институционализм

институционализм
институционали́зм
одно из направлений государствоведения XX в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан — «институций» (например, семья, партия, профсоюз и т. п.). Квалифицирует государство также как одну из «институций».
* * *
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
ИНСТИТУЦИОНАЛИ́ЗМ (англ. Institutional Economics), направление современной экономической мысли, возникшее на рубеже 19—20 веков, противопоставляющее себя неоклассической ортодоксии (см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) как с точки зрения предмета анализа, так и его методологии.
Впервые понятие «институциональная политическая экономия» было введено в 1916 американским экономистом У. Хамильтоном. Широкое хождение этот термин получил в 1920-х — 1930-х годах. Для институционалистов характерен широкий политэкономический охват факторов, влияющих на работу рыночного механизма (см. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА). Их интересует функционирование реальных институтов (институций) и их эволюция под влиянием социологических, политических, социально-психологических и технологических факторов. Понятие «институт» включает при этом не только различного рода организации (корпорации, торгово-промышленные ассоциации, профсоюзы, союзы потребителей, государство и его подразделения), но и правовые нормы, обычаи поведения, стереотипы поведения и мышления и т. п. Целью институционалистов было создание политической экономии, или социально-экономической теории — в противовес экономической теории («экономикс»); разработка эволюционной теории — в противовес теории равновесия.
Ученые-институционалисты
В развитие институционализма внесли свой вклад такие крупные теоретики первой половины 20 века, как Дж. Гобсон (см. ГОБСОН Джон Аткинсон), Т. Веблен (см. ВЕБЛЕН Торстейн), Коммонс, У. Митчелл (см. МИТЧЕЛЛ Уэсли Клэр), Р Эли, а во второй половине — Дж. М. Кларк, (см. КЛАРК Джон Морис) Минз, Дж. Гэлбрейт (см. ГЭЛБРЕЙТ Джон Кеннет), Хейлбронер, Г. Мюрдаль (см. МЮРДАЛЬ Гуннар Карл). На формирование философских основ институционализма большое влияние оказали американские философы Ч. Пирс (см. ПИРС Чарлз Сандерс) и Дж. Дьюи. (см. ДЬЮИ Джон) Следует отметить также влияние немецкой социальной и исторической школ с их эмпиризмом (см. ЭМПИРИЗМ), концепцией стадийности развития общества, акцентированием роли юридических норм и политики государства в общественном развитии, а также английского фабианства, (см. ФАБИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО) носителя идеи социального компромисса и реформирования общества. Естественно, что кейнсианская теория была полностью ассимилирована этим направлением.
Институционализм и проблема власти
В центре внимания институционалистов — проблема власти, связанная с концентрацией производства и капитала, а также контроля и управления. Эта проблема рассматривается как в отношении крупных корпораций, так и применительно к государству. Институционалисты отвергают исходную предпосылку ортодоксальных теоретиков о конкурентном характере современной экономики и посвящают основное внимание проблемам монополизации и частно-монополистическому регулированию цен, объема производства и предложения. Этим проблемам посвящены работы А. Берли (см. БЕРЛИ Адолф Огастес) и Минза, Уилкокса, Гэлбрейта. Уделяя большое внимание корпорации как особому институту современной экономики, они вскрыли такие важные явления, как дезинтеграция собственности и управления, новая роль профессионального менеджмента, (см. МЕНЕДЖМЕНТ) особый характер мотивации поведения и целей крупной корпорации. Работы по монополистической конкуренции (Э. Чемберлин (см. ЧЕМБЕРЛИН Эдвард)) и администрируемым ценам (Минз и Берли) стали объективной основой для развития идей эффективной конкуренции, усиления антитрестовского законодательства и расширения государственной помощи мелкому бизнесу.
Теория социального контроля над экономикой
Для институционализма характерна нацеленность на выработку теории социального контроля над экономикой и подчинение ее общественным интересам. Для этого предлагается ограничить приток ресурсов в отрасли, получившие чрезмерное развитие (военно-промышленный комплекс); изменить приоритеты в расходовании государственных средств в пользу социальных; регулировать (с помощью налогов и штрафов) те виды производства и потребления, которые порождают отрицательные внешние эффекты. При этом государственная власть выступает, во-первых, как центр, способный выражать интересы общества в целом; во-вторых, — как сила, активно воздействующая на ход исторического развития.
Значительное место в работах представителей этого направления занимает проблема трансформации капиталистического общества под влиянием технических и технологических сдвигов в посткапиталистическое — индустриальное, а затем и в постиндустриальное общество. В некоторых их работах (не без влияния Й. Шумпетера (см. ШУМПЕТЕР Йозеф)) говорится о превращении посткапиталистического общества в социализированную систему, где вместо частно-предпринимательского духа новаторства господствует осторожность корпоративизма, а многие общественные функции отданы государственной бюрократии. Выявляя противоречивый характер подобной трансформации, углубление разрыва между возможностями технического прогресса и ухудшением экономических условий существования общества, институционалисты подчеркивают особую важность государственного контроля за этим процессом. Идея спонтанного общественного прогресса, по их мнению, — опасная иллюзия. Поэтому многие институционалисты изначально выступали и выступают с идеями реформирования капитализма и даже с элементами планирования.
Одним из важных доводов в пользу такой формы (более широкой, нежели кейнсианская политика стабилизации) регулирования его сторонники считают необходимость роста качества жизни — понятие, которое включает многие виды товаров и услуг, производство которых может обеспечить только государство. Более глубокое обоснование этого тезиса можно встретить в работах теоретиков, пишущих о проблемах кризиса индустриальной цивилизации (Хейлбронер). Резкое нарушение равновесия между достигнутой степенью власти над силами природы и механизмами социального контроля обусловливает, по их мнению, необходимость более широкой вовлеченности государства в контроль над экономическими и особенно над экологическими процессами.
Институционализм никогда на представлял собой однородного направления как в теоретическом, так и в идеологическом плане. В последние два десятилетия в нем проявились новые тенденции, возникли новые течения, благодаря которым можно говорить о становлении неоинституционализма с его особой системой институтов и более строгими формальными методами анализа.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "институционализм" в других словарях:

  • Институционализм — направление социально экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан институций (семья, партия, профсоюз и т.д.) Содержание 1 Институциональный подход …   Википедия

  • ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ, одно из направлений государствоведения 20 века, рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан институций (например, семья, партия, профсоюз и тому подобное). Квалифицирует… …   Современная энциклопедия

  • ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — одно из направлений государствоведения 20 в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан институций (напр., семья, партия, профсоюз и т. п.). Квалифицирует государство также как одну из институций …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Учение возникло в XIX в., его основателями считаются …   Экономический словарь

  • ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — одно из течений совр. бурж. политич. науки и конституц. права, сложившееся в 20–30 е гг. 20 в. во Франции (М. Ориу, Ж. Ренар). Проблематика И. – политич. власть в обществе, прежде всего в совр. бурж. обществе. И. спекулирует на наличии в этом… …   Философская энциклопедия

  • ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — англ. institutionalism; нем. Institutionalis mus. 1. Направление в политэкономии (Т. Веб лен, Дж. Митчел), согласно к рому экон. жизнь и экон. категории имеют институциональный характер. И. основное внимание уделяет влиянию государства, частной… …   Энциклопедия социологии

  • Институционализм — направление в политэкономии, согласно которому экономическая жизнь и экономические категории имеют институциональный характер. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — одно из направлений западной науки государства и права. Основой рассмотрения проблем общества, государства и права И. считает «институцию», под которой понимается любое устойчивое объединение людей для достижения определенной цели (семья, партия …   Юридическая энциклопедия

  • Институционализм —         1) одно из направлений буржуазного государствоведения и правоведения 20 в. Основой рассмотрения проблем общества, государства и права И. считает «институцию», под которой понимается любое устойчивое объединение людей для достижения… …   Большая советская энциклопедия

  • ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — одно из направлений западной науки государства и права Основой рассмотрения проблем общества, государства и права И. считает институцию , под которой понимается любое устойчивое объединение людей для достижения определенной цели (семья, партия,… …   Энциклопедический словарь экономики и права


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»