Комиссаржевская Вера Фёдоровна это:

Комиссаржевская Вера Фёдоровна
Комиссарже́вская Вера Фёдоровна
(1864—1910), актриса. Дочь Ф. П. Комиссаржевского. Работала в провинции, затем в Александринском театре, в 1904 создала свой театр современного репертуара, позднее — символистской ориентации. Игре Комиссаржевской были свойственны нервная порывистость, тревожный лиризм. Первая исполнительница роли Нины Заречной в пьесе «Чайка» А. П. Чехова. Роли: Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Нора («Кукольный дом» Г. Ибсена), Беатриса («Сестра Беатриса» М. Метерлинка).
* * *
КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна
КОМИССАРЖЕ́ВСКАЯ Вера Федоровна [27 октября (8 ноября) 1864, Петербург— 10 (23) февраля 1910, Ташкент], русская драматическая актриса.
Первые шаги в искусстве
Дочь оперного певца Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР) Ф. П. Комиссаржевского. (см. КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Петрович) Росла в атмосфере любви к музыке и театру, с детства увлекалась домашними спектаклями. Вышла замуж за графа В. Л. Муравьева, брак с которым оказался неудачным и длился недолго. В 1888—1889 некоторое время брала уроки драматического искусства у В. Н. Давыдова (см. ДАВЫДОВ Владимир Николаевич). В 1890, переехав в Москву, принимала участие под псевдонимом Комина в вокальных вечерах и спектаклях оперно-драматического училища при Обществе искусства и литературы, одним из организаторов которого был ее отец. С осени 1893 начала профессиональную актерскую карьеру в Новочеркасске, следующие два сезона провела в Вильно, где снискала особую любовь публики. Ее выступления летом 1894 в пригородах Петербурга привлекли внимание столичных театральных кругов, что вызвало приглашение на казенную сцену.
Актриса, опередившая свое время
В апреле 1896 состоялся первый выход Комиссаржевской на подмостки Александринского театра (см. АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР) в одной из лучших ее ролей — Рози («Бой бабочек» Г. Зудермана (см. ЗУДЕРМАН Герман)). Комиссаржевская принесла с собой на театральную сцену новую манеру, поражавшую своей необычностью. Одних разочаровали слабость физических средств актрисы, ее техническое несовершенство, отсутствие необходимой для инженю (см. ИНЖЕНЮ) веселости и жизнерадостности. Другие были восхищены волнующей новизной ее игры, величайшим нервным напряжением и одухотворенностью. Она умела передавать зарождающиеся, неопределившиеся чувства и неотчетливые, порывистые стремления; ей были подвластны тревожно-смутные, зыбкие настроения. В страстных, глубоких героинях распахивалась ее натура — тонкая и чуткая, мятущаяся и неудовлетворенная, максималистская в своих этических требованиях. Раскрытие жизни души как вечной и единственной ценности было сутью и смыслом ее трепетного, неуравновешенного искусства, которое она противопоставила художественно-упорядоченному мастерству создания образа, достигшему на александринской сцене почти совершенства. Ее творчество было остро современным, созвучным новым веяниям эпохи, нарождающимся художественным тенденциям. Оно отличалось небывалой прежде лирической откровенностью, душевной исповедальностью, утонченным музыкально-поэтическим строем. За шесь лет, проведенных в Александринке, актриса переиграла многие свои ставшие знаменитыми свои роли: Ларису и Варю («Бесприданница» и «Дикарка» А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич)), Нину Заречную («Чайка» А. П. Чехова, (см. ЧЕХОВ Антон Павлович) единственная «Чайка», которую всем сердцем принял автор), Наташу («Волшебная сказка» И. Н. Потапенко), Марикку («Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана). Кроме того, выступила в классических произведениях, как русских — Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова (см. ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич)), так и европейских — Маргарита («Фауст» Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)), Дездемона («Отелло» Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям)).
Новый театр
Однако, будучи не удовлетворенной художественной атмосферой театра, чувствуя себя творчески чужой и одинокой, она летом 1902 покинула императорскую сцену.
Следующие два сезона Комиссаржевская провела в поездках по провинции, где и раньше ежегодно гастролировала. Целью этого двухгодичного турне стал сбор средств для собственного театра. Открывшийся осенью 1904 в помещении петербургского Пассажа Драматический театр, оказался в центре общественного внимания накануне первой русской революции. Спектакли «Дядя Ваня» Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович), «Дачники», «Дети солнца» М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим), «Кукольный дом (Нора)» и «Строитель Сольнес» Г. Ибсена (см. ИБСЕН Генрик) стали ядром нового театра — Театра Комиссаржевской. (см. ТЕАТР КОМИССАРЖЕВСКОЙ)
В начале сезона 1906—1907 гг. одновременно с переездом в новое помещение в театре грянули перемены, связанные с приглашением в качестве режиссера В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич). Осуществленные им эксперименты в области символистского театра («Гедда Габлер» Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка (см. МЕТЕРЛИНК Морис), «Жизнь человека» Л. Н. Андреева (см. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич)) увлекли актрису, одержимую поиском путей освобождения сценического искусства от внешнего быта ради проникновения в духовную сущность. Но спустя год наступило разочарование, приведшее к конфликту и разрыву.
В разладе с современным театром
Весной 1908 актриса совершила гастрольную поездку в Америку. Несмотря на успех этих гастролей, актрису не покидают сомнения, неудовлетворенность, доходящая до отчаяния. 8 февраля 1909 Комиссаржевская, в последний раз выступив перед петербургской публикой, отправилась в длительное турне по России. 10 ноября в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своем уходе из театра. Там же заразилась черной оспой, ставшей причиной ее смерти. Вся жизнь Комиссаржевской была полна напряженных художественных и нравственных исканий, не принесших ей удовлетворения и не примиривших ее с современным театром

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Комиссаржевская Вера Фёдоровна" в других словарях:

  • Комиссаржевская, Вера Фёдоровна — Вера Комиссаржевская …   Википедия

  • Комиссаржевская Вера Фёдоровна — Дата рождения: 8 ноября 1864 Место рождения: Петербург …   Википедия

  • Комиссаржевская Вера Фёдоровна — (1864—1910), актриса. Родилась в Петербурге. На профессиональной сцене с 1893. В 1896—1902 в Александрийском театре. Среди ролей: Нина Заречная («Чайка» А. П. Чехова), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского). В 1904 создала в… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Комиссаржевская Вера Фёдоровна —       (1864 1910), актриса. Род. в Петербурге. На профессиональной сцене с 1893. В 1896 1902 в Александрийском театре. Среди ролей: Нина Заречная («Чайка» А. П. Чехова), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского). В 1904 создала в Петербурге… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Комиссаржевская, Вера Фёдоровна — В.Ф. Комиссаржевская в роли Нины Заречной ( Чайка А.П. Чехова, 1896). Комиссаржевская, Вера Федоровна КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна (1864 1910), актриса. На сцене с 1891. В 1896 1902 в Александринском театре. Стремясь к обновлению сценического… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Вера Фёдоровна Комиссаржевская — Комиссаржевская Вера Фёдоровна Дата рождения: 8 ноября 1864 Место рождения: Петербург …   Википедия

  • Комиссаржевская, Вера — Комиссаржевская Вера Фёдоровна Дата рождения: 8 ноября 1864 Место рождения: Петербург …   Википедия

  • Комиссаржевская, Вера Федоровна — Комиссаржевская Вера Фёдоровна Дата рождения: 8 ноября 1864 Место рождения: Петербург …   Википедия

  • Комиссаржевская Вера Федоровна — Комиссаржевская Вера Фёдоровна Дата рождения: 8 ноября 1864 Место рождения: Петербург …   Википедия

  • Комиссаржевская В. Ф. — Комиссаржевская Вера Фёдоровна Дата рождения: 8 ноября 1864 Место рождения: Петербург …   Википедия

Книги

  • Ночная всадница (сборник), Коллектив авторов. В предлагаемый вашему вниманию аудиосборник избранных рассказов русских писателей конца XIX – начала XX веков включены произведения авторов, чьи близкие родственники внесли значительный вклад… Подробнее  Купить за 100 руб аудиокнига


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»