в 1920—33 (с перерывом) работал в бывшем Театре Корша, с 1933 во МХАТе. Среди ролей: Джозеф («Школа злословия» Р. Б. Шеридана), Бернард Шоу («Милый лжец» Дж. Килти). Снимался в фильмах: «Процесс о трёх миллионах», «Праздник святого Йоргена», «Бесприданница», «Война и мир», «Посол Советского Союза» и др. Государственная премия СССР (1952).
* * *
КТОРОВ Анатолий Петрович
КТО́РОВ Анатолий Петрович (наст. фам. Викторов) (24 апреля 1898, Москва — 30 сентября 1980, там же), российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1963).
В 1919 окончил студию под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского (см. КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович). В 1917—1918 и в 1923 — актер Театра имени В. Ф. Комиссаржевской (см. КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна), в 1919—1920 — Государственного Показательного театра, в 1921 и в 1923—1933 — Театра бывшего Корша. С 1933 — актер МХАТа.
Дебютировал в театре имени В. Ф. Комиссаржевской крохотной ролью денщика в спектакле «Безрассудство и счастье» (1917, инсценировка трех романов Бальзака). Первой большой ролью стал паж Жеан в пьесе Ф. К. Соллогуба «Ванька-ключник и паж Жеан» (1917). Кторов сыграл его озорно, весело, легко. После этого в театре имени В. Ф. Комиссаржевской актер играл самые разноплановые роли: от комедийно-гротесковых до драматических. А вот первая же роль в Государственном Показательном театре (жизнелюбец Люцио в спектакле «Мера за меру» по Шекспиру, 1919) надолго определила его дальнейшее амплуа. Люцио стал первым из череды кторовских элегантных авантюристов, неунывающих прохвостов. Именно они в те годы сделали актера любимцем публики. Его, блестящего, эффектного, отличали чувство юмора, отточенность движений, острый рисунок роли, тяготение к внешней характерности. Сам Кторов, чувствуя в себе неограниченные возможности, любил представать в каждом новом спектакле в ином качестве: в характере истеричного деспота Петра Третьего («Петр Третий и Екатерина Вторая», 1923) искал противоречивость, строя роль на перепадах настроения; Мурзавецкого, смешного и жалкого («Волки и овцы» по А. Н. Островскому, 1927), делал в финале ужасным; Карандышева («Бесприданница» по А. Н. Островскому, 1932) играл зло темпераментно.
И все же актер сознавал, что работает не в полную силу. После закрытия в 1932 Театра Корша Кторов перешел во МХАТ. Репертуар артиста сразу же переменился, он стал играть в основном классику: Звонцов («Егор Булычев и другие» по Горькому, 1934), Сэм Уэллер («Пиквикский клуб» по Диккенсу, 1936), Фабрицио («Хозяйка гостиницы» по Гольдони, 1936), Шервинский («Дни Турбиных» по Булгакову, 1937), Джозеф Сэрфес («Школа злословия» по Шеридану,1940), Серебряков («Дядя Ваня» по Чехову, 1947), Дульчин («Последняя жертва» по А. Н. Островскому, 1948), Нюхин («Чеховские страницы», 1977). К сожалению, хотя мастерство актера ни у кого не вызывало сомнений (и было отмечено даже Государственной премией СССР за театральную работу, 1952), с каждым годом премьер у него становилось все меньше, все чаще он находился в простое. Поэтому таким знаменательным событием для Кторова стала роль в пьесе Д. Килти «Милый лжец» (1962), с блеском сыграл он ироничного, мудрого Дж. Бернарда Шоу (см. ШОУ Джордж Бернард), раскрывающего в своих письмах к актрисе Патрик Кэмпбелл все потаенные уголки своей души. Спектакль стал событием в театральной жизни Москвы, на долгие годы войдя в репертуар актера.
В театре за шесть десятилетий творческой деятельности Кторов сыграл девяносто девять ролей, в кино — всего двенадцать (лучшие из них — в фильмах Я. А. Протазанова (см. ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович)), никогда не считая кинематограф главным делом своей жизни и недовольный тем, что ему приходилось в основном играть «фрачные роли» — джентльменов-жуликов, авантюристов, роковых соблазнителей. Циничный эмигрант Владимир Заглобин («Его призыв», 1925), городской повеса («Закройщик из Торжка», 1925), обаятельный вор Каскарилья («Процесс о трех миллионах», 1926), столь же обаятельный вор Микаэль Коркис («Праздник Святого Йоргена», 1930), красавец Паратов («Бесприданница», 1936) — все они аристократичны, очаровательно наглы, напористы. Им, по натуре игрокам, присуще чувство собственного достоинства и ощущение абсолютной власти над окружающими людьми. Внутренне самодостаточные, абсолютно свободные, эгоистичные, они не зависели ни от кого и ни от чего. Зрителям эти герои Кторова нравились, но сам он в конце 1930-х годов без сожаления прервал свою кинокарьеру, вернувшись в кино только в середине 1960-х, чтобы сыграть Николая Андреевича Болконского («Война и мир» режиссера С. Ф. Бондарчука (см. БОНДАРЧУК Сергей Федорович), 1966) — величественного и чудаковатого старца, гордого, проницательного, возвышающегося над всеми остальными героями, как одинокий утес.
Последняя работа актера в кино — король в фильме Г. Натансона «Посол Советского Союза» (1969).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Кторов Анатолий Петрович" в других словарях:

  • КТОРОВ Анатолий Петрович — (24.04.1898, Москва 30.09.1980, Москва), актер. Народный артист СССР (1963). Лауреат Государственной премии СССР (1952, за театральную работу). В 1919 окончил студию под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1917 1918 и в 1923 актер Театра имени …   Энциклопедия кино

  • Кторов Анатолий Петрович — [р. 12(24).4.1898, Москва], русский советский актёр, народный артист СССР (1963). Артистическую деятельность начал в 1917 в Московском театре им. В. Ф. Комиссаржевской. В 1920≈33 (с перерывом) работал в бывшем театре Корша. Обаяние, пластическое… …   Большая советская энциклопедия

  • КТОРОВ Анатолий Петрович — (1898 1980) российский актер, народный артист СССР (1963). На сцене с 1917, в 1920 33 (с перерывом) работал в бывшем Театре Корша, с 1933 во МХАТе. Среди ролей: Джозеф ( Школа злословия Р. Б. Шеридана), Бернард Шоу ( Милый лжец Дж. Килти).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кторов, Анатолий Петрович — Анатолий Кторов Имя при рождении: Анатолий Петрович Викторов Дата рождения: 12 (24) апреля 1898 …   Википедия

  • Кторов Анатолий Петрович — Анатолий Кторов Имя при рождении: Анатолий Петрович Викторов Дата рождения: 12 (24) апреля 1898(18980424) …   Википедия

  • Кторов Анатолий Петрович — (1898, Москва — 1980, там же), актёр, народный артист СССР (1963). В 1917 играл в . В 1919 окончил студию под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского. В 1920—33 работал в бывшем , с 1933 — во . Прекрасные внешние данные, элегантность… …   Москва (энциклопедия)

  • КТОРОВ Анатолий Петрович — (24.4.1898—30.9.1980), советский актёр. Народный артист СССР (1963). В 1919 окончил студию Ф. Ф. Комиссаржевского. На сцене с 1917. В 1920—1933 в бывшем Театре Корша в Москве. С 1933 в Московском Художественном академическом театре.… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Кторов, Анатолий Петрович — (Викторов). Род. 1898, ум. 1980. Актер театра и кино. На театральной сцене с 1917 г. (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, бывш. Театр Корша, МХАТ). Среди театральных ролей: паж Жеан ("Ванька ключник и паж Жеан" Соллогуба, 1917), Люцио… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Кторов, Анатолий — Анатолий Кторов Имя при рождении: Анатолий Петрович Викторов Дата рождения: 12 (24) апреля 1898(18980424) …   Википедия

  • Анатолий Петрович Кторов — …   Википедия

Книги

  • Дядя Ваня (спектакль), Антон Чехов. История Московского художественного театра неразрывно связана с драматургией А. П. Чехова. Радиоспектакль по пьесе «ДЯДЯ ВАНЯ» – это неподражаемый чеховский лиризм, мягкий юмор, атмосфера… Подробнее  Купить за 99 руб аудиокнига


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»