Кайзер Георг

Кайзер Георг
Ка́йзер Георг
(Kaiser) (1878—1945), немецкий драматург-экспрессионист. Драмы: историческая («Граждане Кале», 1914), социально-критическая («Газ», 1918—1920), мистико-романтическая («Дважды Оливер», 1926), антимилитаристская («Солдат Танака», 1940). Комедии.
* * *
КАЙЗЕР Георг
КА́ЙЗЕР (Kaiser) Георг (25 ноября 1878, Магдебург — 4 июня 1945, Аскона, Швейцария), немецкий драматург-экспрессионист.
Краткая биография
После окончания трехгодичных коммерческих курсов работал коммерсантом в Южной Америке, Испании и Италии. С 1921 — свободный писатель. С 1933 его пьесы запрещены в Германии. В 1938 эмигрировал в Швейцарию (жил в Энгельберге, Цюрихе, Санкт-Морице), где и умер совершенно забытый в крайней бедности.
Драматург-экспрессионист
Георг Кайзер — самый значительный драматург немецкого экспрессионизма (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ): создал более семидесяти пьес, весьма различных по форме и стилю (от комедий и выдержанных едва ли не в классическом духе трагедий до ревю, фарсов, балетных либретто и т. п.), но отличавшихся одинаковой «математической» выверенностью, отчетливо выраженной страстью к игре и эксперименту. Писал также стихи и романы. Испытал влияние Ю. А. Стриндберга (см. СТРИНДБЕРГ Юхан Август), Ф. Ведекинда (см. ВЕДЕКИНД Франк) и К. Штернхейма (см. ШТЕРНХЕЙМ Карл), отнюдь не утратив своеобразия. Был высоко оценен Б. Брехтом (см. БРЕХТ Бертольт).
Творчество Георга Кайзера наглядно выявляет внутренние противоречия экспрессионизма. Уже поэтому его пьесы занимают особое положение внутри литературы этого направления: они принадлежат к ней и в то же время иронически дистанцированы от нее.
В конце 1910-х—1920-х годов был одним из первых драматургов-экспрессионистов на подмостках немецких театров. Обладал острым чувством сцены, чувством ритма, которому с выверенной точностью подчинялось стремительное развитие действия, мастерство сжатого диалога. В отличие от многих экспрессионистов внимание драматурга было сосредоточено не только на «озарении» и идее, овладевавшими героем, но и, как он выражался, на «великолепной остроте переживаний», пестроте жизни.
«Граждане Кале»
Одна из первых пьес Кайзера «Граждане Кале» («Die Buerger von Calais», 1914) посвящена героическому поступку жителей французского города Кале, осажденному в 14 в. английскими войсками. Согласно хронике, король Эдуард III Английский (см. ЭДУАРД III Плантагенет) потребовал, чтобы шестеро видных граждан города явились перед ним в покаянном одеянии с веревкой на шее, дабы своей смертью на виселице спасти город. Вместо шестерых (запечатленных и в скульптурной группе О. Родена (см. РОДЕН Огюст)) в драме Кайзера на добровольную смерть согласились семь человек. Седьмой покончил жизнь самоубийством, чтобы таким образом тоже погибнуть за родной город. Все семеро, несомненно, являются по экспрессионистической классификации «новыми людьми». Но в следующей же сцене английский король отказывается от заложников. Обнаруживается бесполезность нравственной идеи, объединившей персонажей. Ирония автора, задевая пафос пьесы, допускает настороженное отношение к нему зрителей. В драматургии Кайзера Брехт справедливо усматривал расчет на критическую позицию публики по отношению к показанному на сцене. Характерная экспрессионистическая ситуация была еще возможна для Кайзера и в пьесе «Коралл» («Die Koralle», 1917). Главного героя пьесы, миллиардера и его сына все более тяготит богатство. Убедившись в нечеловеческих условиях труда рабочих, сын добровольно отказывается от своего состояния.
«Газ»
Однако ко времени создания следующей пьесы «Газ» («Gas», часть 1 — 1918, часть 2 — 1920), написанной под впечатлением Первой мировой войны, драматургу уже ясно, что высокий порыв одиночек не может повлиять на ход вещей в мире. Пьеса «Газ» (часть 1) начиналась с того момента, которым обычно разрешались многие экспрессионистические произведения. Прозрение героев, сына, а потом и внука миллиардера, которого писатель называет Миллиардер-рабочий, и их слияние с народом как будто достигнуто. Однако ожидавшейся гармонии не наступает. Рабочие, превращенные сыном в равноправных пайщиков предприятия, не внемлют его призыву прекратить производство газа, уже приведшее однажды к катастрофическому взрыву. Люди думают прежде всего о себе и хлебе насущном. Рабочие превратились в придатки машины — в руки, глаза, ноги, используемые на производстве.
«Кинороман»
Для стиля Кайзера 1920-х годов характерна пьеса «Кинороман» («Kolportage», 1924). Сюжет почерпнут из газетной заметки о похищении ребенка аристократического семейства. Нравственность аристократов, однако, не слишком отличается от грабительских нравов общества. Все преследуют свои корыстные цели, каждый одержим жаждой наживы. На этом фоне развивается любовь молодой пары, соединение которой улаживается вмешательством богатой бабушки. Кайзер считал свою пьесу, напоминавшую сатирические рисунки Ж. Гроса (см. ГРОС Жорж), свободной от задач социальной критики, шутливой и развлекательной. Шутливость эта носила, однако, как и в до сих пор не сходящей со сцены пьесе «Два галстука» («Zwei Кrawatten», 1930), горький характер.
Антивоенные пьесы
Многие пьесы Кайзера конца 1920-х—1930-х годов рождались протестом против надвигавшейся войны («Кожаные головы», «Die Lederkopfe», 1928; «Миссисипи», «Mississipi», 1930) и тоталитаризма фашистского государства. В пьесе «Солдат Танака» («Der Soldat Tanaka», 1939), действие которой происходит в условной Японии, герой, пораженный тем, что родители отдали из крайней нужды его сестру в публичный дом, убивает ее и ее посетителя — унтер-офицера. После того, как судебное разбирательство легко прощает ему убийство сестры, полагая тягчайшим преступлением второе, Танака, отказавшись просить помилование у императора, импульсивно произносит пламенную речь, доказывая, что не он, а император должен испрашивать у него прощение. Автор мыслил своего Танаку как современное воплощение несчастного бюхнеровского (см. БЮХНЕР Георг) Войцека, решившегося, однако, на протест.
Поздние пьесы
Поздние пьесы Кайзера часто основывались на переработке греческих мифов: трилогия «Дважды Амфитрион» («Zweimal Amphitrion»), «Пигмалион» («Pygmalion»), «Беллерофонт» («Belleraphon»); опубликована в 1948.
Последняя поставленная при жизни автора пьеса «Плот Медузы» («Das Floss der Medusa», 1942) — его расчет со своей современностью. Место действия — спасательная лодка с тринадцатью подростками, переправлявшимися на подорвавшемся корабле из разрушенной бомбардировками Англии. Психология подростков не отличается от психологии взрослых. Тринадцатый на борту, как тут полагают из суеверия, должен исчезнуть. Жертвой, по наезженной схеме, выбирают слабого. Герой пьесы мальчик Аллан, тщетно старавшийся остановить озверение, в конце концов жертвует собой. Так Кайзер очередной раз обращается к теме безнадежности веры в спасительность человеческого благородства.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Кайзер Георг" в других словарях:

  • Кайзер, Георг — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Кайзер Георг — Кайзер (Kaiser) Георг (25.11.1878, Магдебург, ‒ 4.6.1945, Аскона, Швейцария), немецкий драматург. Видный представитель нем. экспрессионизма. Его протест против буржуазного мира носил отвлечённый индивидуалистический характер. В 1911 опубликовал… …   Большая советская энциклопедия

  • КАЙЗЕР Георг — (Kaiser, Georg) (1878 1945), немецкий прозаик, драматург, крупнейший представитель экспрессионизма. Родился 25 ноября 1878 в Магдебурге. В 1899 покинул Германию и до возвращения в 1920 х годах по нескольку лет жил в Аргентине, Испании, Италии. В… …   Энциклопедия Кольера

  • Кайзер, Георг — (Kaiser, Georg) (25.11. 1878, Магдебург 04.06.1945, Монте Верита, Аскона, Швейцария)    немецкий драматург, прозаик, поэт, публицист. Сын коммерсанта. Учился в монастырской школе; не окончив ее, поступил учеником в книжный магазин, затем в… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • КАЙЗЕР Георг — КАЙЗЕР (Kaiser) Георг (1878—1945), немецкий драматург. С 1938 в эмиграции. Драмы, в т.ч. «Граждане Кале» (ист.; 1914), «Газ» (ч. 1—2, 1918—20, п. 1922), «Коралл» (1918, п. 1923), «Солдат Танака» (1940), драматич. трил. «Дважды… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Кайзер Георг — ружейный мастер. Работалдля императорского двора. Германия. 1647 1732 …   Энциклопедия вооружений

  • Кайзер — Георг (Georg Kaiser, 1874 ) современный немецкий драматург. Р. в Магдебурге. Работал в Буэнос Айресе, много путешествовал. Был коммунистом. Начал писать в 1905. Лит ую деятельность К. можно разделить на три периода. Первый до германской революции …   Литературная энциклопедия

  • Кайзер Карл VI (броненосный крейсер) — Броненосный крейсер «Кайзер Карл VI» …   Википедия

  • КАЙЗЕР (Kaiser) Георг — (1878 1945) немецкий драматург экспрессионист. Комедии; мистико романтические, антимилитаристские ( Солдат Танака , 1940), исторические ( Граждане Кале , 1914), социально критические ( Газ , 1918 20) драмы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кайзер — I Кайзер (Kaiser)         Георг (25.11.1878, Магдебург, 4.6.1945, Аскона, Швейцария), немецкий драматург. Видный представитель нем. экспрессионизма. Его протест против буржуазного мира носил отвлечённый индивидуалистический характер. В 1911… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»