кембриджская школа это:

кембриджская школа
ке́мбриджская шко́ла
политэкономии, сложилась в Великобритании в конце XIX в. Основные представители: А. Маршалл, А. С. Пигу, Д. Робертсон (D. Robertson). Положила начало современному микроэкономическому анализу. Исследовала закономерности развития отдельных частных рынков, проблемы ценообразования, экономического равновесия, благосостояния и др.
* * *
КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА
КЕ́МБРИДЖСКАЯ ШКО́ЛА (Cambridge School) в экономике, возникла в Великобритании в конце 19 в. Главной особенностью этой школы является постоянный пересмотр устоявшихся традиций в экономической мысли для данного периода времени, поэтому на разных этапах исторического развития школа ассоциировалась с разными направлениями современной экономической мысли.
Завершение неоклассической традиции
В первой четверти 20 века Кембриджская школа была связана с именами таких известных экономистов-неоклассиков, как А. Маршалл (см. МАРШАЛЛ Альфред) и А. Пигу (см. ПИГУ Артур Сесил). Выдающаяся роль этих экономистов состояла в том, что они существенно модифицировали неоклассическое (см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) направление, приблизив его к анализу реальных экономических явлений (теория ценообразования А. Маршалла, теория благосостояния, социальных издержек и внешних эффектов А. Пигу).
«Кейнсианская революция»
После того, как Дж. М. Кейнс (см. КЕЙНС Джон Мейнард) сменил Пигу на кафедре политической экономии в 1923, а затем выпустил в свет свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег», именно Кембридж стал первым свидетелем «кейнсианской (см. КЕЙНСИАНСТВО) революции», направленной против неоклассической теории. Заметным событием в истории Кембриджской школы было появление работы Д. Робинсон (см. РОБИНСОН Джоан) «Теория несовершенной конкуренции», которая давала новый подход к анализу рыночных структур и процессов ценообразования, нежели неоклассика. Эта линия дальнейшего развития критики неокласической теории стала в Кембридже преобладающей.
Дальнейшая критика неоклассической теории. Посткейнсианство
В последующий период кембриджскую школу представляли экономисты, выступавшие не только с критикой неоклассической школы, но и претендовавшие на возрождение традиций рикардианского подхода к анализу экономических проблем (П. Сраффа (см. СРАФФА Пьеро), Д. Робинсон, Ф. Кан, Н. Калдор (см. КАЛДОР Николас)). Они стремились углубить «кейнсианскую революцию», полностью разорвать связь кейнсианства с неоклассикой. Эти экономисты выступили с развернутой логической аргументацией, доказывавшей несостоятельность основных положений неоклассической школы, которая, несмотря на «кейнсианскую революцию», продолжала занимать господствующее положение как теория стоимости, как теория образования цен производственных факторов (труда и капитала) и как теория функционального распределения национального дохода между трудом и капиталом.
Заметным этапом критического наступления на неоклассическую школу наряду с работами Д. Робинсон стало появление книги старейшего представителя этой школы П. Сраффы («Производство товаров посредством товаров», 1960). Следуя Рикардианской (см. РИКАРДО Дэвид) традиции, Сраффа выдвинул в ней теорию стоимости, ценообразования, капитала и распределения, альтернативную неоклассической.
Значительный вклад в развитие теории роста и распределения внесли Д. Робинсон и Н. Калдор. Взаимосвязь распределения национального дохода и темпов его роста они рассматривали с учетом динамики заработной платы, характера технического прогресса, монополии и конкуренции.
Среди представителей Кембриджской школы, особенно в 1960-х — 1970-х гг. было немало экономистов, большое внимание уделявших марксистской (см. МАРКСИЗМ) теории. Так, даже Д. Робинсон в свое время пыталась соединить марксистскую теорию с кейнсианством. Неслучайно, что многие из них в работе Сраффы увидели дальнейшее развитие теории трудовой стоимости Маркса и решение проблемы трансформации стоимости в цену производства (которая для всех критиков этой теории была главам доказательством ее логической несостоятельности) (Дж. Итуэлл, И. Стидмен и др.).
Этот этап наступления на неоклассическую школу (получивший название «антимаржиналистской революции», см. Маржинализм (см. МАРЖИНАЛИЗМ)) завершился вместе со смертью Д. Робинсон и П. Сраффы в 1983. Уход из жизни этих, по словам Г. Хэркорта, «возмутителей спокойствия» «знаменует конец целой эры в Кембриджской теории, да и в экономической науке в целом».
Сегодня Кембриджская школа представлена новым поколением посткейнсианства (см. ПОСТКЕЙНСИАНСТВО) (Дж. Итуэлл, Л. Пазинетти, Я. Крегель и др.), представители которого развивают идеи своих знаменитых предшественников.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "кембриджская школа" в других словарях:

  • КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА — – платонически мистическое направление в философии второй пол. 17 – начала 18 в., центром которого был Кембриджский ун т в Англии. Мыслителей кембриджской школы привлекал мир платоновских идей в интерпретации Марсилия Фичино и Флорентийской… …   Философская энциклопедия

  • КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА — экономической мысли, возникла в Великобритании в конце 19 в. Основные представители: А. Маршалл, А.С. Пигу, Д. Робертсон. Исследовала закономерности развития отдельных товарных рынков, проблемы ценообразования, экономического равновесия,… …   Современная энциклопедия

  • КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА — политэкономии возникла в кон. 19 в. Основные представители: А. Маршалл, А. С. Пигу, Д. Робертсон. Положила начало современному микроэкономическому анализу. Исследовала закономерности развития отдельных частных рынков, проблемы ценообразования,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кембриджская школа — экономической мысли, возникла в Великобритании в конце 19 в. Основные представители: А. Маршалл, А.С. Пигу, Д. Робертсон. Исследовала закономерности развития отдельных товарных рынков, проблемы ценообразования, экономического равновесия,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Кембриджская школа —         политической экономии, одно из направлений английской буржуазной экономической теории, возникшее в конце 19 в. Основатель школы А. Маршалл, возглавлявший кафедру политической экономии в Кембриджском университете в 1885 1908. Его… …   Большая советская энциклопедия

  • КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА — – сформировалась в Великобритании к концу XIX в. Представлена группой экономистов, находившихся под влиянием работ и личности А. Маршалла (см. разд. 1.1). Первоначально главными фигурами в этой школе были А.С. Пигу, Д.Х. Робертсон и Дж. М. Кейнс… …   Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА. ВОПРОСЫ ФИНАНСОВ, ДЕНЕГ И КРЕДИТА — одна из ведущих школ маржинализма. Сформировалась в Великобритании в 90 е гг. XIX в. вокруг Альфреда Маршалла (1842–1924), проф. Кембриджского унта. К его ученикам и последователям относятся Артур Пигу (1877–1959), Ральф Джордж Хоутри, Фредерик… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Кембриджская история древнего мира — …   Википедия

  • Школа Перкинса для слепых — Школа Перкинса для слепых …   Википедия

  • ШКОЛА, КЕМБРИДЖСКАЯ — одно из основных направлений политической экономии, возникшее в конце XIX в. Видные представители К.ш.: А.Маршалл, А.Пигу, Д.Робертсон. Наиболее серьезный вклад внес А.Маршалл. Его теория, основа которой изложены в Принципах политической экономии …   Большой экономический словарь

Книги

  • Экономическое мышление, Калмычкова Е. Н., Чаплыгина И. Г.. Книга представляет собой два учебных пособия, посвященных исследованию отдельных аспектов предпосылок экономической мысли.Первое учебное пособие «Модели человека в структуре экономической… Подробнее  Купить за 272 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»