Ибн Сина

Ибн Сина
Ибн Си́на
[латинизир. Авиценна, (Avicenna)] (около 980 — 1037), учёный, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения — «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и другие — содержат также естественнонаучные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 частях) — обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей — была много веков обязательным руководством, в том числе в средневековой Европе (около 30 латинских изданий).
* * *
ИБН СИНА
ИБН СИ́НА (латинизир. Авиценна, Avicenna,) (ок. 980—1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения — «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и др. — содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 ч.) — обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей — была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).
* * *
ИБН СИ́НА Абу Али Хусейн Абдаллах (латинизированное — Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близ Бухары — 18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач.
Жизнь
Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца — чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам (см. ИСМАИЛИТЫ). Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) — у Исмаила Захида, медицину — у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг «Академии Мамуна», объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015—24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла.
Труды
Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые — на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние труды аль-Фараби (см. ФАРАБИ), которого Ибн Сина называл своим вторым учителем после Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ), а также неоплатонизм (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), с идеями которого он был знаком преимущественно по так называемой «Теологии Аристотеля» (извлечения из 4—6 разделов «Эннеад» Плотина (см. ПЛОТИН)). Главная философская работа Ибн Сины — энциклопедический труд «Книга исцеления» — состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). В сокращенном изложении философские идеи «Книги исцеления» содержатся в «Книге спасения» (русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219—229). «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни, — итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма (см. СУФИЗМ). Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел «Канон врачебной медицины». Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи (см. РУБАИ)).
Философия
В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем — различны). Абсолютно необходимо сущее — Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. ИСЛАМ) (см. Теизм (см. ТЕИЗМ)). В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма (см. КРЕАЦИОНИЗМ), утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации (см. ЭМАНАЦИЯ в философии), обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого (см. ЕДИНОЕ) к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия.
В философской повести «Живой, сын Бодрствующего» Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном «уме» (аристотелевско-неоплатонический нус (см. НУС)), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Ибн Сина" в других словарях:

  • Ибн-Сина — Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا  abu ali hossein ebn e abdâllah ebn e sinâ), Ибн Сина (перс. بن سینا  ebn e sinâ  отсюда «Авиценна»; Афшани близ Бухары, 16 августа 980  Хамадан, 18 июня 1037) … …   Википедия

  • ИБН СИНА — Абу Али Хусейн Абдаллах (латинизир. Авиценна (Avicenna)) (980 1037) философ, ученый, врач, представитель восточного перипатетизма. На мусульманском Востоке был известен под именем «аш Шейх ар Раис» («Первый мудрец») и «Худжат аль Хак» («Авторитет …   Философская энциклопедия

  • ИБН СИНА — (латинизир. Авиценна Avicenna,) (ок. 980 1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ибн Сина —         (наст. имя Aбу Aли Xусейн ибн Aбдаллах, латинизированное Aвиценнa) крупнейший учёный средневековья, философ, врач, естествоиспытатель, математик и поэт. Жил в Cp. Aзии и Иране, занимал должности врача и везира при разл. правителях. Гл.… …   Геологическая энциклопедия

  • ИБН-СИНА — – см. АВИЦЕННА. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • Ибн Сина — (латинизир. Авиценна, Avicenna) (ок. 980 1037) ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и визиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные… …   Политология. Словарь.

  • ИБН СИНА — (латинизированная транскрипция Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980 1037) среднеазиатский философ, энциклопедист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к… …   История Философии: Энциклопедия

  • ИБН СИНА — (латинизированная транскрипция Авиценна) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980 1037) среднеазиатский ученый, философ и врач. Жил в Бухаре и Иране. Оставаясь приверженцем ислама, он сыграл большую роль в распространении философского наследия… …   Новейший философский словарь

  • Ибн Сина — (латинизированное Авиценна, avicenna) (ок. 980 1037), учёный, философ, врач. Основные сочинения «Медицинский канон», «Книга исцеления» были хорошо известны на Востоке и в Европе и повлияли как на арабоязычную, так и на европейскую науку эпохи… …   Биологический энциклопедический словарь

  • Ибн Сина — (латинизированное Авиценна) (около 980 1037 гг.) учёный, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Персии, врач и везир при разных правителях. Основные философские сочинения Книга исцеления, Книга указаний и наставлений и другие содержат как… …   Исторический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»