- Дюшан Марсель
- Дюша́н Марсель(Duchamp) (1887—1968), французский художник. Один из лидеров дадаизма, теоретик и практик «антикультуры» — программы замещения художественного творчества экспонированием реальных вещей («Перевёрнутый писсуар», 1917) и скандального «освоения» классического наследия («L. H. O. O. Q.» — репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с пририсованными усами и бородой, 1919).* * *ДЮШАН МарсельДЮША́Н (Duchamp) Марсель (1887—1968), французский и американский художник и теоретик искусства. Жил и работал во Франции, с 1914 — в США. Через кубизм (см. КУБИЗМ) и футуризм (см. ФУТУРИЗМ) пришел к произведениям, которые стали сенсационными ранними вехами концептуального искусства (см. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО), представив в 1910-е гг. готовые бытовые объекты, напр., сушилку для бутылок или писсуар. В 1915—23 создал знаменитый ассамбляж (см. АССАМБЛЯЖ) «Большое Стекло» (или «Невеста, раздетая догола ее холостяками»), где на первый план выходит сама художественная мысль, концепция, которая доминирует над материалом, предстающая в нарочито вульгарной или абсурдной форме. Со временем Дюшан пришел к отказу от конкретных, осязаемых произведений и занялся в основном игрой в шахматы, иногда создавая отдельные вариации на темы своих ранних концептов (см. КОНЦЕПТ).
Энциклопедический словарь. 2009.