- Кобе
- Ко́бегород и порт в Японии, на о. Хонсю, административный центр префектуры Хёго. 1,4 млн. жителей (1995). Грузооборот порта около 150 млн. т (1/3 внешнеторгового оборота страны). Металлургия, машиностроение (1/3 тоннажа строящихся в Японии судов), военная, химическая, текстильная промышленность. Университет. Художественный музей. Туризм.* * *КОБЕКО́БЕ, Кобэ (Kobe), город и порт в Японии, на юго-западе острова Хонсю (см. ХОНСЮ), на берегу залива Осака Внутреннего Японского моря (см. ВНУТРЕННЕЕ ЯПОНСКОЕ МОРЕ). В 32 км на запад от Осаки (см. ОСАКА). Административный центр префектуры Хёго. Население 1,542 млн человек (2004).
Один из крупнейших портов мира — грузооборот порта ок. 150 млн. т (1/3 внешнеторгового оборота страны). Порт Кобе в год посещает 11 тыс. иностранных судов и 83 тыс. из портов Японии. Одновременно порт может принять 250 больших судов. 26 регулярных линий связывают Кобе со 120 странами и 500 портами.
Крупный промышленный центр на западе Японии, входящий в ядро экономического района Кансай. Металлургия, машиностроение и судостроение (1/3 тоннажа строящихся в Японии судов), военная, химическая, текстильная промышленность. В городе размещаются филиалы иностранных банков, торговых и промышленных фирм. Метрополитен. Университеты. Художественный музей. Международный выставочный центр, Международный конференц-центр, Город моды. Аквариум, парк Соракуэн, мемориальный парк Мерикен (землетрясения 1995 года). Центр туризма. В районе Кобе — национальные парки; горячие источники; морские курорты (Акаси и др.).
Кобе известен как морской порт с 13 в. Сюда приходили суда из Китая (см. КИТАЙ) и Кореи (см. КОРЕЯ (Южная Корея)), Индокитая. В период изоляции Японии (см. ИЗОЛЯЦИЯ ЯПОНИИ), когда лишь голландским купцам было разрешено продолжать торговлю с Японией, Кобе стал перевалочной базой, где голландцы сходили с кораблей на берег и отправлялись по суше в далекий Эдо (см. ТОКИО).
Вслед за Иокогамой (см. ИОКОГАМА) и Хакодате (см. ХАКОДАТЕ) порт Кобе был открыт для международной торговли в 1868. Это первый район поселения европейцев на островах. Сотни торговцев, инженеров, врачей, исследователей, миссионеров и авантюристов устремились в Японию. В Кобе, согласно распоряжению властей, им выделялись участки земли в рамках иностранного сеттльмента (см. СЕТТЛЬМЕНТ). С конца 1880-х гг. вплоть до 1910 в Кобе было построено более сотни домов в западном стиле, резко контрастировавших с традиционным национальным жильем.
В эпоху Мэйдзи (см. МЭЙДЗИ) основными товарами, проходившими через порт Кобе, были рис и чай — экспорт и хлопок и шерсть — импорт. С развитием машиностроения и промышленности торговля через Кобе выросла многократно. В русско-японскую (см. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904—05) и китайско-японскую войны порт служил морской базой. В 1907 здесь начала осуществляться программа развития портовых мощностей. Во время Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914—18) бурно развивается судостроение. Объем торговли особенно возрос, когда во время землетрясения 1923 был сильно разрушен порт Иокогама, что привело к еще большему расширению порта Кобе.
После Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) коммерческие операции в порту возобновились только в 1959, порт вновь начал процветать в годы корейской войны и через 10 лет после второй мировой войны восстановил прежний объем торговли.
Рост города происходит и за счет освоения прибрежной акватории. В 1966—81 гг. был построен новый порт на насыпном острове Порт-Айленд (площадь 436 га), а в 1990 восточнее Порт-Айленда завершено строительство второго крупного насыпного острова — Рокко (площадь около 580 га).
Землетрясение в Кобе в январе 1995 разрушило десятки тысяч домов, погибло более 6 тыс. жителей. Сохранились старые европейские кварталы улицы Ямамото, храм Сума, многочисленные христианские, буддийские храмы и мечети, гробница Минатодзава, Чайна-таун. В окрестностях Кобе находится гора Рокко (931 м).
Энциклопедический словарь. 2009.