- Земские соборы
- Зе́мские собо́рывысшее сословно-представительные учреждения в России середины XVI — конца XVII вв. Включали членов Освящённого собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589 — с патриархом), Боярской думы, «государева двора», выборных от провинцтального дворянства и верхушки горожан. На Земских Соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы.* * *ЗЕМСКИЕ СОБОРЫЗЕ́МСКИЕ СОБО́РЫ, высшие сословно-представительные учреждения в России в середине 16 — конце 17 веков.
Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой (см. БОЯРСКАЯ ДУМА). Постоянные участники собора — думные чины, включая думных дьяков, и Освященный собор (архиепископы, епископы во главе с митрополитом, с 1589 — с патриархом). К участию в Земском соборе привлекались представители «государева двора», выборных от провинциального дворянства, верхов посада (последние были представлены на соборах 1566, 1598 и большинстве соборов 17 в.).
Представителей крестьян на земских соборах не было. Исключение составляет собор 1613; предполагают, что в его работе приняло участие несколько представителей черносошного крестьянства. Практика созыва и хода заседаний не была строго регламентирована и постепенно изменилась. Установить различия между собственно земскими соборами и совещаниями соборной формы, то есть совещаниями думных чинов, высшего духовенства с представителями отдельных групп дворян или посадского населения, не всегда возможно, особенно для 16 века. В первой половине 17 века созывались земские соборы, как состоявшие из большого числа выборных людей с мест, так и соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди. Такое представительство зависело от степени экстренности созыва собора и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение.
Появление земских соборов стало результатом объединения русских земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада. Первые земские соборы были созваны в середине 16 века. С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады (см. ИЗБРАННАЯ РАДА). В начале 17 века, в Смутное время (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) был созван «Совет всея земли», продолжением которого по существу явился земский собор 1613, избравший на престол Михаила Федоровича (см. МИХАИЛ Федорович) — первого царя династии Романовых. В его царствование (1613—45) Земские соборы созывались наиболее часто.
Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя (соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682). На Уложенном соборе (1648—1649) было составлено и утверждено Соборное уложение 1649 (см. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ). На этом соборе было отмечено наибольшее число представителей с мест. Земский собор 1650 был созван в связи с восстанием в Пскове. Соборным решением 1682 была утверждена отмена местничества (см. МЕСТНИЧЕСТВО).
С помощью земских соборов правительство вводило новые налоги, изменяло прежние. На соборах обсуждали вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с земского собора 1566, созванного в связи с Ливонской войной (см. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА) (1558—1583), и кончая соборами 1653—1654 о воссоединении Украины с Россией и 1683—1684 о Вечном мире (см. ВЕЧНЫЙ МИР) с Речью Посполитой. Иногда на земских соборах поднимались незапланированные вопросы: на соборе 1566 был поставлен вопрос об отмене опричнины (см. ОПРИЧНИНА), на соборе 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове, — о положении московских и городовых дворян. С середины 17 века деятельность земских соборов постепенно прекращается. Это объясняется утверждением абсолютизма, а также тем, что дворяне и посадские люди изданием Соборного уложения (1649) добились удовлетворения многих своих требований.
Энциклопедический словарь. 2009.