- Дхармакирти
- Дхармаки́рти(VII—VIII вв.), средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров. Вслед за Дигнагой развил основные положения буддийской логики.* * *ДХАРМАКИРТИДХАРМАКИ́РТИ (санск.: Слава Закону), индийский буддийский махаянский (см. МАХАЯНА) мыслитель 7 в., автор семи трудов по буддийской логике, считающихся вершиной эпистемологии (см. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ) буддизма. Родился в брахманской семье на юге Индии, рано проявил свои таланты в познании наук и искусств. В зрелом возрасте в качестве мирянина он поступил учиться в буддийский университет Наланда, где и принял постриг. Дхармакирти активно участвовал и побеждал в традиционных публичных состязаниях философов-полемистов. Как победителю индийские цари предоставили ему возможность и средства для строительства нескольких монастырей.
Его книги рассматриваются в качестве руководств и учебников для подготовки буддийских профессионалов, способных опровергать доводы оппонентов, отыскивать в них логические ошибки, а также формулировать валидно и защищать положения собственной школы. Эти книги досконально изучаются до сих пор в учебных заведениях тибето-монгольского буддизма. В них преимущественно развивались идеи Дигнаги (см. ДИГНАГА). Наиболее весомым вкладом в теорию познания является «Прамана-вартика» («Истолкование источников познания»), которая сохранилась в 4-х главах и 2-х тыс. строф с прозаическим автокомментарием в тибетском переводе. Она есть детальное (местами критическое) толкование на «Прамана-самуччаю» Дигнаги. Главы посвящены проблемам вывода (анумана), восприятия (пратьякша), достоверности эпистемологических источников (прамана) и формальному силлогизму (парартха-вакья). Другой его известный труд «Ньяя-бинду» («Капля логики»), помимо названных тем, касается также теории логических ошибок. На Западе и в России известность он получил благодаря переводам и исследованиям Ф. И. Щербатского (см. ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович).
Энциклопедический словарь. 2009.