Камю Альбер

Камю Альбер
Камю́ Альбер
(Camus) (1913—1960), французский писатель и философ-экзистенциалист. Участник Движения Сопротивления. В повести «Посторонний» (1942; другое название «Чужой») тема абсурдности жизни раскрывается через поток сознания внутренне опустошённого героя. В романе-притче «Чума» (1947, с антифашистским, антитоталитаристским подтекстом), философские книги «Миф о Сизифе» (1942), «Бунтующий человек» (1951), пьесах («Калигула», 1944) — поиски мировоззренческих опор в лишённом Бога и какого-либо смысла мире, иллюзорность безграничной личной свободы, стоическое, «без надежды на успех», противостояние абсурдному бытию. Повести «Падение» (1956). Публицистика: «Злободневные заметки» (книги 1—3, 1950—1958). Нобелевская премия (1957). Погиб в автомобильной катастрофе.
* * *
КАМЮ Альбер
КАМЮ́ (Camus) Альбер (1913—1960), французский писатель и мыслитель-экзистенциалист (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ). Участник Движения Сопротивления (см. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ). В повести «Посторонний» (1942) тема «абсурдности» жизни, раскрываемая в потоке сознания внутренне опустошенного героя (повесть под названием «Незнакомец» была блестяще переведена на русский язык Г. В. Адамовичем (см. АДАМОВИЧ Георгий Викторович) ). В романе-притче «Чума» (1947; антифашистский, антитоталитаристский) высшее мужество человека — в борьбе с бессмысленностью бытия. В философской книге «Миф о Сизифе» (1942), «Бунтующий человек» (1951), пьесах («Калигула», 1944) утверждается свобода нравственного выбора. Повесть «Падение» (1956). Публицистика: «Злободневные заметки» (книги 1—3, 1950—58). Нобелевская премия (1957). Погиб в автомобильной катастрофе.* * *
КАМЮ́ (Camus) Альбер (7 ноября 1913, Мондови, Алжир — 4 января 1960, близ Вильблевена, Франция), французский писатель, мыслитель-экзистенциалист; лауреат Нобелевской премии по литературе (1957).
Тревожная молодость
Отец Альбера был сельскохозяйственным рабочим, уроженцем Эльзаса. Обосновавшись во французской колонии Алжир, он женился на девушке испанского происхождения, которая родила ему двух сыновей. После его гибели в битве при Марне семья сильно бедствовала. Воспоминания о проведенном в нужде детстве отразились в первых книгах Камю — сборниках лирических очерков «Изнанка и лицо» (1937) и «Бракосочетания» (1939). В судьбе будущего писателя большую роль сыграла болезнь: до 1930, когда у него был обнаружен туберкулез, он вел активный образ жизни и был заядлым спортсменом. Поступив на философский факультет Алжирского университета (1933—1936), Камю начал сотрудничать в газетах левого направления, а в 1936 организовал передвижной «Театр дю Травай» («Театр Труда»), в котором выступал как актер и режиссер. В 1935—1937 Камю состоял во Французской коммунистической партии, откуда вышел в связи с несогласием с политикой Коминтерна (см. КОМИНТЕРН). Большое значение для формирования молодого литератора имел так называемый «средиземноморский миф» — программа возрождения естественного человека, «язычника» и «варвара», отвергающего мертвую цивилизацию «промозглой» Европы.
Герой и философ
В 1940 писатель переехал во Францию и в годы немецкой оккупации стал сотрудником подпольной газеты «Комба», которую после освобождения возглавил (до 1947). Именно в этой газете в 1943 появились знаменитые «Письма немецкому другу», проникнутые пафосом утверждения извечных нравственных ценностей — разума, истины, справедливости, чести. В 1950-е годы Камю стремился дистанцироваться от любых «партийных» пристрастий, что привело, в частности, к полемике и ссоре с одним из виднейших представителей французского экзистенциализма — Ж. П. Сартром (см. САРТР Жан Поль).
Абсурдистский этап
Камю выделял в своем творчестве три этапа, которые назвал «кругами». В первый из них — «Круг Абсурда» — он включил роман «Посторонний» (1942), философское эссе «Миф о Сизифе» (1942), пьесы «Недоразумение» (1944) и «Калигула» (1944). Философскую основу этих произведений составляет экзистенциалистское утверждение абсурдности бытия и непознаваемости мира. Первоначально Камю исповедовал концепцию «романтического экзистенциализма», которую выразил в формуле «абсурд царит, спасает любовь». Героем абсурда стал для Камю легендарный Сизиф, сознающий, что труд его бесцелен, но доблестно исполняющий свое предназначение. В романе «Посторонний» центральный персонаж пытается создать для себя некий оазис непосредственно-чувственного существования, где человек остается наедине с природой и своими инстинктами. Это приводит к бессмысленному убийству, суду и казни, которую преступник считает несправедливой: с его точки зрения, общество мстит ему скорее за то, что он не плакал на похоронах матери. В драматургии Камю отдавал предпочтение известным сюжетам, стремясь выявить «общечеловеческую» значимость каждого конкретного события. В основу «Недоразумения» положена фольклорная ситуация: родные не узнают и убивают человека, вернувшегося домой после долгого отсутствия. «Недоразумение в гостинице» служит в пьесе доказательством трагического одиночества людей: мать и дочь в течение многих лет грабят богатых постояльцев, подсыпая им снотворное, и очередной жертвой становится их сын и брат. Сюжет «Калигулы» заимствован из «Жизни двенадцати цезарей» Светония (см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл), где изображен маньяк на троне, повредившийся в уме после смерти своей сестры-любовницы и погибший под кинжалами заговорщиков. Камю довольно близко следует за римским историком, но интерпретирует факты иначе. Калигула в пьесе — убийца по убеждению. Осознав неизбежность смерти, он проводит своеобразный «педагогический эксперимент»: его подданные должны понять абсурдность удела всех живущих. Над сюжетом «Калигулы» драматург работал с 1937, называя свою пьесу «трагедией счастливого человека»: в центре внимания была личная драма императора, а его преступления рассматривались как титанический вызов людям и богам. Война внесла коррективы в этот замысел: Камю переработал пьесу, значительно усилив тему сопротивления тирании.
Бунт против зла
Проблематика «Калигулы» имеет точки соприкосновения с «Кругом Бунта» (второй этап творчества), куда вошли роман «Чума» (1947), пьесы «Осадное положение» (1948) и «Праведные» (1949), а также философский трактат «Бунтующий человек» (1951). В этих произведениях главенствующим становится осознание долга перед «другими»: от констатации бессмысленности существования Камю переходит к анализу поведения человека, восстающего против зла, универсальным символом которого является чума. В романе болезнь предстает как бедствие, внезапно постигшее жителей маленького городка Оран в Алжире. В изолированном от мира сообществе раскрываются характеры людей, живущих под угрозой мучительной смерти: одни обретают себя в борьбе с болезнью и бесстрашно исполняют свой долг, другие думают лишь о собственной выгоде или безвольно покоряются судьбе. В «Осадном положении» Чуму олицетворяет унтер-офицер в черном мундире: с помощью секретарши-Смерти он превращает средневековый город в концлагерь новейшего типа. Пьеса написана по образцу испанских ауто (см. АУТО) и французских мистерий, отсюда сознательная условность времени действия и развязки: правлению Чумы приходит конец, как только находится человек, преодолевший страх перед смертью, и его жертвы достаточно для освобождения сограждан. Иначе раскрывается тема бунта в последней пьесе Камю. Историческая основа «Праведных» — убийство великого князя Сергея Александровича, организованное в 1905 группой Б. Савинкова (см. САВИНКОВ Борис Викторович). Камю специально изучал русский терроризм — эти материалы он использовал в очерке «Деликатные убийцы» (1948) и в трактате «Бунтующий человек» — однако в пьесе стремился устранить реальные приметы времени. Проблема революционной этики поставлена в плане извечного антагонизма цели и средств: герои «Праведных» во имя свободы готовы посягнуть на жизнь человека. Выход из противоречия драматург находит в позиции центрального персонажа: за жизнь великого князя он отдает собственную и воспринимает смертный приговор как искупление, поскольку отвергает тиранию «революционной пользы», которой можно оправдать любое насилие, бесчестье и даже личную выгоду. Философское осмысление этой коллизии дано в трактате «Бунтующий человек», где Камю четко формулирует, что «абсолютное отрицание» ведет ко вседозволенности и преступлениям. Противопоставление «бунта» (изначально присущего человеку) и «революции» (опасной утопии, ведущей к новым формам угнетения) вызвало негодование «левой» критики: наиболее резкие оценки принадлежат Сартру, который назвал бывшего друга «буржуа» — самое страшное оскорбление для французского интеллектуала тех лет.
Безжалостный самоанализ
К наиболее значительным произведениям третьего «круга» относятся роман «Падение» (1956) и сборник новелл «Изгнание и царство» (1957). В романе Камю фактически сводит счеты с экзистенциализмом, показывая «ложного пророка», который сначала был вполне уравновешенным мещанином, затем ощутил себя «абсурдным героем» и пришел к убеждению, что «неба нет», а на третьей стадии развития осознал эгоистическую сущность своей «гуманности», которая служила ему лишь для ублажения собственных прихотей. В новеллах Камю сделал попытку примирить потребность в абсолютной свободе с тяжкой необходимостью существовать в реальном мире: его герои — одинокие «изгнанники» в жизни — устремляются к морю и звездам как к вечным символам красоты.
Погиб 4 января 1960 в автомобильной катастрофе близ Вильблевена (Франция), направляясь на встречу с актрисой Марией Казарес. (см. КАЗАРЕС Мария)

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Камю Альбер" в других словарях:

  • Камю Альбер — Альбер Камю Albert Camus Дата рождения: 7 ноября 1913 Место рождения: Мондови, Алжир Дата смерти: 4 января 1960 Место смерти: Вильблевен, Франция …   Википедия

  • Камю, Альбер — Альбер Камю. КАМЮ (Camus) Альбер (1913 60), французский писатель и философ экзистенциалист. Поиски мировоззренческих опор в лишенном Бога и какого либо смысла мире, иллюзорность безграничной личной свободы в пьесе Калигула (1944) и последующих… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Камю Альбер — Camus. Камю (Camus) Альбер (1913 1960) Французский писатель, публицист, философ экзистенциалист. Афоризмы, цитаты Камю Альбер. Camus. Биография. • Одни созданы для того, чтобы любить, другие для того, чтобы жить. • Истина сияет подобно свету. • С …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Камю, Альбер — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Камю. Альбер Камю Albert Camus …   Википедия

  • КАМЮ Альбер — (Camus, Albert) АЛЬБЕР КАМЮ (1913 1960), французский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957. Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24 км к югу от г.Бон (ныне Аннаба), в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец,… …   Энциклопедия Кольера

  • Камю Альбер. Camus. Биография. — Камю Альбер. Camus. Биография. Камю (Camus) Альбер (1913 1960) Камю Альбер. Camus. Биография Французский писатель, публицист, философ экзистенциалист. Альбер Камю родился 7 ноября 1913 в Мондови (Алжир), в семье рабочего. Учился на философском… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Камю Альбер — Камю (Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир, ‒ 4.1.1960, Вильблевен, Франция), французский писатель, публицист и философ. Родился в семье рабочего. Учился на философском факультете Алжирского университета; занимался театральной и общественной… …   Большая советская энциклопедия

  • КАМЮ Альбер — КАМЮ (Camus) Альбер (1913—1960), французский писатель и философ экзистенциалист. Роман притча «Чума» (1947, п. 1969); пов. «Посторонний» (1942, п. 1969), «Падение» (1956, п. 1969), сб. рассказов «Изгнание и царство» (1957). Пьесы… …   Литературный энциклопедический словарь

  • КАМЮ (Альбер) — французский писатель (Мондови, Алжир, 1913 Йонна, 1960, смерть в автомобильной катастрофе, Вильблевен). Легочное заболевание помешало ему в 1934 г. получить философское образование; до 1938 г. он работал с труппой актеров любителей. Журналистика… …   Философский словарь

  • КАМЮ Альбер (1913-1960) — французский философ, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Основные философские и литературно философские работы: Миф о Сизифе (1941), повесть Посторонний (1942), Письма к немецкому другу ( 1943 1944),… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»