- Караян Герберт фон
- Ка́рая́н Герберт фон(Karajan) (1908—1989), австрийский дирижёр. В 1955—1989 художественный руководитель Берлинского филармонического оркестра, в 1956—1964 — Венской государственный оперы. С 1948 выступал на крупнейших сценах Европы и Америки, в том числе с Венским и Лондонским филармоническим оркестром, в миланском театре «Ла Скала». В 1948—1989 художественный руководитель Общества друзей музыки в Вене. Основатель (1967) и директор Зальцбургского пасхального музыкально-театрального фестиваля. С 1965 дирижёр и режиссер фильмов-опер и фильмов-концертов («Паяцы», «Кармен», «Девятая симфония Бетховена»). Основал Общество Караяна (1968), в рамках которого проводится Международный конкурс молодых дирижёров в Берлине и открыт Исследовательский институт психологии музыки в Зальцбурге. В 1983 ЮНЕСКО учреждён Международный приз им. Караяна.* * *КАРАЯН Герберт фонКА́РАЯ́Н (Karajan) Герберт фон (5 апреля 1908, Зальцбург — 16 июля 1989, там же), австрийский дирижер.
В довоенные годы. Опала снята
Родился в семье врача. Учился в зальцбургском Моцартеуме и в Венской музыкальной академии. В 1929—34 работал главным дирижером оперного театра в Ульме (Германия). Уже тогда снискал репутацию необычайно требовательного музыканта и руководителя. В 1935—42 занимал должность генералмузикдиректора в Аахене. В 1937 дебютировал в Венской государственной опере (см. ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА) («Тристан и Изольда» Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард)), год спустя, в 1938, — в Берлинской государственной опере («Тристан и Изольда», «Фиделио» Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг)); тогда же дал свой первый концерт с Берлинским филармоническим оркестром. Вступил в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (см. НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ) (НСДАП). В 1941—44 возглавлял симфонический оркестр Прусская государственная капелла (в то время второй симфонический оркестр Берлина). В 1945—46 был отстранен от работы как бывший член нацистской партии. Но после того, как в 1947 известный английский продюсер В. Легг пригласил его на запись в Швейцарию, а затем в Англию, с Караяна была снята опала.
Дирижер и постановщик
Караян выступал и записывался с лондонским оркестром Филармония (1947—60), с Венским филармоническим и Венским симфоническим оркестрами (с 1948), стал преемником В. Фуртвенглера (см. ФУРТВЕНГЛЕР Вильгельм) на посту главного дирижера Берлинского филармонического оркестра (1955), возглавлял Венскую государственную оперу (1956—64), был художественным руководителем Зальцбургских фестивалей (1956—60), а в 1967 учредил в Зальцбурге Пасхальные фестивали, посвященные главным образом оперному творчеству Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард), Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе) и Р. Штрауса (см. ШТРАУС Рихард) (Караян не только дирижировал спектаклями, но и ставил их как режиссер).
Сотрудничал также с Парижским оркестром (Orchestre de Paris) и миланским театром Ла Скала (см. ЛА СКАЛА), однако основными центрами его деятельности оставались Берлин и Вена. Американский дебют Караяна состоялся только в 1967, когда он показал в Метрополитен-опера (см. МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА) свою зальцбургскую постановку «Валькирии» Вагнера. В 1960 Караян основал фонд своего имени с регулярными международными конкурсами молодых дирижеров (среди лауреатов — Д. Г. Китаенко (см. КИТАЕНКО Дмитрий Георгиевич), В. А. Гергиев (см. ГЕРГИЕВ Валерий Абисалович), японский дирижер Окко Каму); активно поддерживал молодых инструменталистов и вокалистов. В 1988 оставил пост руководителя Берлинского филармонического оркестра, однако концертировал и записывался до последних месяцев жизни.
Вклад Караяна
Караяна нередко критиковали за чрезмерное стремление к внешнему блеску, идеальной отшлифованности и, так сказать, рыночной привлекательности исполнения в ущерб его внутренней содержательности; с другой стороны, его лучшие записи убедительно передают величие и трагизм музыки Бетховена (все симфонии, опера «Фиделио», Торжественная месса), Вагнера («Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда», «Майстерзингеры», «Парсифаль»), Верди («Аида», «Отелло»), Брукнера (см. БРУКНЕР Антон) (все симфонии), Малера (см. МАЛЕР Густав) (чьи симфонии Караян начал исполнять только в 1970-х годах). Высочайшее мастерство дирижера проявилось и в исполнении программной музыки живописно-изобразительного характера (Мусоргский (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович)—Равель (см. РАВЕЛЬ Морис), Римский-Корсаков (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич), Р. Штраус, Респиги (см. РЕСПИГИ Отторино)). Значительное место в программах Караяна занимала музыка 20 в., от Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд) и Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) до Орфа (см. ОРФ Карл), Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) (10-я симфония), Хенце (см. ХЕНЦЕ Ханс Вернер), Пендерецкого (см. ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф).
Энциклопедический словарь. 2009.