Иисус Христос это:

Иисус Христос
Иису́с Христо́с
(4 до н. э.? — около 30 н. э.?), согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены божественная (как Бог-Сын он — Второе лицо Троицы) и человеческая (рождён от Девы Марии) природа, добровольно принявший страдания и смерть на кресте ради искупления первородного греха, совершённого Адамом и Евой в акте грехопадения. Отсюда эпитеты и имена Иисуса: Христос (греч. Christós, буквально — Помазанник, то есть Мессия), Спаситель (Спас), Искупитель (Заступник), Сын человеческий, Сын Божий и др. Проповедуя своё учение, Иисус Христос призвал первых учеников (см. Двенадцать апостолов), творил чудеса (воскрешение мёртвых, хождение по воде, насыщение тысяч людей пятью хлебами, исцеление душевнобольных и др.). Перед Пасхой Иисус Христос торжественно въехал на ослике в Иерусалим, приветствуемый толпой как мессианский царь. Иудейские старейшины решили выдать его на казнь римским властям. Когда Иисус Христос в кругу апостолов справлял обряд пасхального ужина (Тайная вечеря), он был схвачен помощниками старейшин по знаку Иуды Искариота («поцелуй Иуды»). Иисус Христос был отведён на суд Синедриона, который вынес ему смертный приговор, подтверждённый затем римским прокуратором Понтием Пилатом. После смерти и последовавшего воскресения Иисус Христос в течение 40 дней вёл беседы с учениками, а затем вознёсся на небо. С именем Иисуса Христа связано возникновение новой религии — христианства.
* * *
ИИСУС ХРИСТОС
ИИСУ́С ХРИСТО́С, согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2,19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог-Сын, Логос, «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Послание к евреям 7, 3), — и человек, имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения).
Для ислама Иисус Христос — один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду. С точки зрения секулярной исторической науки, он — явившийся и действовавший в иудейской среде религиозный деятель первой половины 1 в. н. э., с деятельностью учеников которого связано начало христианства (и в чьей историчности, вопреки околонаучным предположениям начала 20 в., позднее насаждавшимся советским официозом, нет причин сомневаться), родившийся, по-видимому, несколько раньше 4 года до н. э. (условно принятая точка отсчета нашей эры «от Рождества Христова», предложенная в 6 в., не может быть выведена из евангельских текстов и противоречит им, поскольку находится после даты смерти царя Ирода), проповедовавший в родной Галилее и других землях палестинского ареала и казненный римскими оккупационными властями около 30 н. э.
Имя
Церковнославянское (в дониконовской Руси и у старообрядцев ) — «итацистская» транслитерация греческого , в свою очередь передающего — арамеизированную форму древнееврейского имени («Господь спасение»); соответственно «этацистская» транслитерация дает латинский вариант Jesus, откуда передача имени в западных языках. (греч. «Помазанник») — передача еврейского понятия «Мессия» (арам. , древнеевр. ). К нему близко по смыслу широко употребляемое в христианской традиции наименование «Спаситель» (в русском обиходе ); это как бы перевод имени «Иисус», в котором отображается идея спасения (сравни Евангелие от Матфея 1, 21: «... и наречешь имя Ему Иисус, ибо Он спасет людей от грехов их»).
Ранние источники
Ранних внехристианских источников, касающихся жизни и личности Иисуса Христа, почти нет. Его характеристика у еврейского историка 1 в. н. э. Иосифа Флавия (см. ИОСИФ ФЛАВИЙ) (Antiq. XVIII, 3,3, 63—64) — более поздняя вставка; однако вариант этого места, дошедший до нас в арабском переводе в составе хроникального труда, не внушает подобных подозрений. Он звучит так: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Образ жизни его был достойным, и он был известен своей добродетелью; и многие люди из иудеев и из других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к распятию и смерти, но те, кто стали его учениками, не отреклись от его учения; они рассказали, что он явился им через три дня после распятия и был живым. Полагали, что он был Мессия, о котором пророки предсказывали чудесное» (Agapius, Kitab al Urvan, ed. par A. Vasiliev, Patrologia Orientalis t. VII, fasc. 4, Paris, 1912, p.472). Кроме того, у Иосифа Флавия упоминается «Иисус по прозванию Христос» в качестве известного родственника побитого камнями Иакова [в христианской традиции Иаков, Брат Господень (см. ИАКОВ) (Antiq. XX, 9, 1)]. В Вавилонском Талмуде (Sanhedrin 43a) говорится об Йешу га-Ноцри (Иисусе Назарянине) как о человеке, который «творил знамения и чудеса и сбивал Израиль с пути», за что его казнили «в канун Пасхи»; однако запись талмудической традиции произошла на столетия позже составления Евангелий.
Евангелия
В христианский канон вошли 4 Евангелия (греч. «Благовестия»), возникшие через несколько десятилетий после описываемых событий. Наряду с этими существовали и другие аналогичные повествования, ныне утраченные. Как явствует из самого названия Евангелий, это не просто повествовательные тексты, имеющие целью лишь рассказать о некоторых событиях, но «весть», непременно обусловленная своим религиозным смыслом [в современном языке критической протестантской экзегезы (см. экзегетика (см. ЭКЗЕГЕТИКА)) употребляется восходящий к Бультману термин «керигматичность», который образован от греческого слова «керигма» — возвещение, проповедь]. Однако эта ориентация Евангелий никоим образом не исключает точной и правдивой фиксации целого ряда фактов, порой отнюдь не легко укладывавшихся в схемы благочестивой мысли той эпохи; достаточно упомянуть версию о безумии Иисуса Христа, имевшую хождение между близкими ему людьми (Евангелие от Марка 3, 21), взаимоотношения Иисуса Христа с Иоанном Крестителем, которые истолковывались порой как статус (неверного) ученика для Иисуса Христа и превосходство Иоанна (например, в мандейской традиции), осуждение Иисуса Христа религиозными авторитетами его народа и римской властью, наконец, смерть на кресте, вызывавшая в позднеримскую эпоху более сильный, брезгливый ужас, чем у нас — смерть на виселице (недаром Распятие, со временем ставшее каноническим сюжетом христианского искусства, долго не изображалось совсем, а первые его изображения были сугубо условными). Евангельское повествование является не более, а гораздо менее стилизованным, чем большинство средневековых житий святых, в историчности которых не сомневается никто; и оно резко отличается от позднейших апокрифов, то есть не принятых традицией повествований, где разрабатываются эффектные сюжеты чудотворчества Иисуса Христа уже в детские годы, живописные детали картины воскресения Иисуса Христа и так далее. При этом авторы Евангелий рассказывают, собственно, о последнем периоде жизни Иисуса Христа, с которым связаны публичные выступления; Евангелия от Марка и от Иоанна так и начинаются с прихода Иисуса Христа к Иоанну Крестителю, Евангелия от Матфея и от Марка добавляют предания о рождении и детстве; сюжеты, связанные с промежутком от 12 лет (Евангелие от Луки 2, 41—52) до примерно 30 лет (там же 3, 23), полностью отсутствуют.
Рождение и детство
Сюжетная канва евангельских рассказов о жизни Иисуса Христа раскрывается следующим образом. Его рождение предсказано ангелом (архангелом) Гавриилом, явившимся Деве Марии в галилейском (северо-палестинском) городке Назарете (Евангелие от Луки 1, 26—38) и возвестившим, что у нее должен родиться Сын, который будет чудесно зачат по действию Духа Святого; эту же тайну ангел, не называемый по имени, открывает Иосифу Обручнику, усыновителю будущего младенца из числа обедневших наследников еврейской царской династии, явившись ему во сне (Евангелие от Матфея 1, 20—23). По ветхозаветным пророчествам (Михей 5, 2) мессианский царь должен родиться на земле Иудеи, в Вифлееме, легендарном городе царя Давида. Провиденциальной причиной, заставившей Марию, ожидающую ребенка, и Иосифа отправиться в Вифлеем, оказывается объявленная римскими оккупационными властями перепись населения, по правилам которой каждый должен был записаться по месту исконного проживания своего рода (Евангелие от Луки 2, 1—5). Там, в Вифлееме, и рождается Иисус Христос — в хлеву, «потому что не было им места в гостинице» (там же 2, 7). Спасая младенца от царя Ирода (узнавшего о таинственных пророчествах и приказавшего уничтожать родившихся в Вифлееме младенцев как потенциальную угрозу своей власти), Мария и Иосиф бегут с ним в Египет, где остаются до смерти Ирода (Евангелие от Матфея 2,13—21). Годы, проведенные затем в Назарете, в целом окружены безвестностью; сообщается, что Иисус Христос выучивается ремеслу плотника (Евангелие от Марка 6, 3), что по достижении им иудейского религиозного совершеннолетия (т. н. бар-мицва) во время семейного паломничества в Иерусалим отрок исчез и был найден в Иерусалимском храме «посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их», что эти рабби «дивились разуму и ответам Его» (Евангелие от Луки 2, 47) и что в остальном он был «в повиновении» у Марии и Иосифа.
Начало проповеди
Перед выходом на проповедь Иисус Христос отправляется к Иоанну Крестителю и принимает от него крещение, после чего уходит в пустыню на 40 дней (срок поста кающихся ниневитян в ветхозаветной Книге Ионы, ср. продолжительность так называемого Великого поста, лат. Ouadragesima [букв. «сороковая»], в практике православия и католицизма), чтобы в полном уединении и воздержании от пищи выдержать духовный поединок с дьяволом (Евангелие от Матфея 4, 1—11, от Луки 4, 1—3). Лишь после этого Иисус Христос выступает с возвещением мессианского времени (Евангелие от Матфея 4, 17). Возраст Иисуса Христа при этом приблизительно определяется в 30 лет (Евангелие от Луки 3, 23) — символически значимая пора совершенной зрелости; впрочем, в Евангелии от Иоанна как будто предполагается несколько более поздний возраст (см. 8, 67: «Тебе нет еще пятидесяти лет»). Иисус Христос призывает первых учеников (т. н. апостолы (см. АПОСТОЛЫ), букв. «посланники») из среды рыбаков Тивериадского озера, ходит с ними по Палестине, проповедуя и творя чудеса.
Фарисеи и саддукеи. Ессейство
Постоянный мотив — столкновения с иудейскими ортодоксами из числа соперничавших тогда религиозных течений фарисеев и саддукеев, вызванные тем, что Иисус Христос постоянно нарушает формальные табу религиозной практики, отдавая приоритет милосердию: исцеляет в субботу, общается с грешниками и ритуально нечистыми лицами и так далее. (По вероучению Иисус Христос во всех спорных вопросах между фарисеями и саддукеями значительно ближе к фарисеям, но тем острее его критика духа набожного начетничества и обрядоверия.) Очень интересен вопрос о его отношении к третьему направлению тогдашнего иудаизма — ессейству (см. Мертвого моря рукописи (см. МЕРТВОГО МОРЯ РУКОПИСИ)). Слово «ессейство» не встречается в Евангелиях; высказывалась гипотеза, что обозначение Симона, в гостях у которого в Вифании был Иисус Христос с учениками (Евангелие от Матфея 26, 6 и др.), как «прокаженного», по смыслу несовместимое с ритуальным запретом для прокаженных проживать в населенных пунктах и тем более вступать в общение со здоровыми, возникло как искажение слова, обозначавшего ессея (интересно, что в Евангелии от Луки 7, 36, менее обращающего внимание на нюансы классификации еврейских религиозных групп, это же лицо названо «фарисеем»); между прочим, об этом заставляет думать спор о благовониях, которыми грешница на пиру умащает Иисуса Христа — ессеи имели специальный запрет на употребление благовоний.
Учитель, «власть имеющий»
Как наставник своих последователей Иисус Христос в иудейском контексте воспринимается как «рабби»; так к нему и обращаются (Евангелие от Матфея 26, 25 и 49; от Марка 9, 5; от Иоанна 1, 38 и 49; 3, 2). Евангелия чаще всего показывают Иисуса Христа именно учащим; иногда это происходит в синагогах или пристройках иерусалимского храма, то есть в нормальной обстановке деятельности рабби (впрочем, проповедь в пустынных местах более напоминает поведение пророка). Другие «учители во Израиле» диспутируют с Иисусом Христом как со своим коллегой и конкурентом. И все же он представляет собой в этой среде совсем особый случай, поскольку учит, не пройдя формальной выучки (Евангелие от Иоанна 7, 15), а главное, иначе говорит — «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Евангелие от Матфея 7, 29; от Марка 1, 22). Проповедь Иисуса Христа акцентирует значение самоотверженной готовности к отказу от выгод и социальных преимуществ, от гарантированной обеспеченности — как решающего критерия духовной жизни. Сам Иисус Христос своей жизнью странствующего проповедника, «не имеющего, где приклонить главу» (Евангелие от Матфея 8, 20; от Луки 9, 58), подает пример такой жизни. Очень важный мотив проповеди — обязанность любви к врагам и гонителям (Евангелие от Матфея 5, 44—46).
Въезд в Иерусалим
В дни перед иудейской пасхой Иисус Христос приближается к Иерусалиму, торжественно въезжает в город на ослице (библейский символ кротости и миролюбия в противоположность боевому коню), принимает приветствия от народной толпы, обращающейся к нему с ритуальными возгласами как к мессианскому царю, и властно изгоняет из помещений иерусалимского храма менял и торговцев жертвенными животными (Евангелие от Матфея 21, 1—13; от Марка 11, 1—11; от Луки 19, 28—46; от Иоанна 12, 12—19). Иудейские старейшины, составляющие особое религиозно-административное и судебное учреждение — синедрион — решают предать Иисуса Христа (как опасного проповедника, стоящего вне системы школ, как нарушителя обрядовой дисциплины и как вождя, могущего поссорить с ними римлян) своему суду, чтобы затем выдать на казнь римским властям.
Тайная вечеря. Суд синедриона и казнь
Иисус Христос в кругу двенадцати апостолов тайно совершает пасхальную трапезу (т. н. Тайная вечеря), во время которой предсказывает, что один из апостолов предаст его, а затем подает ученикам хлеб и вино со словами «это есть Тело Мое» и «это есть Кровь моя», уподобляя себя закланному и вкушаемому пасхальному ангцу, — прообраз христианского таинства Евхаристии (Евангелие от Матфея 26, 20—29; от Марка 14, 18—25; от Луки 22, 8—28; от Иоанна 13, где евхаристические мотивы отсутствуют, но зато описано, как Иисус Христос омыл ноги ученикам, подавая им пример взаимного служения).
Ночь Иисус Христос проводит в Гефсиманском саду к востоку от Иерусалима, «ужасается и тоскует», просит троих самых избранных апостолов (некогда присутствовавших при Преображении) бодрствовать вместе с ним и обращается к Богу с молитвой: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести эту чашу мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Евангелие от Луки 22, 42); напряжение его духа доходит при этом до кровавого пота (там же, 44). Посреди ночи приходят вооруженные пособники иудейских старейшин; Иисус Христос отведен на суд синедриона, где подтверждает свое мессианское достоинство (Евангелие от Марка 14, 61—62), за что ему выносят предварительный смертный приговор, а ранним утром отводят к римскому прокуратору Понтию Пилату для утверждения приговора. Иисуса Христа ждет участь бесправных — бичевание и затем распятие на кресте (специфически римский способ унизительной и особенно мучительной казни).
Воскресение
Когда по истечении субботы женщины из окружения Иисуса Христа пришли, чтобы еще раз омыть и умастить благовониями тело, саркофаг оказался пуст, а сидевший на его краю «юноша» (ангел) сказал, что Иисус Христос воскрес и ученики встретят его в Галилее (Евангелие от Марка 16, 1—8; древнейший текст этого Евангелия на этом и заканчивался).
Другие Евангелия описывают явления Воскресшего ученикам, завершающиеся вознесением на небеса; но само событие воскресения описывается только в апокрифах. Церковное учение об Иисусе Христе как «единосущном» Богу-Отцу Сыне и Слове (Логосе) разрабатывалось в острых спорах в продолжение первых пятисот лет истории христианского богословия. Образ Иисуса Христа в культуре христианских народов выявлял многообразный спектр интерпретаций, образующих, однако, сложное единство: в византийском типе иконографии — отрешенная царственность, аскетическая власть над собой, тонкость ума; для Франциска Ассизского (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ) — идеал радостной нищеты; в культуре позднего западного средневековья — прежде всего «Муж скорбей» в терновом венце, требующий эмоционально-образного погружения в тайну муки; для сознания 19 в., отчасти продолжающего жить, например, у Б. Л. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович), — образ страдающей человечности.

Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "Иисус Христос" в других словарях:

  • Иисус Христос — ИИСУС ХРИСТОС, Иисус (древнеевр. “Господь его спасение”, греч. Ihsouς, лат. Jesus), Христос (древнеевр. masziah, арам. mesziha, греч. Cristoς, лат. Christus помазанник, Мессия), согласно христ. вере Богочеловек, второе Лицо Пресвятой Троицы,… …   Католическая энциклопедия

  • Иисус Христос — Иисус Христос. Въезд Христа в Иерусалим . Неизвестный французский мастер 15 в. Эрмитаж. ИИСУС ХРИСТОС (4 до нашей эры? около 30 нашей эры?), согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены божественная (как Бог сын он второе… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Иисус Христос — (4 г. до н.э.? около 30 г. н.э.?) согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены Божественная (как Бог Сын он второе лицо Троицы) и человеческая (рождён от Девы Марии) природы, добровольно принявший страдания и смерть на… …   Исторический словарь

  • ИИСУС ХРИСТОС — (греч.Ίησους Χριστός), в христианской религиозно мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы как бог сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретность конечной… …   Энциклопедия мифологии

  • иисус христос — богочеловек, добрый пастырь, Иисус из Назарета, Сын божий, Сын человеческий, спаситель, Спас, Христос, распятый, галилеянин, агнец божий, спас, Иисус Словарь русских синонимов. иисус христос сущ., кол во синонимов: 13 • агнец божий (7) …   Словарь синонимов

  • Иисус Христос — согласно традиционному христианскому вероучению Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (ср. Кол. 2:19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог Сын, Логос, «не имеющий ни… …   Энциклопедия культурологии

  • ИИСУС ХРИСТОС — Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа. Николай Бердяев Христос был не основателем религии, а религией. Николай Бердяев И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Евангелие от… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ИИСУС ХРИСТОС — мифич. основатель христианства. По христ. учению, И. X. – богочеловек , одно из лиц Троицы, бог сын, воплотившийся в человеч. образе и принесенный в жертву богом отцом во искупление первородного греха Адама и Евы, спаситель человечества. Земная… …   Философская энциклопедия

  • Иисус Христос — согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2,19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог… …   Политология. Словарь.

  • ИИСУС ХРИСТОС — см. Христос …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иисус Христос — (Jesus Christ) (ок. 6 г. до н.э. 30 г. н.э.), мессия, основатель христианства, по убеждению своих последователей, Сын Божий, соединяющий в себе божественное и человеческое начала. Жизнь и учение И.Х. изложены в Новом завете Священного писания… …   Всемирная история

Книги

  • Иисус Христос, Анри Дидон. Книге французского католического теолога, миссионера Анри Дидона (1840-1906) `Иисус Христос` вышла в Париже в 1880 г. Вниманию читателей предлагается переработанный (в соответствии с нормами… Подробнее  Купить за 1300 руб
  • Иисус Христос, Jesse Russell. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Внимание! Книга представляет собой набор материалов из Википедии и/или других online-источников.High… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Иисус Христос, Каспер В.. Замечательное введение в проблемы, тенденции и задачи современной христологии. Автор рассматривает взаимосвязь богословских христологических проблем с историческими, социальными,… Подробнее  Купить за 524 руб
Другие книги по запросу «Иисус Христос» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»