Казан Элиа

Казан Элиа
Ка́зан Элиа
(Kazan), настоящая фамилия Казанжоглу (Kazanjoglou) (р. 1909), американский режиссёр театра и кино, писатель. Один из основателей Актёрской студии (1947, Нью-Йорк), пропагандирующей идеи К. С. Станиславского. Фильмы: «Трамвай “Желание”» (1951), «Америка, Америка!» (1963), «Посетители» (1972), «Последний магнат» (1976) и др.
* * *
КАЗАН Элиа
КА́ЗАН Элиа (Elia Kazan, наст. Казандзоглу) (7 сентября 1909, Константинополь — 29 сентября 2003, Нью-Йорк), американский режиссер греческого происхождения, один из лучших голливудских постановщиков 1950-х гг.
В возрасте четырех лет родители привезли Элиаса в США. По окончании театральной школы Йельского университета Казан с 1932 играл в труппе авангардного нью-йоркского «Груп-тиэтр». Там же он дебютировал как режиссер. С самого начала творческой карьеры Казан был приверженцем системы Станиславского, методы которой исповедовал и в дальнейшей своей работе в театре и в кино. В 1930-х гг. молодой актер и режиссер увлекался идеями социального переустройства, вступил в Коммунистическую партию США. Однако в 1936, в знак протеста против догматизма партийных функционеров, Казан оставил ряды коммунистов.
В годы Второй мировой войны Казан становится известен нью-йоркской театральной публике как постановщик лучших пьес передовых американских драматургов — Торнтона Уайлдера, Юджина О"Нила и Теннесси Уильямса. На перспективного молодого режиссера обратили внимание в Голливуде, и в 1945 Казан дебютировал в кино. Ранние ленты Казана «Бумеранг» (Boomerang! 1947); «Джентльменское соглашение» (Gentleman"s Agreement, 1947, премия «Оскар» (см. ОСКАР (в кино)) за фильм и режиссуру), «Пинки» (Pinky, 1949) продолжали традиции социального кинематографа 1930-х гг. «Бумеранг» стал хитом проката и обеспечил режиссеру прочные позиции в Голливуде. Фильм «Джентльменское соглашение» стал этапным в карьере молодого Грегори Пека (см. ПЕК Грегори).
Особенностью социального кинематографа Казана является его интерес к человеческой натуре. Режиссер задавался вопросом — не являются ли чисто биологические инстинкты причинами хождения истории по кругу. Образцом конфликта духа и материи, цивилизации и «основных инстинктов» становится экранизация пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» (A Streetcar Named Desire, 1951). Этот фильм принес актерскую славу Марлону Брандо (см. БРАНДО Марлон). В умном и эмоциональном фильме о мексиканской революции «Вива Сапата!» (Viva Zapata! 1952) Казан отмечает как неизбежность, так и бессмысленность социального бунта. Вершиной успехов Казана в кино стал фильм «В порту» (On The Waterfront, 1954, премия «Оскар» за фильм и режиссуру), рассказывающий о коррупции в профсоюзах. Некоторая театральность режиссерской манеры Казана искупалась его умением создать атмосферу психологической нестабильности и надрыва, а также выдающейся игрой актеров.
Конец 1940-х — начало 1950-х гг. вошли в историю США как время антикоммунистической истерии и «охоты на ведьм». Как бывший коммунист Элиа Казан был призван к ответу. Во время разбирательств он назвал имена своих бывших соратников по партийной ячейке. Левые интеллигенты сочли поведение Казана недостойным, и клеймо предателя преследовало его до самой смерти.
В 1950-х гг. Элиа Казан был одним из лучших режиссеров американского кино, параллельно он успешно работал и в театре. Вместе с Ли Страсбергом (см. СТРАСБЕРГ Ли) Казан основал Актерскую студию в Нью-Йорке, открыл таланты целого ряда исполнителей, в том числе Г. Пека, М. Брандо, П. Ньюмена (см. НЬЮМЕН Пол), Н. Вуд (см. ВУД Натали). Символом молодежи пятидесятых годов стал Джеймс Дин (см. ДИН Джеймс), который исполнил главную роль в картине Казана «На восток от Эдема» (East Of Eden, 1955) — фрейдистской драме о распаде семьи и о безнадежной пропасти между поколениями.
С конца 1950-х гг. новые фильмы Казана появляются все реже. По-прежнему они посвящены важным проблемам — зловещей роли средств массовой информации в ленте «Лицо в толпе» (A Face In The Crowd, 1957), бесплодности социальных иллюзий в фильме «Америка, Америка» (America, America, 1963, экранизация режиссером автобиографического романа об эмигрантах), войне во Вьетнаме в фильме «Гости» (The Visitors, 1972). Он экранизировал собственные романы — «Сделка» (The Arrangement, 1969) и американскую классику — «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1976). Но в 1960—1970-х гг. театральная манера Казана выглядела на экране все более неестественной, и его фильмы не имели успеха.
В 1999 Элиа Казану был присужден «Оскар» за вклад в киноискусство.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Казан Элиа" в других словарях:

  • КАЗАН Элиа — (Elia Kazan, наст. Казанжоглу) (7 сентября 1909, Константинополь 29 сентября 2003, Манхэттен, Нью Йорк), американский режиссер греческого происхождения, один из лучших голливудских постановщиков 1950 х годов. В возрасте четырех лет родители… …   Энциклопедия кино

  • Казан, Элиа — Элиа Казан. КАЗАН (Kazan) Элиа (родился в 1909), американский режиссер, писатель. В театре ставил пьесы Т. Уильямса, А. Миллера и др. Один из основателей Актерской студии в Нью Йорке (1947). Почти все фильмы посвящены острым проблемам… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Казан, Элиа — Элиа Казан Elia Kazan Элиа Казан Имя при рождении: Elias Kazanjoglou Дата рождения: 7 сентября 1909 …   Википедия

  • Казан Элиа — Элиа Казан Elia Kazan Элиа Казан Имя при рождении: Elias Kazanjoglou Дата рождения: 7 сентября 1909 …   Википедия

  • Казан Элиа — Казан (Kazan) Элиа (р. 7.9.1909, Константинополь), американский кинорежиссёр. По национальности грек. Окончил драматическую школу Йельского университета. В 1932‒39 актёр и режиссёр прогрессивного «Груп тиэтр» (Нью Йорк). В 1940 дебютировал в кино …   Большая советская энциклопедия

  • КАЗАН Элиа — (Kazan), настоящая фамилия Казанжоглу (Kazanjoglou), (р. 7.9.1909), американский режиссёр, писатель. Родился в Константинополе. По национальности грек. В 1913 с родителями эмигрировал в США. Учился в театральной школе Йельского университета.… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • КАЗАН Элиа — (Kazan, Elia) (р. 1909), американский режиссер. Стимулируя и направляя творческий поиск таких актеров, как М.Брандо, Л.Дж.Кобб, К.Стэнли, К.Мэлден и Джеральдин Пейдж, Казан внедрил в коммерческий театр стиль взрывной , естественной игры по… …   Энциклопедия Кольера

  • Казан, Элиа — (Kazan, Elia)    Режиссер кино и театра, актер, сценарист, писатель. Настоящая фамилия; Казанжоглу. Родился 7 сентября 1909 г. в Константинополе в греко турецкой семье, В США был привезен четырех лет от роду. Учился в театральной школе Иельского… …   Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • Казан Элиа — (наст. фам. Казанжоглу; р.1909) – амер. режиссер т ра и кино, писатель. Один из основателей Актерской студии (1947, Нью Йорк), пропагандирующей идеи К.С. Станиславского. Ф.: «Трамвай „Желание“ (1951), „Америка, Америка!“ (1963), „Посетители“… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Элиа Казан — Elia Kazan …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»