крестовые походы это:

крестовые походы
кресто́вые похо́ды
походы (1096—1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против «неверных» (мусульман), освобождения Гроба Господня и Святой земли (Палестины). 1-й крестовый поход (1096—99) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. 2-й (1147—49, повод — взятие в 1144 сельджуками Эдессы) и 3-й (1189—1192, вызван завоеванием в 1187 Иерусалима Салах-ад-дином) были безрезультатны. 4-й крестовый поход (1202—04), организованный по инициативе папы Римского Иннокентия III, был направлен (главным образом усилиями венецианского купечества) против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204—61). Последние походы — 5-й (1217—21), 6-й (1228—29), 7-й (1248—54), 8-й (1270) — существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке.
* * *
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
КРЕСТО́ВЫЕ ПОХО́ДЫ, походы (1096—1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Сев. Африку), организованные западно-европейскими феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против «неверных» (мусульман), освобождения гроба Господня и святой земли (Палестины). 1-й Крестовый поход (1096—99) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. 2-й (1147—49, повод — взятие в 1144 сельджуками Эдессы) и 3-й (1189—92, вызван завоеванием в 1187 Иерусалима Салах-ад-дином (см. САЛАХ-АД-ДИН)) были безрезультатны. 4-й Крестовый поход (1202—04), организованный по инициативе Римского Папы Иннокентия III, был направлен (главным образом усилиями венецианского купечества) против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (см. ЛАТИНСКАЯ ИМПЕРИЯ) (1204—61). Последние походы — 5-й (1217—21), 6-й (1228—29), 7-й (1248—54), 8-й (1270) — существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке.
Крестовыми походами часто называют походы немецких феодалов в 12—13 вв. против славян и других народов Прибалтики, а также Альбигойские войны (см. АЛЬБИГОЙСКИЕ ВОЙНЫ).
* * *
КРЕСТО́ВЫЕ ПОХО́ДЫ (1096—1270), военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа — Иерусалима и Гроба Господня.
Предпосылки и начало походов
Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками (см. СЕЛЬДЖУКИ)Сирии и Палестины и угроза захвата Византии (см. ВИЗАНТИЯ); тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.
26 ноября 1095 папа Урбан II (см. УРБАН II) призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.
Первый крестовый поход
В марте 1096 начался первый этап Первого крестового похода (1096—1101) — т. н. поход бедноты. Толпы крестьян, с семьями и скарбом, вооруженные чем попало, под руководством случайных вожаков, а то и вовсе без них, двинулись на восток, отметив свой путь грабежами (они полагали, что, поскольку они воины Божьи, то любое земное имущество принадлежит им) и еврейскими погромами (в их глазах евреи из ближайшего городка были потомками гонителей Христа). Из 50-тысячного войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они погибли в битве с турками под Никеей 25 октября 1096.
Осенью 1096 в путь двинулось рыцарское ополчение из разных частей Европы, вождями его были Готфрид Бульонский (см. ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ), Раймунд Тулузский (см. РАЙМУНД ТУЛУЗСКИЙ)и др. К концу 1096 — началу 1097 они собрались в Константинополе, весной 1097 переправились в Малую Азию, где совместно с византийскими войсками начали осаду Никеи, взяли ее 19 июня и передали византийцам. Далее путь крестоносцев лежал в Сирию и Палестину. 6 февраля 1098 была взята Эдесса, в ночь на 3 июня — Антиохия, год спустя, 7 июня 1099 они осадили Иерусалим, а 15 июля захватили его, учинив в городе жестокую резню. 22 июля на собрании князей и прелатов было учреждено Иерусалимское королевство (см. ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО), которому подчинялись графство Эдесское, княжество Антиохийское и (с 1109) графство Триполи. Главой государства стал Готфрид Бульонский, получивший титул «защитник Гроба Господня» (его преемники носили титул королей). В 1100—1101 в Святую Землю отправились новые отряды из Европы (историки называют это «арьергардным походом»); границы Иерусалимского королевства установились лишь к 1124.
Выходцев из Западной Европы, постоянно живших в Палестине, было немного, особую роль в Святой Земле играли духовно-рыцарские ордена (см. ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА), а также образовывавшие особые привилегированные кварталы в городах Иерусалимского королевства переселенцы из приморских торговых городов Италии.
Второй крестовый поход
После того, как в 1144 турки завоевали Эдессу, 1 декабря 1145 был объявлен Второй крестовый поход (1147—1148), возглавленный королем Франции Людовиком VII (см. ЛЮДОВИК VII) и германским королем Конрадом III и оказавшийся безрезультатным.
В 1171 власть в Египте захватил Салах-ад-Дин (см. САЛАХ-АД-ДИН), который присоединил к Египту Сирию и весной 1187 начал войну против христиан. 4 июля в длившейся 7 часов битве близ деревни Хиттин христианское войско было разбито, во второй половине июля началась осада Иерусалима, и 2 октября город сдался на милость победителя. К 1189 в руках крестоносцев осталось несколько крепостей и два города — Тир и Триполи.
Третий крестовый поход
29 октября 1187 был объявлен Третий крестовый поход (1189—1192). Поход возглавлял император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (см. ФРИДРИХ I Барбаросса), короли Франции Филипп II Август (см. ФИЛИПП II Август)и Англии — Ричард I Львиное Сердце (см. РИЧАРД I). Немецкое ополчение 18 мая 1190 захватило г. Иконий (ныне Кония, Турция) в Малой Азии, но 10 июня при переправе через горную речку Фридрих утонул, и деморализованное этим немецкое войско отступило. Осенью 1190 крестоносцы начали осаду Акры — города-порта, морских ворот Иерусалима. Акра была взята 11 июня 1191, но еще до этого Филипп II и Ричард поссорились, и Филипп отплыл на родину; Ричард предпринял несколько безуспешных наступлений, в т. ч. два на Иерусалим, заключил 2 сентября 1192 крайне невыгодный для христиан договор с Салах-ад Дином и в октябре покинул Палестину. Иерусалим остался в руках мусульман, столицей Иерусалимского королевства сделалась Акра.
Четвертый крестовый поход. Взятие Константинополя
В 1198 был объявлен новый, Четвертый крестовый поход, состоявшийся много позднее (1202—1204). Предполагалось нанести удар по Египту, которому принадлежала Палестина. Поскольку у крестоносцев не хватило денег на оплату кораблей для морской экспедиции, Венеция, обладавшая самым мощным в Средиземноморье флотом, запросила в уплату помощь в завоевании христианского (!) г. Задар на Адриатическом побережье, что и произошло 24 ноября 1202, а затем побудила крестоносцев двинуться на Византию, главную торговую соперницу Венеции, под предлогом вмешательства в династические распри в Константинополе и соединения православной и католической церквей под эгидой папства. 13 апреля 1204 Константинополь был взят и жестоко разграблен. Часть завоеванных у Византии территорий отошла к Венеции, на другой части была учреждена т. н. Латинская империя (см. ЛАТИНСКАЯ ИМПЕРИЯ). В 1261 православные императоры, закрепившиеся в не оккупированной западными европейцами Малой Азии, с помощью турок и соперницы Венеции — Генуи — снова заняли Константинополь.
Крестовый поход детей
Ввиду неудач крестоносцев в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том, что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует ее слабым, но безгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных частях Европы стали собираться толпы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим (т. н. крестовый поход детей, не включаемый историками в общее число Крестовых походов). Церковь и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности с подозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, часть достигла Марселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.
Пятый крестовый поход
Пятый крестовый поход (1217—1221) начался экспедицией в Святую Землю, но, потерпев там неудачу, крестоносцы, не имевшие признанного вождя, в 1218 перенесли военные действия в Египет. 27 мая 1218 они начали осаду крепости Дамиетта (Думьят) в дельте Нила; египетский султан пообещал им за снятие осады Иерусалим, но крестоносцы отказались, взяли Дамиетту в ночь с 4 на 5 ноября 1219, попытались развить успех и занять весь Египет, но наступление захлебнулось. 30 августа 1221 был заключен мир с египтянами, по которому воины Христовы возвращали Дамиетту и уходили из Египта.
Шестой крестовый поход
Шестой крестовый поход (1228—1229) предпринял император Фридрих II Штауфен (см. ФРИДРИХ II Штауфен). Этот постоянный противник папства был накануне похода отлучен от церкви. Летом 1228 он отплыл в Палестину, благодаря умелым переговорам заключил союз с египетским султаном и в качестве за помощь против всех его врагов, мусульман и христиан (!), получил без единого сражения Иерусалим, куда вступил 18 марта 1229. Поскольку император находился под отлучением, возвращение Святого Города в лоно христианства сопровождалось запретом богослужения в нем. Фридрих вскоре отбыл на родину, заниматься Иерусалимом ему было недосуг, и в 1244 египетский султан снова и окончательно взял Иерусалим, устроив резню христианского населения.
Седьмой и Восьмой крестовые походы
Седьмой крестовый поход (1248—1254) был делом почти исключительно Франции и ее короля Людовика IX Святого (см. ЛЮДОВИК IX Святой). Объектом нападения снова стал Египет. В июне 1249 крестоносцы вторично взяли Дамиетту, но позднее были блокированы и в феврале 1250 сдались в плен в полном составе, включая короля. В мае 1250 король был отпущен за выкуп в 200 тыс. ливров, но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно дожидался помощи из Франции, куда и отплыл в апреле 1254.
В 1270 тот же Людовик предпринял последний, Восьмой крестовый поход. Целью его был Тунис, самое сильное мусульманское морское государство Средиземноморья. Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую Землю. Однако вскоре после состоявшейся 18 июня 1270 высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула эпидемия, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.
Дела в Палестине шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 пала Акра — последний оплот крестоносцев в Палестине.
И до, и после этого церковь неоднократно провозглашала крестовые походы против язычников (поход против полабских славян в 1147), еретиков (см. Альбигойские войны (см. АЛЬБИГОЙСКИЕ ВОЙНЫ), Гуситы (см. ГУСИТЫ)) и против турок в 14—16 вв., но они не включаются в общее число крестовых походов.
Итоги крестовых походов
Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей, и крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "крестовые походы" в других словарях:

  • Крестовые походы — походы в 1096 1270 гг. на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные западно европейскими феодалами и католической церковью; захватнические цели Крестовых походов прикрывались религиозными лозунгами борьбы против… …   Исторический словарь

  • КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ — КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, походы (1096 1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью для восстановления и расширения влияния христианского вероучения под лозунгами… …   Современная энциклопедия

  • КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ — походы (1096 1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Сев. Африку), организованные западно европейскими феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против неверных (мусульман), освобождения гроба Господня и святой земли (Палестины) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Крестовые походы — (Crusades), войны И 14 вв., предпринятые во имя освобождения христ. святынь в р нах Палестины, попавших под власть мусульман (в широком смысле это понятие используют для обозначения любой религ. войны, а также к. л. обществ, или полит, движения) …   Всемирная история

  • Крестовые походы — КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. Такъ назывались въ сред. вѣка экспедиціи противъ мусульманъ, организованныя папами. Эпохой К. пох. принято считать періодъ времени съ 1096 по 1270 г. Въ теченіе этого періода б. организовано и частью выполнено 8 больш. и нѣск.… …   Военная энциклопедия

  • Крестовые походы — КРЕСТОВЫЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Крестовые походы — ■ Были благотворны (или только полезны) для венецианской торговли …   Лексикон прописных истин

  • Крестовые походы — Запрос «крестоносцы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Крестовые походы …   Википедия

  • КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ — (1095 1291), ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все… …   Энциклопедия Кольера

  • КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ — захватнич. войны зап. европ. феодалов, проводившиеся в 1096 1270 по почину католич. церкви под лозунгом освобождения христ. святынь в Палестине из под власти мусульман. Участники К. п. крестоносцы обычно нашивали на одежду знак креста,… …   Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Крестовые походы, А. Федоров-Давыдов. «Крестовые походы, или Путь по стезе Господней» (1096—1291 гг.) — одна из самых значительных страниц в истории Европы. Крестоносцы-пилигримы поставили перед собой цель- освободить Гроб… Подробнее  Купить за 531 руб
  • Крестовые походы, Джеймс Брандедж. Крестовые походы - один из самых интересных периодов истории Средневековья. Священные войны, санкционированные, как считалось, самим Богом, оказали заметное влияние на характер политических… Подробнее  Купить за 269 руб
  • Крестовые походы, . Крестовые походы, феномен европейской экспансии на Ближний Восток, решающим образом повлияли на средневековую культуру и мировоззрение и сыграли важную роль в политической, социальной и… Подробнее  Купить за 95 руб
Другие книги по запросу «крестовые походы» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»